ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР: Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. _________А.Г. Никитина Директор: ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ от «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса (вариант 1) учебного предмета «Чтение» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель Лебедева Елена Михайловна г. Нелидово 2024г 1 СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 2 1.Пояснительная записка 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат». Учебный предмет «Чтение (литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Чтение (литературное чтение)». Цель обучения – учить правильному объяснительному чтению слов, предложений и текстов, направленному на изучение произведений, понимание которых основано на имеющемся личном опыте обучающихся. Задачи обучения: − совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; − развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; − развитие положительных качеств и свойств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (литературное чтение)» в 5 классе определяет следующие задачи: − формирование качества техники чтения: правильность, осознанность, выразительность, беглость; − совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся; − формирование умения читать доступные пониманию тексты вслух и про себя; − формирование умения осмысленно воспринимать содержание текста, умения поделиться впечатлением о прочитанном, умения пересказывать текст; − формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре разных народов; − развитие у обучающихся интереса к чтению; − знакомство с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы. 2.Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Чтение» в 5 классе Личностные результаты: − овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; − использование доступных информационных технологий для коммуникации; − проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» в 5 классе 3 Минимальный уровень: − уметь осознанно и правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам; − уметь находить, читая про себя отрывки проанализированного текста, связанные с определёнными событиями; − уметь отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя); − заучивать стихотворения наизусть (объём текста с учётом учебных возможностей учащегося); − принимать участие в уроках внеклассного чтения. Достаточный уровень: − уметь осознанно и правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам; − читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту; − уметь отвечать на вопросы учителя; − уметь пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно; − выражать своё отношение к поступкам героев и событиям; − выучить наизусть 8–10 стихотворений. 3.Содержание обучения. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся, их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. На уроках чтения в 5 классе продолжается формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания прочитанных произведений. Реализация программного материала способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Систематическая словарная работа на уроках расширяет словарный запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебнопознавательной деятельности предполагается работа с тетрадью и дополнительной литературой. На уроке чтения в 5 классе учитель использует в комбинации различные формы работы: групповую, индивидуальную и парную. В методических аппаратах книг для чтения предусмотрены задания, выполнение которых должно проходить в парах или группе. Учителю необходимо варьировать формы работы в связи с весьма разнородным составом класса обучающихся. Наряду с использованием заданий разной степени сложности и постоянной сменой видов деятельности, комбинации различных форм работы помогут в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода и сделают урок интересным и разнообразным. Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.) Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы, рассказыописания, стихотворения. Ориентировка в литературоведческих понятиях: 4 литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя. присказка, зачин, диалог, произведение. герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж. стихотворение, рифма, строка, строфа. средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм). элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения. Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану. Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с помощью учителя). Литература для внеклассного чтения 1. Русские народные сказки. 2. Сказки народов мира. 3. Б.С.Житков «Пожар в море», «Наводнение», «Обвал», «На льдине», «Компас». 4. Н.Н. Носов «Фантазёры», «Огурцы», «Весёлая семейка». 5. В.А. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо». 6. М.М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Ярик», «Муравьи», «В краю дедушки Мазая». Содержание разделов 5 класс (136 часов) № Тема 1. Устное народное творчество Картины родной природы О друзьях-товарищах 2. 3. 4. 5. 6. О животных Из прошлого нашего народа Спешите делать добро Кол-во часов 19 40 15 16 13 15 7. Из произведений зарубежных писателей 18 Основные виды деятельности обучающихся Познакомиться с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы и поговорки. Разбирать текст по вопросам, формулировать вопросы к отдельным событиям текста и поступкам героев. Выделять тему и идею произведения, соотносить их с заглавием текста. Прогнозировать события с опорой на заглавие и иллюстрации. Выделять в соответствии с данным планом части текста. Озаглавливать части текста (с помощью учителя) после коллективного выделения. Полно и частично пересказывать произведения по данному или коллективно составленному плану. 5 Включать в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста прочитанного произведения. Читать по ролям и драматизировать диалоги. Оценивать характер героя, подбирать подтверждающие эту оценку факты (с помощью учителя). Акцентировать внимание на авторском слове: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение характеризующих события, героев слов и предложений. Выбирать и объяснять образные слова и выражения (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определять отношение автора к своим героям и событиям (с помощью учителя). Навыки чтения Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного. Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа. Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения. 8. Внеклассное чтение Самостоятельное чтение содержанию детских книг. доступных по 6 4.Тематический план № Кол-во п/п часов Содержательная линия. Тема Дата Основные виды учебной деятельности и электронные учебнометодические материалы Устное народное творчество 19ч. Знакомство с произведениями малых форм устного народного творчества. Заучивание наизусть. Работа над смысловым содержанием произведений. Драматизация произведений. Работа с презентациями в формате PowerPoint 1 1 Считалки. Заклички-приговорки. 2 1 Потешки. 3 1 Пословицы и поговорки. Загадки. 4 1 «Никита Кожемяка» (Русская народная сказка) Борьба со злом в русской народной сказке. Выборочное чтение, чтение по ролям. Рассказывание сказки с использованием слов и выражений из текста. Работа с презентациями в формате PowerPoint 5 1 «Как наказали медведя» (Тофаларская сказка) Работа над выразительным чтением. Выяснение отношения к слабым персонажам в сказке. Рассказывание сказки по опорным словам. Работа с презентациями в формате PowerPoint 6 1 «Золотые руки» (Башкирская сказка) Работа над смысловым значением названия сказки. Рисование словесного портрета героини сказки. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Рассказывание сказки. Работа с презентациями в формате PowerPoint 7-8 2 «Морозко» (Русская сказка) Сравнение отношения мачехи к родной дочери и падчерице. Работа над рассказом от первого лица. Раскрытие темы трудолюбия в сказке. Составление характеристики падчерицы и дочери. Рассказывание сказки с опорой на иллюстрации, с использованием слов и выражений из текста. Работа над выразительным чтением, чтение по ролям. Работа с презентациями в формате PowerPoint 9 1 «Два Мороза» (Русская сказка) Выборочное чтение, чтение по ролям. Рассказывание сказки. Поиск народной мудрости в сказке. Работа с презентациями в формате PowerPoint 10 1 «Три дочери» (Татарская сказка) Выборочное чтение, чтение по ролям. Рассказывание сказки. Выяснение 7 поучительного смысла сказки. Работа с презентациями в формате PowerPoint 11-14 4 А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Работа над техникой чтения: правильность, осознанность, выразительность. Выборочное чтение. Характеристика внешности персонажей. Работа со сложными для понимания словами. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание отрывка наизусть. Выяснение собственного отношения к событиям и героям сказки. Работа с презентациями в формате PowerPoint 15-18 4 По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка» Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста и пересказ по частям. Работа над с словами и словосочетаниями, трудными для понимания. Работа с презентациями в формате PowerPoint 19 1 Внеклассное чтение «Русские народные сказки» Показ разнообразия народного творчества страны. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с иллюстративным материалом к сказкам, в том числе выполненным самими учащимися. Работа с презентациями в формате PowerPoint Картины родной природы 15ч 20 1 Лето. Г. Скребицкий «Июнь» Выборочное чтение. Беседа о лете с опорой на текст рассказа и собственный опыт и впечатления.Приметы лета в рассказе. Работа с иллюстративным материалом. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки. Работа с презентациями в формате PowerPoint 21 1 И. Суриков «Ярко солнце светит…» Беседа о лете с опорой на иллюстративный материал и собственный опыт и впечатления. Работа над пониманием текста стихотворения. Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint 22-24 3 А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки) Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Объяснение поведения детей во время грозы, проявление характера героев, выяснение личного отношения учащихся содержанию рассказа. 8 Озаглавливание частей текста и пересказ по частям. Описание состояния природы в рассказе. текста стихотворения( сравнений Работа с презентациями в формате PowerPoint 25 1 А. Прокофьев «Берёзка» Беседа о красоте русской берёзы и русской природы на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся. Работа над пониманием непонятных слов и выражений). Работа над выразительным чтением. Заучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint 26 1 Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…» Беседа об изменениях, происходящих с природой с приходом осени, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся. Работа над пониманием непонятных слов и выражений). Работа над выразительным чтением. Работа с презентациями в формате PowerPoint 27 1 Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Лето» Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Работа с иллюстративным материалом. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Составление рассказа по плану. Составление рассказа-описание по опорным словам. Чтение заученных наизусть стихотворений. Работа с презентациями в формате PowerPoint 28 1 Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь» Беседа об изменениях, происходящих с природой с приходом осени, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся, произведения искусства, музыки. Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа с презентациями в формате PowerPoint 29 1 По И. Соколову-Микитову «Золотая осень» Беседа об изменениях, происходящих с природой с приходом осени, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся, произведения искусства, музыки. Выборочное чтение. Пересказ по плану. Работа с презентациями в формате PowerPoint 30 1 К. Бальмонт «Осень» Беседа об изменениях, происходящих с 9 природой с приходом осени, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над сравнениями, сложными для понимания словами и выражениями. Заучивание наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint 31 1 По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!» Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Озаглавливание частей текста и пересказ по частям. Работа с презентациями в формате PowerPoint 32 1 По В. Астафьеву «Осенние грусти…» Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа с презентациями в формате PowerPoint 33 1 И. Бунин «Первый снег» Беседа об изменениях, происходящих в природе поздней осенью, с опорой на иллюстративный материал, опыт и знания учащихся, произведения искусства, музыки, рисунки учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа над сравнениями, сложными для понимания словами и выражениями. Заучивание наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint 34 1 Обобщающий урок по теме: «Картины родной природы» Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. Работа с иллюстративным материалом. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Словесное рисование с опорой на произведения искусства, музыки. Составление рассказаописание по опорным словам. Чтение заученных наизусть стихотворений. Работа с презентациями в формате PowerPoint О друзьях – товарищах. 12ч 35-36 2 Ю. Яковлев «Колючка» Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Составление плана рассказа, пересказ по плану. Работа над характеристикой 10 персонажей. Выяснения отношения учащихся к героям рассказа. Работа с презентациями в формате PowerPoint 37 1 Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Озаглавливание частей текста и пересказ по частям. Работа над характеристикой персонажа и его поступков. Выяснения отношения школьников к герою рассказа. Работа с презентациями в формате PowerPoint 38-39 2 Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок) Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Раскрытие понятий «дружба», « стыд», «ябеда»,»совесть». Работа над характеристикой персонажа и его поступков. Выяснения отношения школьников к герою рассказа. Работа с презентациями в формате PowerPoint 40-41 2 В. Медведев «Фосфорический» мальчик» Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над характеристикой персонажа и его поступков. Выяснения отношения школьников к герою рассказа. Работа с презентациями в формате PowerPoint 42-44 3 Л. Воронкова «Дорогой подарок» Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Озаглавливание частей текста и пересказ по частям Выяснения отношения школьников к герою рассказа. Нравственная оценка действий персонажей. Работа с презентациями в формате PowerPoint 45 1 Я. Аким «Твой друг» Работа над техникой чтения. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Обсуждение профессии учителя. Работа с презентациями в формате PowerPoint 46 1 Обобщающий урок по теме « О друзьяхтоварищах» Беседа по вопросам учителя о прочитанных на уроках произведениях Соотнесение пословиц и поговорок с прочитанными произведениями. . Работа с иллюстративным материалом. Выборочное чтение. Рассказывание отрывков. Работа с презентациями в 11 формате PowerPoint Басни И. А. Крылова. 3 ч. 47 1 И. Крылов «Ворона и Лисица» 48 1 И. Крылов «Щука и Кот» 49 1 И. Крылов «Квартет» Понятие басня как литературный жанр. Сопоставление поведения и повадок животных с поступками и поведением людей. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Работа над сравнениями, сложными для понимания словами и выражениями. Использование элементов драматизации. Выяснение и обсуждение морали басни. Работа с презентациями в формате PowerPoint Спешите делать добро. 15ч. 50-51 2 Н. Хмелик «Будущий олимпиец» Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Пересказ текста. Сравнительный анализ поступков персонажа. Выборочное чтение. Соотнесение содержания рассказа с жизненным опытом учащихся, их отношения к пожилым людям. Работа с презентациями в формате PowerPoint 52 1 О. Бондарчук «Слепой домик» Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Выяснение и обсуждение таких нравственных понятий, как « доброта», « чувство жалости», « сострадание», « помощь», « равнодушие». Составление характеристики героя. Сравнение героя рассказа Н. Хмелика « Будующий олимпиец» и героя рассказа О. Бондарчук « Слепой домик». Выяснения отношения школьников к персонажам и их поступкам. Работа с презентациями в формате PowerPoint 53-56 4 В. Осеева «Бабка» Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Выяснение и обсуждение таких нравственных понятий, как « уважение к старшим», « терпение», « жестокость», « грубость», « равнодушие» « пренебрежение». Работа над пересказом. Работа с иллюстративным материалом. Работа с 12 презентациями в формате PowerPoint 57-60 4 А. Платонов «Сухой хлеб» Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Обсуждение такого явления, как засуха. Обсуждение темы отношения к матери, тяжёлого женского труда. Характеристика персонажа. Работа над пересказом. Работа с презентациями в формате PowerPoint 61-62 2 В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок» Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Описание персонажей. Обсуждение тяжёлой жизни людей в послевоенные гоы. Деление рассказа на части, озаглавливание, пересказ. Работа с презентациями в формате PowerPoint 63 1 В. Брюсов «Труд» Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Обсуждение понятия « труд», « труженик». Выяснение значений пословиц о труде. Работа с презентациями в формате PowerPoint 1 Р. Рождественский «Огромное небо» Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Обсуждение истории описанной автором. Обсуждение поступка, совершённого летчиками. Выяснение значения понятий « героизм», «подвиг». Выяснения отношения и чувств школьников к лётчикам и их поступку. Работа с презентациями в формате PowerPoint 64 Картины родной природы. 25ч 65 1 Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…» Беседа о признаках зимы с опорой на иллюстрации, художественные произведения, музыку. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над средствами художественной выразительности текста. Работа над раскрытием содержания произведения, объяснение трудных для понимания слов и выражений. Развитие твореского воображения в процессе словесного рисования. Разучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в 13 формате PowerPoint 66 1 Г. Скребицкий «Декабрь» Совершенствование техники чтения. Беседа с опорой на вопросы учителя иллюстрации, рисунки школьников знания и опыт учеников. Работа над пересказом по плану. Работа с презентациями в формате PowerPoint 67 1 К. Бальмонт «К зиме» Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников , произведения изобразительного искусства, музыку. Совершенствование техники чтения. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint 68-69 2 Г. Скребицкий «Всяк по-своему» Работа над техникой чтения. Формирование природоведческих представлений о приспособлении животных к сезонным изменениям в природе. Формулировка школьниками вопросов к тексту, ответы на вопросы. Работа над рассказом от 3-го лица. Работа с презентациями в формате PowerPoint 70 1 С. Есенин «Поёт зима – аукает…» Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников , произведения изобразительного искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Выяснение значений незнакомых слов и выражений. Работа над сравнениями и выразительными средствами языка. Работа с презентациями в формате PowerPoint 71 1 С. Есенин «Берёза» Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников , произведения изобразительного искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Выяснение значений незнакомых слов и выражений. Работа над сравнениями и выразительными средствами языка. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint 72 1 А. Пушкин «Зимняя дорога» Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников , произведения изобразительного искусства, музыку. 14 Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Выяснение значений незнакомых слов и выражений. Работа над сравнениями и выразительными средствами языка. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Воспитание эстетических чувств от восприятия красоты зимней природы. Работа с презентациями в формате PowerPoint 73 1 Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Зима» Развитие навыка чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки школьников произведения изобразительного искусства, музыку. Чтение выученных стихотворений наизусть. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Рассказы школьников. Работа с уголком внеклассного чтения. Работа с презентациями в формате PowerPoint 74 1 Весна. Г. Скребицкий «Март» Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников , произведения изобразительного искусства, музыку. Работа над техникой речи. Выборочное чтение. Работа с презентациями в формате PowerPoint 75 1 А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…» Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки школьников , произведения изобразительного искусства, музыку. Работа над выразительным чтением. Работа со средствами художественно выразительности. Разучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint 76 1 Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки) Беседа о признаках ранней весны. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над средствами художественной выразительности. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Работа с презентациями в формате PowerPoint 77 1 Г. Скребицкий «Весна - красна» Беседа о признаках ранней весны. Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Сравнение описания зимнего и весеннего неба. Пересказ сказки. Работа с презентациями в формате PowerPoint 15 78 1 Г. Скребицкий «Грачи прилетели», «Заветный кораблик» Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствование техники речи. Выборочное чтение. Рассказ от первого лица. Работа с презентациями в формате PowerPoint 79 1 Г. Скребицкий «В весеннем лесу» Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствование техники речи. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Работа с презентациями в формате PowerPoint 80 1 А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты») Совершенствование техники чтения. Беседа о признаках весны с опорой на иллюстрации, знания и опыт школьников. Рассказ по картине с опорой на текс произведения. Работа с презентациями в формате PowerPoint 81 1 А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Беседа с опорой на произведения искусства, музыку, знания учащихся. Работа над выразительным чтением. Работа выразительными средствами языка. Словесное рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint 82 1 А. Блок «Ворона» Работа над выразительным чтением. Работа выразительными средствами языка. Словесное рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint 83 1 Е. Серова «Подснежник» Работа над выразительным чтением. Работа выразительными средствами языка. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint 84 1 И. Соколов – Микитов «Весна» Беседа о сезонных изменениях в природе с приходом весны. Работа с иллюстрациями, рисунками школьников. Работа по совершенствование техники речи. Выборочное чтение. Развитие творческого воображения в процессе словесного рисования. Работа с презентациями в формате PowerPoint 16 85 1 И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…» Работа над выразительным чтением. Работа выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint 86 1 С. Есенин «Черёмуха» Работа над выразительным чтением. Работа выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. Разучивание стихотворения наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint 87 1 Я. Аким «Весна, Весною, о весне» Работа над выразительным чтением. Работа выразительными средствами языка. Выборочное чтение. Словесное рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint 88 1 Внеклассное чтение Б.С. Житков «Наводнение» 89 1 Обобщающий урок по теме «Картины родной природы. Весна». Развитие навыка чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки школьников произведения изобразительного искусства, музыку. Чтение выученных стихотворений наизусть. Обсуждение народных примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами. Отгадывание тематических загадок. Работа с уголком внеклассного чтения. Работа с презентациями в формате PowerPoint О животных 16ч 90-92 3 Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы») Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Описание внешнего вида и характера героя. Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста по плану. Оценка поведения героя, высказывание учащимися своего отношения к нему. Работа с презентациями в формате PowerPoint 93-95 3 А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты») Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста по плану. Словесное рисование. Выяснения отношения героев произведения к птенцу. Описание внешнего вида птенца. Высказывание школьниками собственного отношения к животным. Работа с иллюстративным материалом. Рассказ от третьего лица. 17 Работа с презентациями в формате PowerPoint 2 К. Паустовский «Кот Ворюга» Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Описание внешнего вида кота. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста. Разговор со школьниками о том, что им понравилось в рассказе, что показалось смешным. Рассказы школьников о своих домашних животных. Работа с презентациями в формате PowerPoint 98-100 3 Б. Житков «Про обезьянку» Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста. Разговор со школьниками о том, что им понравилось в рассказе, что показалось смешным. Обсуждение изменения отношения мальчика к Яшке по ходу развития событий в тесте. Высказывание школьниками своей токи зрения по поводу сюжета. Работа с презентациями в формате PowerPoint 101 1 Э. Асадов «Дачники» Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Сравнение настроения в первой и во второй части.. Сравнение описания природы в первой и во второй части . Выяснение нравственного аспекта поступков детей. Выяснение личного отношения учащихся к событиям и поступкам, описанным в стихотворении. Обсуждение темы отношения и заботы о домашних питомцах. Работа с презентациями в формате PowerPoint 102 1 Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны» Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям. Описание внешности и характера Олёны Даниловны. Беседа о заботливом отношении к животным. Работа с презентациями в формате PowerPoint 103 1 С. Михалков «Будь человеком» Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Объяснение приёма сравнения, который использует автор в стихотворении. Оценка 96-97 18 поступков персонажей стихотворения. Выявление морально-нравственной стороны описанного автором случая в лесу. Выяснение личного отношения к описанным событиям, чувств, которые они вызвали. Работа с презентациями в формате PowerPoint 104 1 Обобщающий урок по теме «О животных» 105 1 Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Ярик» Развитие навыка чтения. Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации, рисунки школьников произведения изобразительного искусства, музыку. Чтение выученных стихотворений наизусть. Отгадывание тематических загадок. Оценка и сравнение поступков персонажей, прочитанных произведений. Рассказы учащихся. Работа с презентациями в формате PowerPoint Из прошлого нашего народа 13ч. 106 1 По О.Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско». 107 1 По О.Тихомирову «Куликовская битва». 108 1 По О.Тихомирову «Слава героям». 109 1 По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино» 110 1 По С.Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Ключи. Конец похода.» Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Работа с описанием русского войска. Работа над кратким пересказом. Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста. Выяснение личного отношения школьников к событиям описанных в рассказе. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа над техникой чтения. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Анализ произведения по вопросам учителя. Соотнесение содержания произведения с фактами из истории страны. Работа с описание французской армии во время отступления. Соотнесение пословиц с текстом рассказа Работа над пересказом. Краткий пересказ. Работа с иллюстративным материалом. Выяснение личного отношения школьников к событиям описанных в рассказе. Работа с презентациями в формате PowerPoint 19 111 1 Н.Некрасов «Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы) Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа с иллюстративным материалом. Работа с описанием времени года в отрывке. Обсуждение крестьянского труда, радости, которую приносит труд человеку. Обсуждение понятия « счастливая и дружная семья» 112-115 4 А. Куприн «Белый пудель» (отрывок) Работа над техникой чтения. Анализ произведения по вопросам учителя. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа над кратким пересказом. Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста. Работа с описанием персонажей. Работа над характеристикой персонажей рассказа. Работа над сравнительной характеристикой Сергея и Трилли. Выяснение личного отношения учащихся к истории, описанной автором в рассказе. Работа с презентациями в формате PowerPoint 116-117 2 По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!» Работа над техникой чтения. Выразительное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Соотнесение событий , описанных в рассказе с реальными историческими событиями . Выяснение знаний школьников о событиях ВОВ. Прослушивание гимна Москвы. Работа с иллюстративным материалом. Заучивание прозаического отрывка наизусть. Работа с презентациями в формате PowerPoint 118 1 Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата» Беседа о подвигах солдат во время ВОВ с опорой на иллюстрации, знания школьников. Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение. Работа с презентациями в формате PowerPoint Из произведений зарубежных писателей. 18ч. 119-121 3 В.Гюго «Гаврош» (отрывки) Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика и описание внешнего вида Гавроша. Оценка поступков 20 Гавроша. Рассказ о Гавроше по плану. Работа над пересказом текста. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанных в рассказе, к главному герою рассказа. Работа с презентациями в формате PowerPoint 122-126 5 М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки) Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с иллюстративным материалом. Характеристика Тома. Оценка поступков и поведения героев. Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанных в рассказе, к героям рассказа. Работа с презентациями в формате PowerPoint 127-131 5 С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Рисование словесной картины наступления весны. Заучивание прозаического отрывка. Характеристика Нильса. Оценка поступков и поведения героев. Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанных в сказке, и к героям сказки. Работа с презентациями в формате PowerPoint 132-136 5 Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки) Работа над техникой чтения. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Работа над сложными для понимания словами и выражениями. Характеристика Русалочки и принца. Оценка поступков и поведения героев. Деление текста на части, озаглавливание. Пересказ текста. Работа с иллюстративным материалом. Выяснение личного отношения школьников к событиям, описанных в сказке, и к героям сказки. Работа с презентациями в формате PowerPoint 5.Материально-техническое обеспечение 21 учебного предмета «ЧТЕНИЕ» включает: учебники: 5 класс – Малышева З.Ф. 5 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2018 г.; Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова «Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1 5-9 классы» М., «Просвещение», 2018г. Художественная литература для внеклассного чтения. программно-методическое обеспечение: Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г. Печатные пособия: наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме; репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений; портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения. Технические средства обучения; Экранно-звуковые пособия: аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения. Интернет-ресурсы: - http://pedsovet.org - http://slovari.gramota.ru/portal_sl.html?d=azimov - www.gramota.ru - http://www.uchportal.ru 22