ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР: Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. _________А.Г. Никитина Директор: ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ от «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 7 класса (вариант 1) учебного предмета «Русский язык» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель Лебедева Елена Михайловна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Материально – техническое обеспечение.. 5. Тематический план. 1.Пояснительная записка Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат». Учебный предмет «Русский язык» является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык». Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: ― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; ― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; ― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научнопознавательного текстов; ― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научнопознавательных текстов; ― развитие положительных качеств и свойств личности. 2.Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе Личностные результаты: 1. Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками; способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации. 2. Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи, формирование чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; любовь к своему краю, к своей малой родине, месту проживания. 3. Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной национальности. 4. Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»); сознательное и ответственное отношение к личной безопасности (что можно – что нельзя); владение навыками самообслуживания. 5. Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности; способность следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности (переход в другой класс, школу, переезд и т.д.). 6. Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание. 7. Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению (выполнение всех требований, предъявляемых к ученикам). 8. Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность проявлять интерес к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему виду; способность ценить красоту природы, труда и творчества. 9. Стремление к соблюдению морально-этических норм (соответственно возрасту), проявление добра, умение сопереживать и чувствовать боль других людей. 10.Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью близких людей; наличие навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в процессе трудовой деятельности. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе Минимальный уровень: знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы педагогического работника; образование слов с новым значением с опорой на образец; представления о грамматических разрядах слов; различение изученных частей речи по вопросу и значению; использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец; установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам педагогического работника; нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью педагогического работника); нахождение в тексте однородных членов предложения; различение предложений, разных по интонации; нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью педагогического работника); участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50 - 55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; разбор слова по составу с использованием опорных схем; образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам педагогического работника; нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством педагогического работника); пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему; установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4 - 5 слов) по вопросам педагогического работника, опорной схеме; нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; составление предложений с однородными членами с опорой на образец; составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение предложений (с помощью педагогического работника) различных по цели высказывания; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью педагогического работника); выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; оформление всех видов изученных деловых бумаг; письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55 - 60 слов). 3.Содержание обучения. Письмо и развитие речи Повторение. Звуковая характеристика языка: гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Их дифференциация. Соотношение произношения и написания (соответствие и несоответствие произношения написанию в корне, приставке, окончании). Общий способ решения орфографических задач. Развитие умений находить орфограмму, устанавливать ее место (приставка, корень, окончание), выбирать способ решения орфографической задачи (подбор или подстановка проверочного слова). Употребление разделительных ь и ъ знаков в словах. Работа со школьным орфографическим словарем.Алфавит. Единство темы, наличие основной мысли и ее развитие, части текста (вступление, основное содержание, заключение), изобразительные средства языка (сравнение, определение, употребление слов в переносном значении). Состав слова. Текст. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания. Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок — волчище, Маша — Машенька). Подбор однокоренных слов. Определение значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов. Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончаниях существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне. Правописание приставок на а и о, приставка пере-. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ). Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами. Части речи. Текст. Имя существительное. Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черту характера. Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте. Определение грамматических признаков существительного (род, число, падеж, склонение) с опорой на таблицу. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способом подстановки существительного того же склонения и падежа, но с ударным окончанием. Склонение существительных во множественном числе. Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце. Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч). Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия, разные падежные формы имен существительных). Анализ готового текста, описывающего место (помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющих предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии. Имя прилагательное. Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный). Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие. Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Использование образных средств языка (определение, сравнение). Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса. Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям. Обучающиеся должны уметь: -выделять имя прилагательное как часть речи; -согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе, падеже; -писать падежные окончания имен прилагательных в единственном, множественном числе. Глагол. Роль глагола в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания). Слова, близкие и противоположные по значению. Включение их в предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто. Начальная форма глагола (неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?). Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени. Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной формы (-тся, ться). Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение). Правописание частицы не с глаголами. Значение отрицания. Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи. Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование слов, указывающих на последовательностьсобытий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно). Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Предложение. Текст Простое предложение с однородными членами предложения. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Их сравнение.Обращение. Использование схем. Знаки препинания. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения. Выделение простых и сложных предложений из литературного текста. Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по теме. Работа с диалогом, решение в нем различных речевых задач: сообщение новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего. Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу согласиться. Мне трудно тебя убедить и т. д. Упражнения в составлении коротких текстов описательного или повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных предложений. Исправление в тексте нарушений логики и последовательности изложения темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений, текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной лексики (был, был... стоит, стоит...), неточного использования изобразительных средств. Развитие речи, работа с текстом Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста. Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов. Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану. Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану. Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг. Деловое письмо Адрес, поздравление, письмо, объявление, записка, объяснительная записка. Письмо с элементами творческой деятельности. Словарные слова Антракт, бассейн. Велосипед, география, естествознание, кабинет, километр. Лекарство, мастер, мороженое, насекомое, недавно. Портрет, порядочный, почтальон, приветливый, рецепт, сантиметр, спектакль, стадион, станок, театр, температура, тренер. Содержание разделов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Итого: Разделы Повторение Состав слова Имя существительное Имя прилагательное Глагол Местоимение Предложение Повторение за год Кол – во часов 19 17 26 19 21 11 12 11 136 4.Материально – техническое обеспечение учебного предмета «Русский язык» включает: 7 класс – Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018 г.; Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018 г.; программно-методическое обеспечение: Аксенова А.К. - Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе, - М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009; Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г. Соколовская С. М. и Пикулева Н. В. «Веселая орфография». Челябинск, Взгляд, 2016. Н.М Бетенькова « Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка».- М.: «Просвещение» 2014. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида. Пособие для учителя./ Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2015. Т.П. Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2016. Ю.А.Вакуленко. «Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры». – Волгоград, «Учитель», 2014. Ю.Андреева, К. Туркова. Русский без нагрузки. – М., Издательство «АСТ», 2018. печатные пособия: наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ; учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы ролевых игр; технические средства обучения: интерактивно-программный комплекс. 5. Тематический план. № п/п Содержательная линия. Тема Кол-во часов Словарь Дата 1 2 3 4 5 6 7 Повторение. Звуки и буквы. Текст Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Разделительные мягкий и твёрдый знаки в словах. Правописание безударных гласных в словах. Правописание звонких и глухих согласных. Звуки и буквы. Закрепление знаний.. Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 19 1 1 1 1 1 1 1 Предложение. Текст. 9 Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. 10 Распространение предложений однородными членами. 11 Составление предложений с однородными членами. Текст. Подтверждение основной мысли текста фактами. Обращение. Его место в предложении. Употребление обращения в диалоге. Предложение. Закрепление знаний. Деловое письмо. Адрес. 8 12 13 14 15-16 17-18 19 Обобщающий урок по теме «Предложение». 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 Сантиметр, километр театр Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Восстановить в памяти правила написания безударных гласных и парных согласных в словах. Вспомнить, в каких случаях пишется разделительный мягкий и твёрдый знак. Найти сходство и различия в случаях их написания в словах. Объяснить, чем похожи и чем различаются предложения распространённые и нераспространённые. Привести примеры таких предложений. Вспомнить и дополнить определение однородных членов предложения. Тренироваться в распространении предложений однородными членами. Использовать данные однородные члены в составлении предложений с опорой на сюжетные картинки и без них. Вспомнить, какие слова называются обращением, с какой интонацией они произносятся, как выделяются в письменной речи. Тренироваться в использовании обращений в диалогах. Восстановить в памяти всё ранее полученные знания об адресе. Анализировать записанные адреса, находить и исправлять в них допущенные ошибки. Работа с презентациями в формате PowerPoint Состав слова. Текст 17 20 Корень. Однокоренные слова. 1 21 Приставка. 1 22 Суффикс. 1 23 Окончание. 1 Правописание гласных и согласных в корне 24 Безударные гласные в корне. 1 25 Звонкие и глухие согласные в корне. 1 Естествозна 26 Правописание в корне. Закрепление знаний. ние, 1 насекомое 27 Контрольный диктант 1 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Правописание приставок Гласные и согласные в приставках. Анализ контрольного диктанта. Разделительный твёрдый знак после приставок. Правописания в корне и приставке. Закрепление знаний. Сложные слова Знакомство со сложными словами. Правописание сложных слов. Образование сложных слов. Контрольный диктант Состав слова. Закрепление знаний . Анализ контрольного диктанта Деловое письмо. Поздравление. 1 недавно 1 1 рецепт 1 1 1 1 1 1 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Рассмотреть схемы состава слов и сказать, какие части входят в состав слов. Дополнить данное определение однокоренных слов. Находить и правильно выделять значком приставку, суффикс и окончание в слове. Закреплять умение объяснять правила проверки безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне. Дифференцировать приставки с гласными о,а,е. Соблюдать правило записи данных приставок независимо от произношения. Дополнить правило написания разделительного мягкого знака после приставок, подкрепляя данное правило чёткой артикуляцией и примерами. Познакомиться со сложными словами способами их образования. Накапливать словарь сложных слов, учиться объяснить их лексическое значение. Выучить правило правописания соединительных гласных сложных словах. Потренироваться в образовании сложных слов из заданных частей и соединительных гласных. Учиться обобщать свои знания о правописании в разных частях слова. Прочитать интересные сведения о поздравительных открытках и поделиться своими впечатлениями с одноклассниками. Потренироваться в написании разных по тематике поздравлений. Работа с презентациями в формате PowerPoint 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 Части речи. Существительное 26 Различение частей речи. 1 Образование одних частей речи от других. 1 Значение существительных в речи. 1 Использование существительных для сравнения одного 1 предмета с другим. Род и число существительных. 1 Различение существительных м. и ж. рода с шипящей 1 на конце. Правописание существительных с шипящей на конце. 1 Три склонения существительных в единственном числе. 1 Существительные 1-го склонения. Определение склонения существительных по начальной форме. Существительные 2-го склонения. Существительные 3-го склонения. Различение существительных 1, 2 и 3-го склонения. 1-е склонение существительных в ед. числе Ударные и безударные окончания существительных 1- 1 1 1 1 1 Температура 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60-61 го склонения. Замена существительных с ударными окончаниями существительных с безударными окончаниями. Правописание безударных падежных окончаний существительных 1-го склонения. 2-е склонение существительных в ед.числе. Ударные и безударные окончания существительных 2го склонения. Правописание безударных падежных окончаний существительных 2-го склонения. 3-е склонение существительных в ед.числе. Ударные и безударные существительные 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний существительных 3-го склонения. Текст. Установление последовательности фактов в тексте. 1 1 1 1 1 1 1 Склонение существительных в единственном числе. 1 Контрольный диктант. Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. 1 Деловое письмо. Записка. лекарство 1 2 Стадион бассейн тренер Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Тренироваться в составлении словосочетаний, используя в них указанные части речи. Подбирать ряд однокоренных слов, состоящих из разных частей речи. Закреплять умение сравнивать один предмет с другим, используя существительные. Определять род и число существительных. Познакомиться с существительными мужского и женского рода с шипящей на конце. Запомнить правило правописания мягкого знака после шипящих, основанного на различении рода существительных. Восстановить в памяти название падежей существительных и вопросы, на которые отвечает каждый падеж. Познакомить с стремя склонениями существительных. Учиться определять склонение существительных по начальной форме, учитывая род существительных и окончания. Тренировать в различении существительных 1,2 и 3-го склонений. Сравнивать ударные и безударные падежные окончания существительных. Сделать вывод о правописании безударных окончаний существительных каждого склонения. Учиться проверять безударные окончания существительных способом подстановки проверочных слов. Находить в повествовательном тексте диалог и сочинять конец диалога. Восстановить в памяти план записки. Пополнить тематический словарь. Определять основное содержание записки. Работа с презентациями в формате PowerPoint 62 63 64 65 66 67 Прилагательное. Значение прилагательных в речи. Описание предмета и его частей. Использование прилагательных для сравнения предметов. Словосочетания с прилагательными. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Различение окончаний прилагательных в единственном и множественном числе. 19 1 1 1 1 1 1 велосипед портрет почтальон 68 69 70 71 72 73 74 75-76 77-78 79 80 Склонение прилагательных м.р.и ср.рода. Постановка вопросов от существительного к прилагательному в разных падежах. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных м. и ср. рода. Склонение прилагательных ж.рода Изменение прилагательных женского рода по падежам. Постановка вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах. Наблюдение за окончаниями вопросов и окончаниями прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных женского рода. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Контрольный диктант по теме «Прилагательное». Работа над ошибками. Прилагательное. Закрепление знаний. . Прилагательное. Повторение знаний. Контрольные вопросы и задания. 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 Приветливы й антракт спектакль 1 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Обогащать словарь прилагательными, описывающими внешность человека. Использовать прилагательные для сравнения предметов. Учиться объяснять понятия прилагательных с существительными, опираясь на данные примеры и схемы окончаний прилагательных. Различать окончания прилагательных в единственном и множественном числе. Повторить правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода и сделать вывод о соответствии окончания прилагательного окончанию вопроса. Понаблюдать за изменением прилагательных женского рода по падежам, опираясь на таблицу склонения. Тренироваться в постановке вопросов от существительных к прилагательным в разных падежах. Тренироваться в написании падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Работа с презентациями в формате PowerPoint 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Глагол. Значение глаголов в речи. Использование глаголов для сравнения предметов. Время и число глаголов. Различие глаголов по временам. Изменение глаголов по временам. Различение глаголов по числам. Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Различение окончаний женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени. Время и число глаголов. Закрепление знаний. Текст. Составной план текста. Неопределённая форма глагола 21 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 география 91 92-93 94 95 96 97 98 99 100 101 Понятие о неопределённой форме глагола. Правописание глаголов в неопределённой форме. Постановка глаголов в неопределённой форме. Частица не с глаголами. Использование частицы не в значении отрицания. Наблюдение за правописанием частицы не с глаголами. Правописание частицы не с глаголами. Контрольный диктант Глагол. Повторение знаний. Анализ контрольного диктанта. Деловое письмо. Письмо. Обобщающий урок по теме «Глагол». 1 2 1 1 1 1 1 1 порядочный 1 1 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Восстановить в памяти определение глагола как части речи. Учиться использовать глаголы для сравнения предметов. Отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, ставить вопросы к глаголам. Учиться различать окончания женского и среднего рода у глаголов в прошедшем времени, приводить примеры этих различий. Познакомиться с понятием неопределённая форма глагола. Использовать уже известный способ подстановки вопроса к глаголу для проверки написания мягкого знака. Тренировать в постановке глаголов в неопределённую форму. Тренироваться в использовании частицы не с глаголами в значении отрицания. Запомнить правило правописания частицы не с глаголами. Использовать частицу не с глаголами в речи участников диалога. Познакомиться с составным планом текста, уметь объяснить его значимость, показав на конкретном примере. Тренироваться в правильном оформлении писем. Учиться задавать вопросы адресату. Пополнять тематический словарь. Работа с презентациями в формате PowerPoint Местоимение. 11 102 Личные местоимения. 1 103 Значение личных местоимений в речи. 1 Лицо и число местоимений. 104 Местоимения 1-го лица. 1 105 Местоимения 2-го лица. 1 106 Местоимения 3-го лица. 1 кабинет 107 Изменение местоимений 3-го лица ед. числа по родам. 1 морожено Различение местоимений по лицам и числам. 108 1 е 109Личные местоимения. Закрепление знаний. 110 2 111 Контрольный диктант по теме «Местоимение». 1 112 Обобщающий урок по теме «Местоимение». Анализ 1 контрольного диктанта. Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Познакомиться с частью речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Учиться выбрать из предложения слова, которые указывают на предмет ( местоимение) и названия самих предметов( существительные). Потренироваться в замене местоимений существительными в предложении. Понаблюдать, как используются местоимения в связи предложений друг с другом по смыслу. Учиться различать местоимения 1,2 и 3-го лица. Потренироваться в изменении местоимений 3-го лица единственного числа по родам. Дополнить текст недостающими фактами, указанными в плане. Использовать для этого предложения с местоимениями. Работа с презентациями в формате PowerPoint Предложение. Текст. 12 Простое предложение. 1 Простое предложение. Однородные члены 113 Станок предложения без союза и с союзом и. мастер 114 Однородные члены предложения с союзами а, но 1 115 Однородные члены предложения с союзами и, а, но 1 116 Обращение. 1 117 Знаки препинания при обращении. 1 118 Простое предложение. Закрепление знаний 1 Сложное предложение. 119 Части сложного предложения. 1 120 Знаки препинания в сложном предложении 1 121 Составление сложных предложений. 1 Простое и сложное предложение. Закрепление знаний. 122 Контрольные вопросы и задания. 1 123124 Деловое письмо объявление. 2 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Вспомнить, какие члены предложения называются однородными и с какой интонацией они произносятся. Познакомится с однородными членами предложения, соединёнными союзами а,но. Учиться правильно ставить запятые между однородными членами предложения. Потренироваться в чтении обращений с особой звательной интонацией. Понаблюдать за местом обращения в предложении и выделении обращения при письме запятыми. Познакомиться с обращением, которое выделяется восклицательным знаком. Учиться использовать такие обращения в речи героев диалога. Познакомиться со сложным предложением. Сравнивать простое и сложное предложения. Учится разделять части сложного предложения при чтении голосом, а при письме запятой. Тренироваться в составлении сложных предложений из данных частей, дополнять сложные предложения недостающей частью. Сравнивать простое и сложное предложения. Тренироваться в написании объявления. Разнообразить тематику объявлений. Коллективно составить несколько объявлений. Работа с презентациями в формате PowerPoint 125126 127128 129 130 131132 133 134 135 136 Повторение. 11 Состав слова. 2 Правописание в приставке и корне. Контрольный диктант за год. Существительное. Анализ контрольного диктанта. 2 1 1 Деловое письмо. Объяснительная записка. Прилагательное. Глагол. Местоимение. Обобщающий урок «Орфографический океан». Всего 2 1 1 1 1 136 ч