ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» _____________Н.Н. Козырь _________А.Г. Никитина Приказ № _ «28» августа 2024 г. от «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 класса (вариант 1) учебного предмета «Русский язык» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Егорова Оксана Владимировна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Общая характеристика предмета. 3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 4.Формы и средства контроля. 5. Тематический план. 6.Содержание обучения. 7. Материально – техническое обеспечение. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г номер 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часа в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык». Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: ― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; ― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативноречевых) задач; ― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; ― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; ― развитие положительных качеств и свойств личности. 2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач. Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики. Программа включает следующие разделы: «Повторение», «Состав слова. Текст», «Части речи. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо». Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем. Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка. На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени. 3.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. Личностные результаты: 1. Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками; способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации. 2. Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи, формирование чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; любовь к своему краю, к своей малой родине, месту проживания. 3. Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной национальности. 4. Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»); сознательное и ответственное отношение к личной безопасности (что можно – что нельзя); владение навыками самообслуживания. 5. Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности; способность следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности (переход в другой класс, школу, переезд и т.д.). 6. Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание. 7. Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению (выполнение всех требований, предъявляемых к ученикам). 8. Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность проявлять интерес к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему виду; способность ценить красоту природы, труда и творчества. 9. Стремление к соблюдению морально-этических сопереживать и чувствовать боль других людей. норм (соответственно возрасту), проявление добра, умение 10. Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью близких людей; наличие навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в процессе трудовой деятельности. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной программы. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на конец школьного обучения (IX класс): Минимальный уровень: знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; образование слов с новым значением с опорой на образец; представления о грамматических разрядах слов; различение изученных частей речи по вопросу и значению; использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец; установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя; нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя); нахождение в тексте однородных членов предложения; различение предложений, разных по интонации; нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя); участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; разбор слова по составу с использованием опорных схем; образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя); пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; составление предложений с однородными членами с опорой на образец; составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя); выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; оформление всех видов изученных деловых бумаг; письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов). 4.ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Текущий контроль производится на каждом уроке. Так же предусмотрены контрольные работы, стартовый, рубежный и итоговый контроль. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Оценка устных ответов При оценке устных ответов по грамматике принимается во внимание: правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; полнота ответа; умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа. Оценка «5»: ученик обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. Оценка «4»: ученик допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя. Оценка «3»: обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно под твердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Оценка «2»: ученик обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала; допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом делает грубые ошибки, не использует помощь учителя. Оценка письменных работ Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений , искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей. Оценка «5» -за работу без ошибок. Оценка «4» - 1-3 ошибки. Оценка «3» -3-5 ошибок. Оценка «2» -6-8 ошибок. В письменных работах не учитываются одно - два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие 3 исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания также не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается: -повторение ошибок в одном и том же слове; - две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении. Замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова) - все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке. Грамматический разбор ОЦЕНКА «5» - работа выполнена без ошибок или допущены исправления. ОЦЕНКА «4» - допущены 2 -3 ошибки. ОЦЕНКА «3»- допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий. ОЦЕНКА «2» - не справляется с большинством грамматических заданий. Изложения и сочинения При оценке изложений и сочинений учитывается правильность и последовательность передачи содержания. При проверке изложений и сочинений выводится одна оценка. Оценка «5» - за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста без ошибок а построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки. Оценка «4» - за изложение или сочинение, написанное без искажений авторского текста, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускаются 3-4 орфографические ошибки. Оценка «3» - за изложение или сочинение, написанное с отступлениями от авторского текста, с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками. Оценка «2»- за изложение или сочинение, в котором имеются значительные отступления от авторского текста( тема не раскрыта), имеется более 4-х ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок. Допущенные немногочисленные исправления не учитываются при оценке изложения или сочинения. 5. Тематическое планирование. 9 класс (136 часов) № 1. Тема Повторение. Предложение. Кол-во Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические часов материалы 5 Обобщить знания о простом и сложном предложениях, объясняя схемы предложений и постановку знаков препинания в них. Доказательно соотнести данные примеры предложений со схемами и соединить, где надо, части Текст. сложных предложений союзами. Тренироваться в распространении простых предложений и частей сложных предложений второстепенными членами. Коллективно сочинять вторую часть сложных предложений, стараясь подобрать как можно больше вариантов. Коллективно сочинять сложные предложения для подкрепления основной мысли в тексте фактами. Работать с презентациями в формате PowerPoint 2. Состав слова. 13 Текст. Обобщить знания о составе слова, опираясь на рисунок, слова к рисунку и условные обозначения. Потренироваться в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов, объясняя, где надо, правописание в корне и приставке. Обогатить словарь сложных слов новыми примерами. Различать сложные слова с соединительной гласной и без неё и объяснять, как они образованы. Познакомиться со сложносокращёнными словами. способами их образования и особенностями использования. Постараться запомнить как можно больше таких слов. Потренироваться в использовании таких слов в устной и письменной речи. Познакомиться с деловой бумагойавтобиографией. Обсудить план, по которому необходимо писать автобиографию. Перечислить обязательные данные и объяснить. Какие из них ты не можешь раскрыть. Написать свою биографию по данному плану. Работать с презентациями в формате PowerPoint 3. Части речи. Текст. 17 Повторить все известные грамматические признаки существительных, Имя используя данные слова и сокращённые обозначения. Тренироваться в существительное. описании предмета или явления только одними существительными. Подбирать близкие и противоположные по значению существительные и использовать их в устной и письменной речи. Пополнить словарь существительными, обозначающими черты характера; объяснять значение данных слов, включая их в предложения. Использовать существительные для сравнения одного предмета с другим. Обобщить знания о склонении существительных в единственном и множественном числе, правописании безударных окончаний. Находить и исправлять ошибки в употреблении падежных окончаний существительных для связи слов в словосочетаниях. Познакомиться с несклоняемыми существительными и объяснить особенность их использования в речи. Пополнить словарь несклоняемыми существительными. Обсудить с одноклассниками содержание незаконченного диалога. Сочинить конец диалога, используя в разговоре несклоняемые существительные. Потренироваться в написании записок, включая в их содержание несклоняемые существительные. Учиться переделывать содержание записок в смс-сообщения. Работать с презентациями в формате PowerPoint 4. Имя прилагательное. Повторить все известные грамматические признаки прилагательных, 16 используя данные слова и сокращённые обозначения. Использовать прилагательные разных семантических групп для описания предмета. Употреблять прилагательные в прямом и переносном значении в словосочетаниях и предложениях. Уметь доказывать согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже на конкретных примерах. Уметь находить и исправлять ошибки в согласовании прилагательных с существительными. Проверять правописание безударных окончаний прилагательных. Познакомиться с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности, и потренироваться в постановке вопросов к данным прилагательным. Учиться склонять притяжательные прилагательные и правильно писать их в разных падежных формах, сохраняя разделительный мягкий знак пред падежными окончаниями. Обсудить случаи необходимости писать объяснительные записки. Учиться писать объяснительные записки на основе данного текста и плана деловой бумаги. Работать с презентациями в формате PowerPoint 5. Местоимение 13 Повторить все известные грамматические признаки местоимений, используя данные слова и сокращённые обозначения. Объяснить значение местоимений в речи на примерах употребления их вместо существительных в рядом стоящих предложениях. Обобщить знания о склонении местоимений и их правописании с предлогом. Учиться находить и исправлять речевые ошибки использования местоимений в предложении и тексте. Проанализировать текст письма внука бабушке. Написать письмо своей бабушке, используя данные словосочетания с местоимениями. Работать с презентациями в формате PowerPoint 7. Глагол 21 Повторить все известные грамматические признаки глаголов, используя данные слова и сокращённые обозначения. Тренироваться в описании действий предмета с помощью однородных членов. Подбирать близкие и противоположные по значению глаголы и использовать их в устной и письменной речи. Использовать глаголы для выражения сравнения одного предмета с другим по их действию. Учиться различать употребление глаголов в прямом и переносном значении. Тренироваться в употреблении глаголов в прямом и переносном значении в словосочетаниях и предложениях. Закрепить умение изменять глагол по лицам и числам. Находить и исправлять ошибки в употреблении глаголов в неопределённой форме со значением отрицания. Познакомиться с повелительной формой глагола, тренироваться в постановке вопросов к глаголам в повелительной форме единственного и множественного числа. Выделять из ряда данных глаголов глаголы в повелительной форме. Запомнить правило правописания ь перед –те и –ся у глаголов в повелительной форме. Обобщить знания о правописании глаголов. Находить в повествовательном тексте скрытый диалог и переделывать текст в диалог, опираясь на схему и вопросы. Использовать в речи собеседников глаголы в повелительной форме. Тренироваться в заполнении анкеты автобиографического содержания. Работать с презентациями в формате PowerPoint 8. Наречие 13 Вспомнить, какая часть речи называется наречием, и дополнить определение. Тренироваться в использовании наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность. Сочинить упражнения для утренней гимнастики, используя наречия, близкие и противоположные по значению. Сравнивать употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значении. Упражняться в использовании подобных словосочетаний при составлении предложений. Ставить вопросы от глаголов к наречиям. Усвоить правило правописания наречий с гласными а и о на конце. Упражняться в образовании данных наречий с помощью приставок. Сравнивать однокоренные наречия и прилагательные. Коллективно составлять предложения с ними. Использовать наречия в описании картин бытового жанра. Работать с презентациями в формате PowerPoint 9. Числительное. 14 Познакомиться с числительными как частью речи. Обсудить вопрос с одноклассниками, почему числительные можно назвать молодой частью речи. Находить в тексте и подчёркивать слова, называющие числа. Составлять сочетания числительных с существительными, подбирая сначала примеры из реальной жизни, а затем смешные, неправдоподобные. Учиться различать числительные: одни указывают количество предметов, другие считают предметы по порядку. Приводить примеры словосочетаний с числительными. Запомнить, в каких случаях существительные употребляются с числительными в единственном числе, а в каких случаях-во множественном числе. Выполнить ряд тренировочных упражнений. Познакомиться с написанием ь на конце и в середине слова у числительных. Запомнить простое правило правописания числительных. Потренироваться в переводе чисел в числительные. Прочитать статью о числах в деловых бумагах и обсудить с одноклассниками полученную информацию. Потренироваться в заполнении бланков доверенности. Работать с презентациями в формате PowerPoint 10. Предложение. 18 Текст. Обобщить знания о простых и сложных предложениях. Подобрать примеры. Познакомиться со сложными предложениями с союзами что, чтобы, потому что, когда. Научиться правильно использовать данные союзы во второй части сложного предложения. Выполнить ряд тренировочных упражнений, соединяя части сложных предложений союзами, дописывая вторую часть сложного предложения, заканчивая мысль в сложном предложении по вопросу. Составить разные по содержанию объяснительные записки, используя данный план и «отрезки» предложений с союзами что, чтобы, потому что, когда. Работать с презентациями в формате PowerPoint 11. Повторение 6 Повторить изученный за год материал. Работать с презентациями в формате PowerPoint Итого 136ч 6.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Повторение. Предложение. Текст (5 часов). Простое и сложное предложения с однородными членами, с бессоюзной и союзной связью. Союзы и, а, но. Знаки препинания. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных членов. Интонация перечисления и сопоставления. Паузы между однородными членами. Использование различных грамматических категорий (существительное, прилагательное, глагол) в качестве однородных членов. Составление, распространение предложений. Выделение в отрывке литературного произведения смысловых частей, средств связи предложений, образных выражений. Изложение текста. Состав слова. Текст (13 часов). Корень. Однокоренные слова. Разбор слова по составу. Сложные и сложносокращённые слова. Части речи . Существительное (17 часов). Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние человека и природы, события, действия, профессии людей, черты характера. Существительные, близкие и противоположные по значению. Использование их в контексте. Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Несклоняемые существительные. Прилагательное ( 16 часов). Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных. Правописание родовых окончаний прилагательных. множественного числа. Правописание падежных окончаний единственного и Прилагательные на –ий, -ье, -ья, -ьи. Местоимение ( 13 часов). Значение личных местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1,2,3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Глагол ( 21 час). Роль в речи. Слова, близкие и противоположные по значению. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по лицам и числам. Повелительная форма глагола. Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Наречие (13 часов). Значение наречий в речи. Образование наречий от прилагательных. Наречия, противоположные и близкие по значению. Наречия, отвечающие на вопрос как? Где? Когда? Куда? Откуда? Правописание наречий с гласными а и о на конце. Числительное (14 часов). Числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Правописание числительных. Предложение. Текст (18 часов). Простое и сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда. Повторение (6часов). Связная речь Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором опорных слов. Изложение с элементами повествования с предварительным анализом текста и составлением плана. Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала. Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала. Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему. Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого материала. Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему. Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по данному плану. 7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ учебного предмета «Русский язык» включает: 9 класс – Якубовская Э.В. , Галунчикова Н.Г. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2018г.; Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018 г. программно-методическое обеспечение: Аксенова А.К. - Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе, - М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009; Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г. печатные пособия: наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ; учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); технические средства обучения: компьютер, проектор. Словари: 1. Словарь русского языка / под ред. С.И.Ожегова.- М., 2009 г. 2. Орфографический словарь школьника. Календарно – тематическое планирование Русский язык 9 класс ( 2023-2024учебный год.) № п/п 1 2 3 4-5 Наименование тем Повторение Простые предложения. Сложные предложения. Распространение предложений. Составление сложных предложений. Контрольные вопросы и задания. Кол-во часов 5 часов 1 1 1 2 словарь Дата жестокость Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Обобщить знания о простом и сложном предложениях, объясняя схемы предложений и постановку знаков препинания в них. Доказательно соотнести данные примеры предложений со схемами и соединить, где надо, части сложных предложений союзами. Тренироваться в распространении простых предложений и частей сложных предложений второстепенными членами. Коллективно сочинять вторую часть сложных предложений, стараясь подобрать как можно больше вариантов. Коллективно сочинять сложные предложения для подкрепления основной мысли в тексте фактами. Работать с презентациями в формате PowerPoint 6 7 Состав слова. Текст. Корень и однокоренные слова. Образование слов с помощью суффиксов. 8 Образование слов с помощью приставок. 9 Правописание в корне и приставке. 1011 12 13 Сложные и сложносокращенные слова. Сложные слова. Сложносокращенные слова. Состав слова. Закрепление знаний. 13часов 1 1 конфликт владелец 1 1 сбербанк 2 1 1 14 Контрольные вопросы и задания. 1 15Деловое письмо. Автобиография. автобиография 2 16 17Диктант. Работа над ошибками. 2 18 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Обобщить знания о составе слова, опираясь на рисунок, слова к рисунку и условные обозначения. Потренироваться в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов, объясняя, где надо, правописание в корне и приставке. Обогатить словарь сложных слов новыми примерами. Различать сложные слова с соединительной гласной и без неё и объяснять, как они образованы. Познакомиться со сложносокращёнными словами. способами их образования и особенностями использования. Постараться запомнить как можно больше таких слов. Потренироваться в использовании таких слов в устной и письменной речи. Познакомиться с деловой бумагой-автобиографией. Обсудить план, по которому необходимо писать автобиографию. Перечислить обязательные данные и объяснить. Какие из них ты не можешь раскрыть. Написать свою биографию по данному плану. Работать с презентациями в формате PowerPoint Части речи. Текст. Существительное. 19 20 21 22 23 Значение существительных в речи. Значение предметности. Существительные, близкие и противоположные по значению. Существительные, обозначающие черты характера. Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. Склонение существительных. Склонение существительных в единственном и множественном числе. 17часов 1 1 1 безопасность, население независимость 1 авторитет 1 24 25 2627 28 2930 31 3233 3435 Правописание безударных окончаний существительных. Несклоняемые существительные. Знакомство с несклоняемыми существительными. Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными. Употребление глаголов в прошедшем времени с несконяемыми существительными. Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Записка. Изложение содержания текста биографии писателя. Контрольный диктант. Работа над ошибками. 1 1 2 кафе 1 2 1 2 2 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Повторить все известные грамматические признаки существительных, используя данные слова и сокращённые обозначения. Тренироваться в описании предмета или явления только одними существительными. Подбирать близкие и противоположные по значению существительные и использовать их в устной и письменной речи. Пополнить словарь существительными, обозначающими черты характера; объяснять значение данных слов, включая их в предложения. Использовать существительные для сравнения одного предмета с другим. Обобщить знания о склонении существительных в единственном и множественном числе, правописании безударных окончаний. Находить и исправлять ошибки в употреблении падежных окончаний существительных для связи слов в словосочетаниях. Познакомиться с несклоняемыми существительными и объяснить особенность их использования в речи. Пополнить словарь несклоняемыми существительными. Обсудить с одноклассниками содержание незаконченного диалога. Сочинить конец диалога, используя в разговоре несклоняемые существительные. Потренироваться в написании записок, включая в их содержание несклоняемые существительные. Учиться переделывать содержание записок в смс-сообщения. . Работать с презентациями в формате PowerPoint 36 37 38 39 40 4142 4344 45 46 47 Прилагательное. Значение признака предмета. Употребление прилагательных в прямом и переносном значении. Склонение прилагательных. Согласование прилагательных с существительными. Правописание падежных окончаний прилагательных. Знакомство с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности. Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на – ий, ьи. Склонение прилагательных в женском роде на – ья. Склонение прилагательных во множественном числе на – ьи. Склонение прилагательных. Закрепление знаний. Прилагательное. Закрепление знаний. 48 Деловое письмо. Составление объяснительной записки. 49 Контрольные вопросы и задания. 5051 Диктант. Работа над ошибками. 16 часов 1 ветеран, мужество 1 1 результат 1 1 2 2 1 1 1 1 1 2 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Повторить все известные грамматические признаки прилагательных, используя данные слова и сокращённые обозначения. Использовать прилагательные разных семантических групп для описания предмета. Употреблять прилагательные в прямом и переносном значении в словосочетаниях и предложениях. Уметь доказывать согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже на конкретных примерах. Уметь находить и исправлять ошибки в согласовании прилагательных с существительными. Проверять правописание безударных окончаний прилагательных. Познакомиться с прилагательными, обозначающими признак по принадлежности, и потренироваться в постановке вопросов к данным прилагательным. Учиться склонять притяжательные прилагательные и правильно писать их в разных падежных формах, сохраняя разделительный мягкий знак пред падежными окончаниями. Обсудить случаи необходимости писать объяснительные записки. Учиться писать объяснительные записки на основе данного текста и плана деловой бумаги. Работать с презентациями в формате PowerPoint 52 53 54 55 56 57 58 5960 6162 6364 Местоимение. Значение местоимений в речи. Употребление местоимений в тексте. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Изменение местоимений по падежам. Правописание местоимений с предлогами. Правописание местоимений 3-го лица. Местоимение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Письмо бабушке. Сочинение с элементами рассуждения. Контрольный диктант. Работа над ошибками. 13 часов 1 1 1 традиция 1 1 1 компьютер 1 2 2 2 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Повторить все известные грамматические признаки местоимений, используя данные слова и сокращённые обозначения. Объяснить значение местоимений в речи на примерах употребления их вместо существительных в рядом стоящих предложениях. Обобщить знания о склонении местоимений и их правописании с предлогом. Учиться находить и исправлять речевые ошибки использования местоимений в предложении и тексте. Проанализировать текст письма внука бабушке. Написать письмо своей бабушке, используя данные словосочетания с местоимениями. Работать с презентациями в формате PowerPoint 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 7677 78 Глагол. Значение действий предмета. Глаголы, близкие и противоположные по значению. Использование глаголов для выражения сравнения. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Употребление глаголов со значением отрицания. Неопределённая форма глагола. Выделение глаголов в неопределенной форме. Правописание глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам. Различие по лицам и числам. Изменение формы лица и числа глагола. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Повелительная форма глагола. Знакомство с повелительной формой глаголов. Правописание глаголов в повелительной форме. Использование в речи глаголов в повелительной форме. Правописание глаголов. Закрепление знаний. Глагол. Закрепление знаний Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Анкета. 21 час 1 1 1 1 1 1 обязанность 1 1 1 1 свидетельство 1 2 аккуратно 1 79 1 80 1 81 1 отдых 822 83 84Диктант. Работа над ошибками. 2 85 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Повторить все известные грамматические признаки глаголов, используя данные слова и сокращённые обозначения. Тренироваться в описании действий предмета с помощью однородных членов. Подбирать близкие и противоположные по значению глаголы и использовать их в устной и письменной речи. Использовать глаголы для выражения сравнения одного предмета с другим по их действию. Учиться различать употребление глаголов в прямом и переносном значении. Тренироваться в употреблении глаголов в прямом и переносном значении в словосочетаниях и предложениях. Закрепить умение изменять глагол по лицам и числам. Находить и исправлять ошибки в употреблении глаголов в неопределённой форме со значением отрицания. Познакомиться с повелительной формой глагола, тренироваться в постановке вопросов к глаголам в повелительной форме единственного и множественного числа. Выделять из ряда данных глаголов глаголы в повелительной форме. Запомнить правило правописания ь перед –те и – ся у глаголов в повелительной форме. Обобщить знания о правописании глаголов. Находить в повествовательном тексте скрытый диалог и переделывать текст в диалог, опираясь на схему и вопросы. Использовать в речи собеседников глаголы в повелительной форме. Тренироваться в заполнении анкеты автобиографического содержания. Работать с презентациями в формате PowerPoint Наречие 86 87 88 8990 91 92 9394 95 96 9798 Наречие как часть речи. Значение наречий в речи. Наречия, противоположные и близкие по значению. Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность. Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значениях. Правописание наречий. Наблюдение за правописанием наречий с гласными – а и - о на конце. Правописание наречий с гласными – а и - о на конце. Различие наречий и прилагательных. Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Диктант. Работа над ошибками. 13 часов 1 1 1 вежливость 2 1 1 2 1 1 2 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Вспомнить, какая часть речи называется наречием, и дополнить определение. Тренироваться в использовании наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность. Сочинить упражнения для утренней гимнастики, используя наречия, близкие и противоположные по значению. Сравнивать употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значении. Упражняться в использовании подобных словосочетаний при составлении предложений. Ставить вопросы от глаголов к наречиям. Усвоить правило правописания наречий с гласными а и о на конце. Упражняться в образовании данных наречий с помощью приставок. Сравнивать однокоренные наречия и прилагательные. Коллективно составлять предложения с ними. Использовать наречия в описании картин бытового жанра. Работать с презентациями в формате PowerPoint Числительное 14 часов 99 Числительное как часть речи. 1 100 101 102 103104 105 106107 108 109 110 111112 Простые и составные числительные. Словосочетания с числительными. Правописание числительных. Правописание числительных от 5 до 20 и 30. Правописание числительных от 50 до 80; от 500 до 900. Различение числительных с мягким знаком (ь) на конце и в середине слова. Правописание числительных 90, 200, 300, 400. 1 1 Числительные. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Доверенность. Диктант. Работа над ошибками. 1 1 1 1 2 1 2 доверенность 2 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Познакомиться с числительными как частью речи. Обсудить вопрос с одноклассниками, почему числительные можно назвать молодой частью речи. Находить в тексте и подчёркивать слова, называющие числа. Составлять сочетания числительных с существительными, подбирая сначала примеры из реальной жизни, а затем смешные, неправдоподобные. Учиться различать числительные: одни указывают количество предметов, другие считают предметы по порядку. Приводить примеры словосочетаний с числительными. Запомнить, в каких случаях существительные употребляются с числительными в единственном числе, а в каких случаях-во множественном числе. Выполнить ряд тренировочных упражнений. Познакомиться с написанием ь на конце и в середине слова у числительных. Запомнить простое правило правописания числительных. Потренироваться в переводе чисел в числительные. Прочитать статью о числах в деловых бумагах и обсудить с одноклассниками полученную информацию. Потренироваться в заполнении бланков доверенности. Работать с презентациями в формате PowerPoint 113 114115 116 117118 119120 121122 123 124 125128 129130 Предложение. Текст. Различие простых и сложных предложений. Союз и в простых и сложных предложениях. 18 часов 1 Сложные предложения с союзом что. Сложные предложения с союзом чтобы. 1 Сложные предложения с союзом потому что. Сложные предложения с союзом когда. Сложные предложения. Закрепление знаний. Сложные предложения. Закрепление знаний. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Итоговый диктант. Работа над ошибками. иждивенец 2 2 2 националь-ность 2 1 1 4 2 Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Обобщить знания о простых и сложных предложениях. Подобрать примеры. Познакомиться со сложными предложениями с союзами что, чтобы, потому что, когда. Научиться правильно использовать данные союзы во второй части сложного предложения. Выполнить ряд тренировочных упражнений, соединяя части сложных предложений союзами, дописывая вторую часть сложного предложения, заканчивая мысль в сложном предложении по вопросу. Составить разные по содержанию объяснительные записки, используя данный план и «отрезки» предложений с союзами что, чтобы, потому что, когда. Работать с презентациями в формате PowerPoint 131136 Повторение 6 часов