ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО: ____________О.П. Диринова Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса (вариант 1) учебного предмета «Чтение» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель начальных классов Колесникова Юлия Алексеевна г. Нелидово 2024г 1 СОДЕРЖАНИЕ: 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Пояснительная записка 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат» Обучение чтению в 3 классе предусматривает включение в учебную программу произведений о родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле. Важнейшей линией курса является формирование у обучающихся действий звукового анализа, дать качественную характеристику каждому звуку (гласный, твёрдый, мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки. Звуковой анализ помогает также осознать обучающимся основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения. Цель обучения состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Изучение предмета призвано решать следующие задачи: ― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми единицами (звук, буква, слово, предложение); ― Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков; ― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; ― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; ― Развитие навыков устной коммуникации; ― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Общая характеристика учебного предмета Чтение – сложный процесс, представляющий большую трудность для детей с ограниченными возможностями в развитии. Он требует от обучающихся с умственной отсталостью легкой степени умения соотносить звук и букву, узнавать буквенный состав слова, сливать звуки в слоги, правильно произносить и осмысливать прочитанное слово, устанавливать его связи с другими словами, интонационно правильно передавать смысл читаемых слов и предложений. Поэтому формирование таких качеств, как беглость, правильность, выразительность, сознательность у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени протекает специфично, идет через преодоление целого ряда затруднений и недостатков. Ребёнок, обучаясь чтению, должен пройти трудный путь от умения читать по слогам короткие тексты к концу 2 класса до умения читать сознательно, правильно, бегло, выразительно, вслух и «про себя» – к концу 9 класса. Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. 2 На уроках чтения значительно повышается и общее развитие обучающихся с умственной отсталостью легкой степени, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. Расширяются и уточняются в процессе словарной работы значения уже известных школьникам слов. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи учащихся. Место курса «Чтение» в учебном плане Предмет «Чтение» является частью предметной области «Язык и речевая практика», относится к обязательной части учебного плана. Предмет изучается с 1 по 9 класс. В 3 классе из учебного плана выделяется 136 ч. (4 часа в неделю). 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных и личностных результатов: Личностные результаты: К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета «Чтение» относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину: - Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями - Положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России; 2) формирование средствами литературных произведений уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов: - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; 3) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу 3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности: - Способность критически оценивать свои поступки и окружающих; - Освоение доступных социальных ролей; - Способность к самоконтролю, саморегуляции поведения 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 7) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы: - Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; - Первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей. 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: - Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; 3 - Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям; - Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; - Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям Предметные результаты Минимальный уровень ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Чтение про себя простых по содержанию текстов. ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом. ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций. Достаточный уровень ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Осознанное, правильное чтение текста вслух по слогам после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов. Соблюдение при чтении знаков препинания; ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части с помощью учителя, составление картинного плана; рисование словарных картин; Развитие устной речи Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок. Работа с помощью учителя по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед классом. Внеклассное чтение Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой. Чтение доступных детских книжек. 4 Примерная тематика Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе, друг к другу; Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. 3.Содержание обучения. Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, сказка). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения. Примерная тематика произведений: 1.Здравствуй школа! 8ч 2.Осень наступила 11ч 3. Учимся трудиться 13ч 4.Ребятам о зверятах 13ч 5 Чудесный мир сказок 9 ч 6.Зимушка- зима 20ч 7. Так нельзя, а так можно 10ч 8. Весна в окно стучится 19ч 9 Весёлые истории 7ч 10.Родина любимая 8ч 11Здравствуй,лето16ч Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; произведения о добре и зле. Жанровое разнообразие: Сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки. Навык чтения: Осознанное, правильное, плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух и про себя. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на знаках препинания, выбор соответствующего тона, голоса, чтение по ролям и драматизация разнообразных диалогов). Формирование навыков умения и самоконтроля и самооценки. Работа с текстом. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте с рассматриванием иллюстраций к тексту. Нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы. Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте. Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Подведение обучающихся к выводам из прочитанного. Сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста. Деление текста на части, коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление простейшего плана и определение основной мысли произведения под руководством учителя. Составление картинного плана. Пересказ текста или части текста по плану Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей. Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ. Подготовка обучающихся к формированию читательской самостоятельности: стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой. Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций. 5 4. Тематический план № п/п Тема урока Колво часов Основные виды деятельности обучающихся на уроке и электронные учебно-методические материалы ЧАСТЬ 1 1. Здравствуй, школа! (8 часов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 М. Садовский «Сентябрь». 1 Выразительное чтение стихотворения. Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По В. Воскобойникову 1 Чтение и анализ произведений. «Веселая улица». Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. В. Берестов «Первое 1 Выразительное чтение стихотворения. сентября». Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По В. Драгунскому «Завтра 1 Выразительное чтение произведения. в школу». Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По Э. Шиму «Пятерки» 1 Выразительное чтение и анализ. Установление Смешинка. В. Берестов связи отдельных мест текста, слов и выражений «Котенок хочет в школу». с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. В. Бирюков «Кто лучшим 1 Чтение и анализ произведений. Чтение будет». диалогов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По В.Хомченко «Обида». 1 Чтение и анализ произведений. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. А. Аксенова «Наша 1 Чтение и анализ произведений. Установление учительница». связи отдельных мест текста, слов и выражений Школьные загадки. с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 2. Осень наступила (11 часов) О. Высотская «Осень». 1 Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате 6 Дата проведе ния 10 По Ю. Ковалю «Последний лист» 1 11 А. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». По Н. Сладкову «Сентябрь на дворе». В. Степанов «Воробей». 1 13 По А. Баркову «Лето на веревочке». 1 14 Е. Благинина «Улетают, улетели…». 1 15 Смешинка. По Э. Шиму «Ворона и синица». По Л.Воронковой «За кормом для птиц». Г. Ладонщиков «В октябре». 1 17 По Н. Сладкову «Страшный невидимка». 1 18 А. Плещеев «Осень наступила». 1 19 По Н. Абрамцевой «Сказка об осеннем ветре». В. Аникин, Н. Майданик. Осенние загадки. 1 12 16 1 1 PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведений. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Выразительное чтение стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ текста. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ стихотворения. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Разучивание небольших по объему загадок. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 3. Учимся трудиться (13 часов) 7 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Ю. Тувим «Все для всех». 1 Чтение и анализ стихотворения. Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По Д. Габе «Работа». 1 Выразительное чтение произведения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. В. Орлов «Мои 1 Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение помощники». при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По А. Потаповой «Бабушка 1 Выразительное чтение и анализ произведения. и внучка». Чтение по ролям. Б. Заходер «Повара». 1 Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По М. Дружининой 1 Выразительное чтение произведения. «Сюрприз». Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. О. Высотская 1 Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение «Маргаритка». при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По В. Хомченко 1 Чтение и анализ произведения. Ответы на «Пуговица». вопросы по содержанию прочитанного. Г. Ладонщиков 1 Чтение и анализ стихотворения. Соблюдение «Портниха». при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. В. Осеева «Пуговица». 1 Чтение и анализ произведения. Ответы на Смешинка А.Усачева. вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По В. Голявкину «Как я 1 Чтение и анализ произведения. Установление помогал маме мыть пол». связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По С. Баруздину «Как 1 Чтение и анализ произведения. Ответы на Алешке учиться надоело». вопросы по содержанию прочитанного. Дж. Родари «Чем пахнут 1 Чтение и анализ произведения. Установление ремесла». связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 4. Ребятам о зверятах (13 часов) 8 33 По Е. Чарушину «Лисята». 1 34 Смешинки. По Н.Сладкову. «Лисица и Ёж». Загадки. Е.Тархановская «Заяц». 1 35 По М. Пришвину «Еж». Смешинка А. Богдановой. 1 36 По А. Баркову «Материнская забота». 1 37 По Г. Снегирёву «Белёк». 1 38 В. Приходько «Пин и Гвин». 1 39 По Б. Житкову «Галка». 1 40 По В. Гаранжину «Куринный воспитанник». 1 41 По М. Тарловскому «Добрый волк». 1 42 По Н. Носову «Живая шляпа». 1 43 Смешинка. По Л. Вершинину. По Н. Павловой «Котята». 1 44 В. Берестов «Кошкин 1 Чтение и анализ произведения. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Установление и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Выразительное чтение стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Выразительное 9 чтение стихотворения. щенок». 45 46 По М. Пляцковскому «Сердитый дог Буль». Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 1 Чтение и анализ произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чудесный мир сказок 9ч Русская народная сказка «Лиса и журавль» 1 47 Русская народная сказка «Храбрый баран» 1 48 Русская народная сказка «Лиса и тетерев» 1 49 Украинская народная сказка «Овечка и волк» 1 50 Башкирская народная сказка. «Медведь и пчелы». 1 51 Таджикская народная сказка «Тигр и лиса». 1 52 Французская народная сказка. «Лиса и куропатка». 1 53 Абхазская народная сказка «Куцый хвост». 1 54 Удмуртская народная сказка «Глупый котенок». 1 Чтение и анализ произведения. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с содержанием другого знакомого текста. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Пересказ по картинкам. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с содержанием другого знакомого текста. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Установление и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Установление и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с содержанием другого знакомого текста. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Пересказ сказки. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ произведения. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Пересказ сказки. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате 10 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 PowerPoint и интерактивной доской. 6. Зимушка-зима (20 часа) Русская народная песня 1 Выразительное чтение. Соблюдение при чтении «Ой ты, зимушка-зима!» знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. По В. Бианки «Заяц, Косач, 1 Выразительное чтение и анализ текста. Медведь и Дед Мороз» Установление связи отдельных мест текста, слов Чтение и анализ и выражений с иллюстрацией. Работа с произведения. презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. М. Садовский «Декабрь» 1 Выразительное чтение. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. По Л. Воронковой «Как 1 Чтение и анализ произведения. Ответы на елку наряжали» вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. С. Попов «В новогоднюю 1 Выразительное чтение и анализ текста. Чтение ночь» доступных детских книжек. По А. Усачеву «Как Дед 1 Чтение и анализ произведения. Ответы на Мороз сделал себе вопросы по содержанию прочитанного. Работа с помощников». презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По А. Потаповой «Такой 1 Выразительное чтение и анализ произведения. вот герой». Чтение по ролям. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. ЧАСТЬ 2 С. Есенин «Зима» 1 Выразительное чтение и анализ текста. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. С. Суворова «Подарок» 1 Выразительное чтение и анализ текста. Чтение доступных детских книжек. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По В. Голявкину «У Ники 1 Чтение и анализ произведения. Чтение новые лыжи» доступных детских книжек. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. И. Шевчук «С прогулки» 1 Чтение и анализ стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По М. Быковой «Неудачная 1 Чтение и анализ произведения. Ответы на находка» вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. И. Суриков «Детство» 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. 11 Смешинка О. Григорьева. 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По Е. Чарушину «Что за 1 Выразительное чтение и анализ произведения. зверь?» Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По Э. Шиму «Не стучать – 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. все спят» Чтение по ролям. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. В Степанов «Зайка» 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. Чтение про себя простых по содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По Н. Сладкову «Еловая 1 Выразительное чтение и анализ текста. каша». Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. З. Александрова «Снежок» 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По Е. Баруздину 1 Выразительное чтение и анализ произведений. «Коллективная печка» Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. В. Аникин., Н. Майданик. 1 Выразительное чтение и анализ текстов. Зимние загадки. Разучивание небольших по объему загадок. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 7. Так нельзя, а так можно (10 часов) По А. Ягафаровой «Снегирь 1 Чтение и анализ произведения. Установление и Синица» связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По В. Хомченко «Птица1 Чтение и анализ произведения. Чтение про себя синица» простых по содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Г. Ладонщиков «Дельный 1 Чтение и анализ стихотворения. Чтение про себя совет». Смешинка Г. простых по содержанию текстов. Лагздыня. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По Л. Толстому «Косточка» 1 Чтение и анализ текста. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и 12 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 интерактивной доской. Ответы на вопросы. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. В. Берестов «За игрой» 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. Чтение про себя простых по содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. С. Баруздин «Бревно» 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. А. Седугин «Как Артемка 1 Чтение и анализ текста. Ответы на вопросы по котёнка спас» содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По В. Осеевой «Подвиг». 1 Чтение и анализ текста. Ответы на вопросы по Смешинка И. Демьянова. содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По В. Бирюкову. Лесные 1 Ответы на вопросы. Установление связи доктора. отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 8. Весна в окно стучится (19 часов) Ф. Тютчев «Зима недаром 1 Выразительное чтение и анализ злится» стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По В. Бирюкову «Весенняя 1 Выразительное чтение и анализ произведения. песня» Чтение по ролям. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Украинская народная песня 1 Выразительное чтение и анализ текстов. «Веснянка» Разучивание небольших по объему стихотворений. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По Э. Шиму «Сосулька» 1 Выразительное чтение и анализ текстов. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Русская народная песня 1 Выразительное чтение и анализ текстов. «Выгляни, солнышко» Разучивание небольших по объему песен. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. С. Вербова «Мамин портрет» 1 Выразительное чтение и анализ произведений. По С. Георгиеву «Праздничный стол» 1 13 91 П. Синявский «Разноцветный подарок» 1 92 А. Седугин «Тихо-тихо». 1 93 Р. Сеф. «Лицом к весне». 1 94 С. Вербова «Ледоход» 1 95 По Р. Фархади «Сон медвежонка». 1 96 Г. Ладонщиков «Медведь проснулся». Смешинка З.Хасановой, С.Шамсутдиновой. 1 97 По В. Бианки «Заяц на дереве». 1 98 С. Погореловский «Наши гости» 1 99 По Г. Скребицкому «Скворушка» 1 100 И. Белоусов «Весенняя гостья» 1 101 По К. Ушинскому «Пчелки на разведках» 1 Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Выразительное чтение и анализ стихотворения. Разучивание небольших по объему стихотворений. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Выразительное чтение и анализ произведения. Чтение по ролям. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Ответы на вопросы. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ стихотворения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ текстов. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Выразительное чтение и анализ стихотворений. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ текста. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Выразительное чтение и анализ произведений. Чтение про себя простых по содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Выразительное чтение и анализ произведений. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ стихотворения. Чтение про себя простых по содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ текстов. Чтение про себя простых по содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 14 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 По А. Баркову «Тюльпаны» 1 Чтение и анализ текстов. Чтение про себя простых по содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Е. Савельева. Весенние 1 Выразительное чтение и анализ текстов. загадки. Разучивание небольших по объему загадок. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Р. Фархади «Перепутаница» 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По Г. Остеру «Эхо» 1 Чтение и анализ текста. Чтение про себя простых по содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. А.Шибаев «Кто кем 1 Выразительное чтение и анализ становится» стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. А.Усачев «Волшебный 1 Выразительное чтение и анализ барабан» стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. М. Пляцковский «Шишки» 1 Чтение и анализ текста. Чтение про себя простых по содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По Ю. Степанову «Портрет». 1 Выразительное чтение и анализ произведений. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. М. Бородицкая «Булочная 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. песенка» Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 10. Родина любимая (8 часов) Г. Ладонщиков «Скворец на 1 Чтение и анализ стихотворения. Установление чужбине» связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. По К. Ушинскому «Наше 1 Чтение и анализ произведения. Ответы на Отечество» вопросы по содержанию прочитанного. Произведения о Родине, о Работа с презентациями в формате Москве. PowerPoint и интерактивной доской. По Т. Кудрявцевой «Флаг 1 Чтение и анализ произведения. Установление России» Произведения о связи отдельных мест текста, слов и выражений 15 Родине, о Москве. с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 114 М. Ильин «Главный город 1 Выразительное чтение и анализ произведений. страны» Чтение про себя простых по содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 115 В. Степанов «Песня» 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 116 А. Усачев «День Победы» 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 117 По С. Баруздину «Страшный 1 Пересказ текста. Чтение про себя простых по клад» содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 118 По С. Алексееву «Тульские 1 Пересказ текста. Чтение про себя простых по пряники» содержанию текстов. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 11. Здравствуй, лето! (16 часов) 119 А. Усачев «Что такое лето?» 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 120 По Л. Воронковой «Что 1 Ответы на вопросы. сказала бы мама?» Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 121 М. Дружинина. «Земляника». 1 Выразительное чтение и анализ стихотворения. Смешинка С. Васильевой. Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 123- По В. Хомченко. «Куда исчез 2 Выразительное чтение и анализ 124 гриб?». произведения.Чтение по ролям. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 125- По В. Бианки «Еж2 Выразительное чтение и анализ произведений. 126 спаситель» Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 127- Р. Фархади «Жарко» 128 2 Выразительное чтение и анализ стихотворения. Соблюдение при чтении знаков препинания и 16 129 По Э. Шиму «Верное время» 130- По В. Орлову. Смешинка. 132 Почему лето короткое? Е. Савельева. Летние загадки. 133- Внеклассное чтение 136 1 3 4 нужной интонации. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Чтение и анализ текста. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Выразительное чтение и анализ текстов. Разучивание небольших по объему загадок. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. Выразительное чтение и анализ произведений. Работа с презентациями в формате PowerPoint и интерактивной доской. 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы , «Чтение» в 2 ч. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва Просвещение, 2018. 2. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. 17