6 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_______А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2024 г.

Приказ № _
от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
6 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Чтение (Литературное чтение)»
(Образовательная область «Язык и речевая практика»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель Зайцева
Екатерина Андреевна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная образовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного

стандарта

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
ФАООП

УО

(вариант

1)

адресована

обучающимся

с

легкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к
предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной
частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Чтение (литературное чтение)» в 6 классе рассчитана на 34
учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю).
ФАООП УО вариант 1 определяет цель и задачи учебного предмета
«Чтение (литературное чтение)».
Цель обучения - учить правильному объяснительному чтению слов,
предложений и текстов, направленному на изучение произведений,
понимание которых основано на имеющемся личном опыте обучающихся.
Задачи обучения:
− воспитание у обучающихся интереса к чтению;
− формирование техники чтения: правильного и плавного чтения
целыми словами в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи
(в том числе и сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов
после предварительной обработки);
3

− формирование навыков сознательного чтения: читать доступный
пониманию текст, осмысленно воспринимать содержание прочитанного,
сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время
коллективного анализа;
− развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения: отвечать
на вопросы учителя, спрашивать о непонятных словах, делиться
впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, словесно
иллюстрировать читаемый текст, коллективно обсуждать предполагаемый
ответ.
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное
чтение)» в 6 классе определяет следующие задачи:
− формирование

умения

читать

доступный

пониманию

текст

правильно, осознанно, плавно, целым словом с постепенным переходом к
чтению группами слов (словосочетаниями) в соответствии с нормами
орфоэпии;
− развитие умения осмысленно воспринимать содержание текста,
умение поделиться впечатлением о прочитанном, умение пересказывать
текст;
− развитие

навыка

правильного,

сознательного,

беглого

и

выразительного чтения;
− формирование читательской самостоятельности у обучающихся:
развитие у них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их
пониманию произведениями художественной литературы;
− формирование и развитие навыка речевого общения обучающихся на
материале

прочитанных

и

проанализированных

литературных

произведений;
− развитие и совершенствование навыка работы с различными
текстами:

художественными,

научно-художественными,
научно-

популярными статьями;
4

− формирование навыка самостоятельной работы с книгой.
2.Планируемые результаты освоения рабочей
программы по учебному предмету «Чтение» в 6
классе
Личностные результаты:
− воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие этических

чувств,

проявление

доброжелательности,

эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
− сформированность установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Чтение» в 6 классе
Минимальный уровень:
− правильное и плавное чтение целыми словами (чтение по слогам
сложных по звуко-слоговой структуре и значению слов);
− ответы на вопросы с помощью учителя;
− определение основной мысли с помощью учителя в том случае,
когда она прямо сформулирована в тексте;
− полный и выборочный пересказ несложных по содержанию
и структуре текстов (отрывков из них) с опорой на картинный план
и наводящие вопросы учителя;

5

− заучивание
или отрывков
учитель

наизусть

из

них

определяет

с

небольших

объёму

стихотворений

заучиваемых

стихотворений

индивидуальных

возможностей

(количество
учётом

по

обучающегося);
− элементарная оценка поступков героев произведений;
− определение своего отношения к героям и их
поступкам. Достаточный уровень:
− правильное и плавное чтение целыми словами в темпе,
приближенном к темпу устной разговорной речи (в том числе и сложных
по звуко-слоговой структуре и значению слов после предварительной
отработки);
− чтение
предложений,

с

соблюдением

использование

знаков

интонации,

препинания

в

конце

соответствующей

знакам

препинания в конце предложений;
− самостоятельные ответы на вопросы по содержанию текста;
− словесное иллюстрирование отдельных отрывков текста (под
руководством учителя);
− составление элементарной характеристики героя с использованием
опорных слов;
− определение основной мысли с помощью учителя и подтверждение
её отрывками из текста;
− деление текста на части по предложенному плану;
− полный пересказ текста по предложенному словеснологическому плану и выборочный пересказ с опорой на иллюстрацию;
− коллективное

словесное

иллюстрирование

отдельных

отрывков текста с ясно выраженной фабулой (с помощью наводящих
вопросов учителя);
− заучивание наизусть 6—8 стихотворений;
− выражение своего отношения к поступкам героев и объяснение их;

−
 определе
ние (с
помощью
учителя)
причины
поступков
героев и
э
лементарн
ая оценка;
− определение (с помощью учителя) отношения автора к героям и их
поступкам;
− понимание эмоционального

состояния

героя

произведения

и

установление причин его переживаний.

3.
В

6

классе

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
особое

внимание

уделяется

совершенствованию

у

обучающихся беглого, сознательного, правильного и выразительного чтения
целыми словами в темпе, приближенном к темпу устной разговорной речи.
Работа над выразительным чтением включает соблюдение пауз между
предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Для понимания
читаемого

осуществляется

следующая

работа:

выделение

главной

мысли

произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого,
деление текста на законченные по смыслу части по данным

заглавиям,

придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление
плана. Для развития устной речи используется метод

полного

и

выборочного пересказа, заучивание

наизусть стихотворений, басен.

В процессе обучения целесообразно использовать следующие методы и
приемы:
− словесный метод (рассказ, беседа, работа с учебником);
− наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций, схемы); −
практический метод (упражнения, практическая работа, пересказ по
картинному плану, выборочное чтение);
− репродуктивный метод (работа по алгоритму).
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания
художественных

произведений

уделяется

большое

внимание

развитию

речи

обучающихся, их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы;
полно, правильно и последовательно передавать содержание
прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;
называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно
оценивать их действия и поступки;
устанавливать несложные причинноследственные связи и отношения; делать выводы,
обобщения, в том числе эмоционального плана. На уроках чтения в 6 классе
продолжается формирование у обучающихся
техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания
прочитанных произведений. Реализация программного материала способствует решению
проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия
описываемых событий жизненным ситуациям.
Систематическая словарная работа на уроках расширяет словарный запас детей,
помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Особое внимание
уделяется

познавательной

активности

учащихся,

их

мотивированности

к

самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной
деятельности предполагается работа с тетрадью и дополнительной литературой.

На уроке чтения в 5 классе учитель использует в комбинации различные формы
работы: групповую, индивидуальную и парную. В методических аппаратах книг для
чтения предусмотрены задания, выполнение которых должно проходить в парах или
группе. Учителю необходимо варьировать формы работы в связи с весьма разнородным
составом класса обучающихся. Наряду с использованием заданий разной степени
сложности и постоянной сменой видов деятельности, комбинации различных форм
работы помогут в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода и
сделают урок интересным и разнообразным.

4.Тематическое планирование
№
п/п
1

Наименования
разделов.
Темы уроков.
По В. Пескову
«Отечество»

Материально – техническое обеспечение.
Основные виды деятельности обучающихся

Кол-во
часов

Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Знакомство с
понятием «эпиграф». Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над
словами и выражениями, сложными для понимания. Объяснение таких понятий,
как «Отчизна» , «Отечество», «Родина», «Россия», «корни». Работа с
презентациями в формате PowerPoint

1

2

М. Ножкин
«Россия»

Бесседа о России с опорой на иллюстративный материал, произведения искусства,
музыку, знания учащихся. Сопоставление пословиц с текстом стихотворения.
Работа над пониманием текста стихотворения (сравнения, непонятные слова и
выражения, образные выражения). Работа над выразительным чтением. Заучивание
стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint

1

3

М. Пришвин
«Моя Родина»

Беседа с опорой на иллюстративный материал, знания школьников. Работа над
техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями,
сложными для понимания. Пересказ от первого лица по плану. Работа с
презентациями в формате PowerPoint

1

4

В. Бианки
«Сентябрь»

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на
знания детей, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения.
Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями, сложными для
понимания. Сопоставление пословиц с текстом. Выборочный пересказ. Работа с
презентациями в формате PowerPoint

1

5

И. Бунин
«Лес, точно терем
расписной»

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на
знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Выборочное
чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над средствами
выразительности в стихотворении, сравнениями, описаниями, образными
выражениями, сложными для понимания словами и выражениями. Сравнение
описания осени у В.Бианки и И. Бунина. Высказывания учащихся, объяснения,
доказательства. Заучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в

1

Дата

формате

PowerPoint

6

Ю. Качаев
«Грабитель»

Беседа о лесных жителях с опорой на иллюстративный материал. Работа над
техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями,
сложными для понимания. Самостоятельный поиск незнакомых слов и их
объяснение. Рассказ отрывков текста, полный пересказ. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint

1

7-8

Б.Житков
«Белый домик»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и
выражениями, сложными для понимания. Деление текста на части, озаглавливание
частей, составление плана рассказа. Словесное рисование. Работа над пересказом.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

2

9

Внеклассное чтение.
Чтение произведений
устного народного
творчества.

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников, художественные
произведения, музыку. Элементы драматизации. Выборочное чтение.
Рассказывание. Работа с уголком внеклассного чтения, дневником внеклассного
чтения. Конкурсы, викторины. Работа в парах и группах. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint

1

1012

А.Белорусец
«Звонкие ключи»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и
выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием природы в тексте.
Работа над характеристикой героя рассказа. Озаглавливание частей, составление
плана рассказа. Работа над пересказом. Сравнительная характеристика героев
рассказа Б. Жидкова «Белый домик» и А. Белорусец «Звонкие ключи». Работа с
презентациями в формате PowerPoint

3

1315

К.Паустовский
«Заячьи лапы»

3

16

Внеклассное чтение.
Чтение рассказов о
животных.

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над
словами и выражениями, сложными для понимания. Работа над описанием грозы в
тексте. Работа над характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями.
Объяснение таких понятий как «отзывчивость», «человечность», «сострадание»,
«помощь», «вина», «искупление». Озаглавливание частей, составление плана
рассказа. Работа над пересказом.
Чтение и обсуждение рассказов о животных. Выборочное чтение. Рассказывание
отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным
материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг, уголком
внеклассного чтения. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

17

И.Тургенев
«Осенний день в
берёзовой роще»

1819

Е.Носов
«Хитрюга»

20

В. Бианки
«Октябрь»

21

С Михалков
«Будь человеком»

22

Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на 1
знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над
техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над словами и выражениями,
сложными для понимания. Словесное рисование с опорой на текст, иллюстрации,
картины, рисунки учащихся. Работа над рассказом-описанием.
2
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над
словами и выражениями сложными для понимания. Работа над описанием осеннего
дня в тексте. Сравнительный анализ описания осеннего дня в рассказе И. Тургенева
«Осенний день в берёзовой роще» и в рассказе Е. Носова «Хитрюга». Работа над
характеристикой героя рассказа. Работа с иллюстрациями. Озаглавливание частей,
составление плана рассказа. Работа над пересказом. Беседа о животных,
встречающихся в лесу, беседа о бережном отношении к природе.
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на 1
знания детей, произведения искусства, музыки. Выборочное чтение. Словесное
рисование. Пересказ по плану. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
1

Б. Заходер
«Петя мечтает»

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Объяснение приёма
сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка поступков
персонажей стихотворения. Выявление морально нравственной стороны
описанного автором случая в лесу. Выяснение личного отношения к описанным
событиям, чувств, которые они вызвали.
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Заучивание
стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint

23

По Д. Биссету
«Слон и муравей»

Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа с
презентациями в формате PowerPoint

1

24

По Д. Биссету
«Кузнечик Денди»

1

25

Дж. Родари
«Как один мальчик
играл с палкой»
Дж. Родари
«Пуговкин домик»

Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Сравнительный
анализ сказок Д. Биссета «Слон и муравей» и «Кузнечик Денди». Работа над
рассказыванием сказок.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа с
презентациями в формате PowerPoint

2627

1

1

2
Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение.
Озаглавливание частей, работа над пересказом. Определение и объяснение мысли,
объединяющей истории о мальчике Клавдио и плотнике Пуговке. Коллективное
обсуждение, высказывание своей точки зрения учащимися. Работа с презентациями

в формате

PowerPoint

28

Внеклассное чтение.
Чтение авторских
сказок.

Выборочное чтение, рассказывание отрывков из сказок. Использование элементов
драматизации. Работа с иллюстративным материалом, рисунками учащихся.
Организация работы в парах, командах. Работа с уголком внеклассного чтения,
дневником внеклассного чтения с выставкой книг. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint

1

29

«Илья Муромец и
Соловей-разбойник»
(отрывок из былины)

Беседа о произведениях устного народного творчества с опорой на иллюстрации,
знания учащихся. Знакомство с новым жанром устного народного творчества –
былиной. Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение
по ролям. Выборочное чтение. Работа над незнакомыми и сложными для
понимания словами и выражениями. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

30

Ф.Глинка
«Москва» (в
сокращении)

1

31

В. Бианки «Ноябрь».
Обобщение
произведений осенней
тематики.

Беседа о Москве с опорой на иллюстрации, произведения искусства, музыку,
рисунки школьников, знания учащихся. Работа над выразительным чтением.
Работа над образными выражениями, незнакомыми и сложными для понимания
словами.
Беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением осени с опорой на
знания детей, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над
техникой чтения. Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках
произведениях. Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными
произведениями. Рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на
иллюстрации. Составление рассказа- описания по опорным словам. Работа над
образными выражениями, используемыми для описания осени. Чтение наизусть
стихотворений об осени. Работа с презентациями в формате PowerPoint

3233

По С. Алексееву
«Без Нарвы не видать
моря»,
«На берегу Невы»

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы,
иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям.
Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над образными выражениями,
незнакомыми и сложными для понимания словами. Определение и объяснение
мысли, объединяющей эти два рассказа. Коллективное обсуждение, высказывание
своей точки зрения учащимися. Работа с презентациями в формате PowerPoint

2

34-

Рассказы о русском

Беседа об исторических периодах, описанных в рассказах (опора на вопросы,

2

1

35

подвиге
По С. Алексееву
«Медаль»,
«Гришенька»

иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Чтение по ролям.
Выборочное чтение. Работа над пересказом. Работа над образными выражениями,
незнакомыми и сложными для понимания словами. Сравнение действий двух
полководцев. Коллективное обсуждение, высказывание своей точки зрения
учащимися. Работа с презентациями в формате PowerPoint

3639

Великодушный
русский воин
По Е. Холмогоровой
«Серебряный лебедь»
«Боевое крещение»
«День рождения
Наполеона»
«В дни спокойные»
Внеклассное чтение.
Чтение рассказов о
подвигах народа.

Беседа об историческом периоде, описанном в рассказах (опора на вопросы,
иллюстрации, знания школьников). Работа над техникой чтения. Выборочное
чтение. Работа над пересказом. Работа над незнакомыми и сложными для
понимания словами и выражениями. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

4

Чтение и обсуждение рассказов о войне и подвигах народа. Выборочное чтение.
Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Работа с
иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг,
уголком внеклассного чтения.
Беседа с опорой на знания учащихся, иллюстративный материал, выставку книг,
фрагменты мультфильмов о Незнайке. Работа над техникой чтения. Выразительное
чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над характеристикой
персонажей. Работа с презентациями в формате PowerPoint

1

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым
значением сложных для понимания слов и словосочетаний. Составление плана к
произведению. Пересказ произведения по плану.
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над смысловым и
этимологическим значением слова «здравствуйте». Беседа о правилах приветствия
старших, сверстников, знакомых и незнакомых людей. Использование элементов
драматизации. Пересказ произведения по плану. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint

1

40

4142

По Н. Носову
«Как Незнайка
сочинял стихи»

43

Е. Пермяк
«Тайна цены»

44

«Здравствуйте!»
Перевод с польского
Д. Гальпериной

45

В. Бианки «Декабрь»,
Е. Благинина
«Новогодние
загадки»

2

1

Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, 1
музыку, рисунки учащихся, их знания и опыт. Совершенствование техники чтения.
Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над сложными для
понимания словами и выражениями. Отгадывание загадок о зиме. Самостоятельно
составление зимних загадок. Работа с презентациями в формате
Power Point

1

46

А. Никитин
«Встреча зимы»

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства,
музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением.
Словесное рисование. Работа над средствами выразительности, сравнениями,
описанием, трудными для понимания словами.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

47

А. Дорохов
«Тёплый снег»
А.Пушкин
«Вот север, тучи
нагоняя ….»

1
Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием зимнего
леса. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования.
Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, 1
музыку. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над
выразительным чтением. Работа над средствами художественной выразительности
текста. Работа над раскрытием содержания произведения, объяснение смысла
трудных для понимания слов и выражений. Развитие творческого воображения в
процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

49

Д. Хармс
«Пушкин»

Беседа с опорой на иллюстративный материал. Работа над техникой чтения.
Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Беседа
об известных школьникам произведениях А.С. Пушкина.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

50

Внеклассное чтение.
Чтение произведений
А.С. Пушкина

Беседа с опорой на иллюстративный материал, рисунки школьников, произведения
искусства, музыку, отрывки из мультфильмов. Выборочное чтение. Чтение
отрывков наизусть. Викторины, конкурсы. Работа с дневниками внеклассного
чтения, выставкой книг, уголком внеклассного чтения.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

51

В. Бианки
«Январь»

Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя,
иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Работа над
пониманием народных примет, пословиц и поговорок о зиме. Работа над
пересказом по плану. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

5254

Х.-К. Андерсен
«Ель»

Беседа о произведениях Х.-К. Андерсена с опорой на иллюстративный материал,
рисунки учащихся, отрывки из мультфильмов, книги. Работа над техникой чтения.
Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над новыми, непонятными словами и
выражениями. Озаглавливание частей сказки. Пересказ по плану. Выделение и
осознание идеи сказки с помощью вопросов учителя. Высказывания учащихся,

3

48

коллективное обсуждение.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
5556

А. Чехов
«Ванька»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над новыми,
непонятными словами и выражениями. Анализ текста по вопросам, выделение
идеи произведения через отношения автора к герою и описанной ситуации.
Характеристика героя рассказа. Работа над пересказом. Высказывание
собственного отношения учащихся к герою рассказа. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint

2

57

И. Никитин
«Весело сияет месяц
над селом…»

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства и
музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным чтением.
Работа над средствами выразительности. Развитие творческого воображения в
процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

58

И. Суриков
«Белый снег
пушистый….»

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства и
музыку. Совершенствование техники чтения. Работа над средствами
выразительности. Работа над выразительным чтением. Словесное рисование.
Разучивание стихотворения наизусть. Сравнение стихотворения И. Никитина
«Весело сияет месяц над селом….» со стихотворением И. Сурикова «Белый снег
пушистый….» Работа с презентациями в формате
Power Point

1

5960

М. Зощенко
«Леля и Минька.
Ёлка»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ текста
по вопросам. Сопоставление героев рассказа, составление словесного портрета.
Работа над пересказом. Выделение главной мысли рассказа. Высказывание
собственного отношения учащихся к героям рассказа и их поступку.
Работа с презентациями в формате
Power Point

2

61

Ю. Рытхэу
«Пурга»

Беседа о природе и жизни людей на Чукотке с опорой на иллюстративный
материал. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа над описанием
пурги. Словесное рисование. Работа над составлением характеристики персонажа.
Работа над пересказом текста.
Работа с презентациями в форматеPower Point

1

6263

Ю.Дмитриев
«Таинственный
ночной гость»

Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Эмоциональная оценка
произведения. Работа над сложными для понимания выражениями. Работа над
пересказом.
Работа с презентациями в форматеPower Point

2

64

В Бианки
«Февраль»

Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя,
иллюстрации, рисунки школьников, знания и опыт учеников. Выборочное чтение.
Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения.
Подготовка самостоятельных рассказов учащихся по теме произведения.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

6569

Прослушивание текста, читаемого учителем. Знакомство с новым жанром – пьеса –
С. Маршак
сказка. Нахождение непонятных слов, выражений и объяснение их (с помощью
«Двенадцать учителя). Выразительное чтение текста по ролям. Работа над техникой чтения.
месяцев»
Анализ произведения по вопросам учителя с подтверждением отрывков из текста.
Анализ нравственных качеств персонажей. Создание характеристик персонажей
пьесы, их поступков с использованием художественно – выразительных средств
данного текста. Высказывание личного отношения к персонажам пьесы, участие в
коллективном обсуждении. Раскрытие понятий «себялюбие», «зависть». Работа с
иллюстративным материалом, соотнесение иллюстраций с текстом пьесы.
Просмотр отрывков из мультфильма по данной пьесе. Участие в драматизации
отрывков пьесы. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

7077

Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и
По Х. – К. Андерсену выражений, их объяснение (с помощью учителя). Чтение текста учителем по 8
«Снежная королева»
цепочке. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение отрывков
по заданию учителя. Чтение по ролям. Работа над техникой чтения (правильность,
выразительность, осознанность). Озаглавливание частей сказки. Составление
плана, пересказ сказки по плану. Выделение и осознание идеи сказки с помощью
вопросов учителя. Составление характеристики героев сказки. Высказывание
личного отношения к героям сказки, участие в коллективном обсуждении.
Участие в беседе по вопросам учителя о прочитанных произведениях с опорой на
Внеклассное чтение.
иллюстрации, произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников. Работа 1
Чтение произведений над техникой чтения. Выборочное чтение отрывков. Чтение наизусть
по зимней тематике(на произведений. Подбор пословиц и поговорок, обсуждение народных примет,
усмотрение учителя)
соотнесение их с прочитанными текстами. Рассказы школьников о прочитанных
произведениях.

78

5

79
С. Смирнов
«Первые приметы»

80
В. Бианки
«Март»

81
По В. Пескову
«Весна идёт»

82
М. Пришвин
«Жаркий час»

8384

Г. Скребицкий
«Весенняя песня»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение
непонятных слов и выражений, объяснение (с помощью учителя). Беседа о
сезонных изменениях в природе с приходом весны с опорой на иллюстрации,
рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, на личный опыт
обучающихся. Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над
средствами художественной выразительности. Выразительное чтение.
Разучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и
образных выражений, объяснение их (с помощью учителя). Чтение учащимися по
цепочке. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над техникой чтения.
Выборочное чтение. Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с
текстом произведения. Отгадывание загадок. Самостоятельное придумывание
загадок о весне. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа об особенностях
прихода весны в разных странах и континентах. Рассказы обучающихся о
перелётных птицах с опорой на знания и личный опыт. Нахождение и объяснение
непонятных слов и выражений (с помощью учителя). Рассматривание
иллюстративного материала, произведений искусства. Совершенствование техники
чтения. Выборочное чтение по заданию учителя. Словесное рисование с опорой на
картину. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Чтение текста
учащимися с комментарием и беседой. Работа над выразительным чтением. Работа 1
над формированием беглого чтения. Беседа о сезонных изменениях в природе с
приходом весны с опорой на иллюстрации, произведения искусства, музыку,
рисунки. Работа над средствами художественной выразительности.
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа о признаках
весны и поведении птиц с опорой на иллюстративный материал. Нахождение в
тексте образных слов и выражений, служащих для описания. Словесное рисование
с опорой на иллюстрацию. Совершенствование техники чтения. Выборочное
чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

2

85.
В. Жуковский
«Жаворонок»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Прослушивание
романса А. Глинки «Жаворонок». Словесное описание природы. Анализ
стихотворения по вопросам учителя. Самостоятельное чтение. Работа над техникой
чтения. Чтение стихотворения цепочкой, расстановка пауз, каждый чтец
заканчивает на паузе. Нахождение эпитетов, расстановка логических
ударений.Разучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

86

А. Толстой
«Детство Никиты»

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение 1
непонятных слов и выражений, объяснение их (с помощью учителя). Выборочное
чтение.
Работа
над
техникой
чтения
(правильность,
осознанность,
выразительность). Анализ текста по вопросам учителя. Участие в беседе об
изменениях в природе весной. Составление рассказа – описания. Пересказ текста.

87

А. Твардовский
Прослушивание аудиозаписи стихотворения. Беседа о сезонных изменениях весной 1
«Как
после с опорой на произведения искусства, музыку, знания и личный опыт
мартовских
учащихся.Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над
метелей…»
выразительными средствами языка. Словесное рисование.Заучивание
стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint

88.

А. Плещеев
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение
«И вот шатёр свой непонятных слов, их объяснение (с помощью учителя). Беседа с опорой на
голубой…»
произведения искусства, музыку, знания и личный опыт учащихся. Работа над
выразительным чтением. Чтение по цепочке, расстановка логических ударений,
пауз, каждый чтец заканчивает на паузе. Работа над выразительными средствами
языка (сравнение, эпитеты). Словесное рисование. Выразительное чтение
стихотворения. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

89.

В. Бианки
«Апрель»

1

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Совершенствование 1
техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на романс М. Глинки
«Жаворонок», картину И. Левитана «Весна. Большая вода», рисунки, знания и
личный опыт обучающихся. Рассказ по картине с опорой на текст произведения.
Соотнесение народных примет, пословиц и поговорок с текстом произведения.

90.

Внеклассное чтение.
Чтение произведений
весенней
тематики
(выбор авторов и
произведений
на
усмотрение учителя).

Развитие техники чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на
иллюстрации, рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт
школьников. Чтение наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет,
пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических
загадок. Составление рассказа по плану. Работа с дневниками внеклассного чтения,
уголком внеклассного чтения. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

9193

К. Паустовский
«Стальное колечко»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам 3
учителя. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью
учителя). Выборочное чтение отрывков по заданию учителя. Чтение по ролям.
Работа над описанием весеннего леса. Работа над образом героини произведения.
Озаглавливание частей произведения. Работа над пересказом частей сказки.

9496

По В. Астафьеву
«Злодейка»

Прослушивание произведения, читаемого учителем. Чтение текста цепочкой по
абзацам. Анализ произведения по вопросам учителя. Работа над незнакомыми,
сложными для понимания словами, их объяснение (с помощью учителя).
Выборочное чтение по заданию учителя. Работа над описанием собаки (внешность,
поведение). Работа над пересказом текста. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

9798

По Е. Барониной
Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Беседа с опорой на
«Рассказы про зверей» иллюстративный материал. Работа над техникой чтения (правильность,
выразительность, осознанность). Анализ произведения по вопросам учителя.
Выборочное чтение по заданию учителя. Подготовка самостоятельного рассказа о
понравившемся животном с опорой на план, иллюстрацию, рисунок. Отгадывание
загадок о животных. Рассказы школьников о посещении зоопарка, о своих
домашних питомцах. Участие в коллективном обсуждении. Работа с
презентациями в формате PowerPoint

99100

В. Драгунский
«Кот в сапогах»

1

3

2

Прослушивание текста, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам 2
учителя. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям.
Составление характеристики персонажей. Беседа о качествах настоящего друга с
опорой на знания и личный опыт учащихся. Работа над пересказом текста.

101

Д. Хармс
«Заяц и ёж»

Прослушивание сказки, читаемого учителем. Анализ произведения по вопросам
учителя. Выразительное чтение по ролям. Выборочное чтение отрывков по
заданию учителя. Работа над техникой чтения. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

102

И.А. Крылов
«Зеркало и обезьяна»

103

Внеклассное чтение.
Чтение рассказов о
дружбе
и
взаимовыручке
(выбор авторов и
произведений
на
усмотрение учителя)

Прослушивание аудиозаписи. Определение понятия «басня» как литературного 1
жанра. Самостоятельное и выразительное чтение басни. Нахождение непонятных
слов и выражений, их объяснение (с помощью учителя). Сопоставление поведения
и повадок животных с поступками и поведением людей. Выборочное чтение по
заданию учителя. Работа с иллюстративным материалом. Участие в драматизации
басни. Выяснение и обсуждение морали басни.
Чтение и обсуждение прочитанных произведений. Выборочное чтение.
1
Рассказывание отрывков из произведений. Работа в парах и группах. Соотнесение
пословиц и поговорок с героями произведений и их поступками. Работа с
иллюстративным материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг,
уголком внеклассного чтения. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

104110

По Р. Киплингу
«Рики - Тики – Тави»

Прослушивание произведения, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов
и выражений, их объяснение (с помощью учителя). Работа над техникой чтения.
Выборочное чтение по заданию учителя. Самостоятельное чтение. Озаглавливание
частей сказки, составление плана, пересказ сказки. Составление описания
внешнего вида мангуста с опорой на иллюстративный материал. Составление
характеристик героев сказки. Участие в беседе по выделению и осознанию идеи
сказки с помощью вопросов учителя. Просмотр отрывков анимационного фильма.
Участие в коллективном обсуждении, заслушивание высказываний учащихся.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

7

111

В. Набоков
«Дождь пролетел…»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Самостоятельное чтение
стихотворения. Работа по совершенствованию техники чтения. Выборочное
чтение. Работа над выразительным чтением стихотворения. Работа над средствами
художественной выразительности. Словесное рисование картины природы после
дождя. Заучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

1

1

112

В. Бианки
«Май»

113

М. Дудин
Аудио прослушивание произведения. Чтение стихотворения, работа над
«Наши песни спеты на выразительным чтением. Участие в беседе о подвигах солдат во время ВОВ с
войне»
опорой на иллюстрации, знания школьников. Нахождение непонятных слов,
выражений, их объяснение (с помощью учителя). Выборочное чтение по заданию
учителя. Просмотр отрывков из документальной хроники. Выяснение личного
отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали. Выразительное
чтение стихотворения. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

114118

В. Медведев
«Звездолёт
«Брунька»»

119122

Прослушивание теста, читаемого учителем. Участие в беседе о весне с опорой на 1
знания школьников, иллюстрации, рисунки, художественные произведения,
музыку. Работа по совершенствованию техники чтения. Чтение текста по цепочке.
Нахождение и объяснение непонятных слов, выражений, их объяснение (с
помощью учителя). Выборочное чтение по заданию учителя. Словесное рисование
картин весны в мае. Сопоставление народных примет, поговорок, пословиц с
текстом произведения.

1

Прослушивание текста произведения, читаемого учителем. Нахождение 5
непонятных слов и выражений, объяснение (с помощью учителя). Чтение
произведения по абзацам. Выборочное чтение по заданию учителя. Чтение по
ролям. Анализ произведения по вопросам учителя. Составление характеристики
героев произведения. Оценка поступков Ани. Выяснение личного отношения к
событиям, описанным в рассказе, к главному герою. Деление и озаглавливание
частей сказки. Составление плана сказки и пересказ по плану.
По К. Паустовскому
Прослушивание текста, читаемого учителем. Беседа о композиторе Э. Григе о с 4
«Корзина с еловыми опорой на иллюстрации и отрывки из музыкальных произведений. Прослушивание
шишками»
музыкального произведения Э. Грига. Чтение произведения по абзацам. Анализ
текста произведения по вопросам учителя. Совершенствование техники чтения.
Выборочное чтение. Чтение по ролям. Составление описания осеннего леса.
Участие в беседе по выделению главной мысли произведения с опорой на вопросы
учителя. Составление краткого пересказа текста. Работа с презентациями в
формате
PowerPoint

123- По А. де Сент – Прослушивание текста, читаемого учителем. Работа по совершенствованию
126
Экзюпери
техники чтения. Чтение по ролям. Анализ текста произведения по вопросам
«Маленький принц»
учителя. Выборочное чтение по заданию учителя. Участие в беседе по вопросам

4

учителя с целью выделения главной мысли произведения. Составление
характеристики главного героя. Словесное рисование. Работа над пересказом
текста. Работа с презентациями в формате
PowerPoint
127

Внеклассное чтение.
Чтение
рассказов
зарубежных писателей
(выбор авторов и
произведений
на
усмотрение учителя)

Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писателей.
Выборочное чтение. Работа над техникой чтения (правильность,
выразительность, осознанность). Беседа о прочитанных
произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки, знания
учащихся. Оценка персонажей, их поступков, прочитанных
произведений. Высказывание личного отношения школьников к
произведениям и героям. Рассказы учащихся. Участие в
викторине, в конкурсах. Участие в коллективном обсуждении.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

1

128

В. Астафьев
«Зорькина песня»

Прослушивание текста, читаемого учителем. Нахождение непонятных слов и
выражений, их объяснение (с помощью учителя). Чтение текста по абзацам.
Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Анализ
произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение по заданию учителя.
Участие в беседе по вопросам учителя с целью выделения главной мысли
произведения. Составление описания земляники. Работа с презентациями в
формате Power Point

1

129

Н. Рыленков
«Нынче ветер,
мальчишка…»

130

Обобщающий урок по Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки 1
теме «Весна»
учащихся, произведения искусства, музыку, знания и опыт учащихся. Развитие
техники чтения. Выборочное чтение отрывков произведений о весне. Чтение
наизусть стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение

Прослушивание аудиозаписи произведения в исполнении мастеров – чтецов. 1
как Чтение стихотворения цепочкой, расстановка пауз, каждый чтец заканчивает на
паузе. Нахождение непонятных слов и выражений, их объяснение (с помощью
учителя. Беседа по вопросам учителя. Выборочное чтение по заданию учителя.
Работа над выразительными средствами языка (сравнение, эпитеты).
Работа над выразительным чтением (правильность, выразительность,
осознанность). Составление словесного описания. Разучивание стихотворения
наизусть. Работа с презентациями в формате
PowerPoint

131132

Внеклассное чтение.
Чтение
юмористических
стихотворений
и
рассказов
(выбор
авторов
и
произведений
на
усмотрение учителя)

133136

Повторение

их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Составление
рассказа по плану. Участие в викторине.
Чтение и обсуждение юмористических рассказов. Беседа о прочитанных 2
произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся, произведения
искусства, музыку, знания и опыт учащихся. Выборочное чтение по заданию
учителя. Работа над техникой чтения. Участие в беседе по оценке персонажей,
высказывание личного отношения школьников к произведениям и героям.
Рассказы учащихся. Участие в викторине, конкурсах.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint

Чтение отрывков, пересказ, выборочное чтение, повторение выученных
стихотворений. Тестирование. Работа с презентациями в формате
Power Point

4

5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Освоение учебного предмета «Чтение»
предполагает использование
демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для создания
материально – технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
Демонстрационные и печатные пособия:
 магнитная доска;
 демонстрационные карточки: «Мир животных», «Домашние животные», «Дикие
животные», «Птицы»,«Птицы домашние», «Природные явления», «Времена года»,
«Деревья и кустарники», «Великие полководцы»;
 наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, определённой
в стандарте образования для детей с лёгкой степенью умственной отсталости по
чтению;
 Демонстрационные карточки: портреты писателей и поэтов.
Технические средства обучения:
 персональный ноутбук;
 многофункциональное устройство;
 мультимедиа проектор в комплекте с креплением;
 интерактивная доска;
 цифровая видеокамера;
 мультимедийный проектор;
 документ- камера;
 мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике по
чтению.
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)http://fgosovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/08_ФГОС_УО_19.10.2015.pdf/
3. Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ
«Адаптивная школа №12»
Учебно-методическая литература:
1. Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.
2. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011.
3.Габай, Т. В. Педагогическая психология: [учеб.пособие для вузов по спец. психологии]
/ Т. В. Габай. – М.: Академия, 2003. – 240 с.
4. Коренев А . Н . Нарушения чтения и письма у детей. / А . Н . Коренев . —
СПб.: Речь, 2006.
Литература для учащихся
1. Чтение. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные общеобразовательные программы\ авт.-сост. З.Ф Малышева. – 17-е изд.,
перераб. – М. : Просвещение, 2018. – 255 с. : ил. – ISBN 978-5-09—55183-0/
2. Ликум А. Детская энциклопедия "Все обо всем".
3. Гуркова И.В. Энциклопедический словарь для детей от А до Я.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и
фразеологических выражений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».