ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» _____________Н.Н. Козырь _________А.Г. Никитина Приказ № _ «28» августа 2024 г. от «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (вариант 1) учебного предмета «Русский язык» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Егорова Оксана Владимировна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат». Учебный предмет «Русский язык» является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык». Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: ― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения; ― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; ― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; ― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов; ― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов; ― развитие положительных качеств и свойств личности. II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» В 8 КЛАССЕ Личностные результаты: 1. Способность инициировать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками; способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно ситуации. 2. Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи, формирование чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; любовь к своему краю, к своей малой родине, месту проживания. 3. Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной национальности. 4. Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я могу»); сознательное и ответственное отношение к личной безопасности (что можно – что нельзя); владение навыками самообслуживания. 5. Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности; способность следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности (переход в другой класс, школу, переезд и т.д.). 6. Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание. 7. Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению (выполнение всех требований, предъявляемых к ученикам). 8. Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность проявлять интерес к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему виду; способность ценить красоту природы, труда и творчества. 9. Стремление к соблюдению морально-этических норм (соответственно возрасту), проявление добра, умение сопереживать и чувствовать боль других людей. 10.Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью близких людей; наличие навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в процессе трудовой деятельности. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» в 8 классе Минимальный уровень: знание отличительных грамматических признаков основных частей слова; разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя; образование слов с новым значением с опорой на образец; представления о грамматических разрядах слов; различение изученных частей речи по вопросу и значению; использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма; составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец; установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя; нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя); нахождение в тексте однородных членов предложения; различение предложений, разных по интонации; нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя); участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли; выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста; оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец; письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста; составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления. Достаточный уровень: знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам; разбор слова по составу с использованием опорных схем; образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему; дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам; определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя; нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя); пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова; составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.; установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме; нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем; составление предложений с однородными членами с опорой на образец; составление предложений, разных по интонации с опорой на образец; различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста; отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя); выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста; оформление всех видов изученных деловых бумаг; письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов); письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов). III. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. Морфология Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Части речи Имя существительное, глагол, имя прилагательное, местоимение, наречие. Различение частей речи по вопросам и значению. Имя существительное: общее значение. Род имен существительных. Число имен существительных. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по временам, лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Неопределенная форма глагола. Правописание глаголов с –ться, -тся. Правописание частицы НЕ с глаголами. Местоимение. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.). Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Развитие речи, работа с текстом Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста. Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов. Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану. Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану. Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг. Деловое письмо Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Объявление, заявление, расписка и др. Письмо с элементами творческой деятельности. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ № Тема Кол-во часов 8 1. Предложение. Текст 2. Состав слова 17 3. Части речи. Текст 1 Основные виды деятельности обучающихся Сравнить простое и сложное предложения. Учиться разделять части сложного предложения при чтении голосом, а при письме запятой. Тренироваться в составлении сложных предложений из данных частей, дополнять сложные предложения недостающей частью. Вспомнить, какие члены предложения называются однородными и с каой интонацией они произносятся. Ставить запятые между однородными членами предложения. Тренироваться в чтении обращений с особой звательной интонацией. Выделять обращение при письме запятыми. Различать обращение, которое выделяется восклицательным знаком. Учиться использовать такие обращения в речи героев диалога. Тренироваться в написании адреса. Учиться работать со схемами состава слова и подбирать к ним примеры, разбирать слова по составу. Закреплять умение находить орфограммы в корне и приставке, дифференцировать способы проверки орфограмм, подбирать примеры. Вспомнить правила правописания сложных слов с соединительными гласными и тренироваться в их написании. Познакомиться со сложными словами без соединительной гласной. Сравнить способы образования сложных слов с соединительными гласными и без них, привести примеры. Тренироваться в образовании сложных слов разными способами. Накапливать словарь сложных слов. Закреплять умение находить в тексте основную мысль и подкреплять её данными фактами. Учиться дополнять составной план текста недостающими пунктами в главной части плана. Тренироваться в в заполнении поздравительных открыток и в сочинении поздравлений с праздниками родных и друзей. Четко различать существительные, прилагательные, глагол. Правильно ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их. Употреблять разные части речи в предложении и тексте. Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом. 4. 5. Имя существительное 19 Имя прилагательное 18 Закрепить знания о существительном, полученные ранее. Обогатить словарь существительных названиями чувств человека. Познакомиться с существительными, близкими по значению. Упражняться в выборе из двух близких по значению существительных более подходящего по смыслу слова и вставлять его в словосочетания и предложения. Повторить основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж. Опираясь на схемы склонения существительных, уметь объяснить, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению. Коллективно подобрать как можно больше примеров к каждой схеме, включая близкие и противоположные по значению существительные. Учиться доказывать необходимость проверки безударных падежных окончаний существительных и выбирать способ их проверки. Обобщить знания о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе. Наблюдать за изменением по падежам существительных во множественном числе. Научиться выделять падежные окончания существительных во множественном числе. Упражняться в проверке безударных окончаний существительных, используя приём подстановки проверочных слов. Тренироваться в правильном употреблении форм родительного падежа существительных во множественном числе. Закрепить знания о прилагательном, полученные ранее. Обогатить словарь прилагательных названиями качеств и свойст предметов. Познакомиться с прилагательными, близкими по значению. Упражняться в выборе из двух близких по значению прилагательных более подходящего по смыслу слова и вставлять его в словосочетание и предложение. Повторить основные грамматические признаки прилагательного: род, число, падеж. Доказать смысловую и грамматическую связь прилагательных с существительными на примерах данных словосочетаний. Повторить склонение прилагательных в единственном числе, используя таблицу склонения. Коллективно подобрать как можно больше примеров к таблице, включая близкие и противоположные по значению прилагательные. Обобщить знания о правописании падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Тренироваться в выделении из предложения словосочетаний с прилагательными во множественном числе. Наблюдать за изменением по падежам прилагательных во множественном числе. Научиться выделять падежные окончания прилагательных во множественном числе. Упражняться в проверке безударных падежных окончаний прилагательных, используя приём постановки вопросов. Закреплять умение сравнивать данный текст с планом, находить в тексте пропущенные части. Учиться находить в тексте основную мысль и 6. Местоимение 15 7. Глагол 20 выражать её своими словами, дополнять основную мысль недостающими фактами или примерами, используя в предложениях прилагательные. Учиться строить диалог на основе описанной ситуации, подбирая вопросы к данным ответам. Тренироваться в написании записки. Вспомнить часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Привести примеры личных местоимений, употребляя их вместо существительных. Тренироваться в замене местоимений существительными в предложении, в употреблении местоимений для связи рядом стоящих предложений по смыслу. Закреплять умение различать местоимения по лицам и числам. Познакомиться со склонением личных местоимений 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Наблюдать за тем, как при склонении местоимений меняется всё слово. Тренироваться в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них. Использовать местоимения в речи участников диалога. Выделить особенность употребления местоимения Вы при обращении к малознакомому или старшему по возрасту человеку. Познакомиться со значением слова филателист. Почему коллекционирование марок-интересное и полезное занятие? Обсудить этот вопрос с одноклассниками. Переделать прочитанный текст в письмо. Коллективно составить и записать ответное письмо, используя местоимения при обращении к адресату. Закрепить знания о глаголе, полученные ранее. Обогатить словарь глаголов названиями поступков людей, их чувств. Познакомиться с глаголами, близкими по значению. Упражняться в выборе из двух близких по значению глаголов более подходящего по смыслу слова и вставлять его в словосочетание и предложение. Привести примеры употребления частицы НЕ с глаголами, дополнить вывод о её значении и правописании. Отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, ставить вопросы к глаголам, правильно писать глаголы в неопределённой форме. Познакомиться с понятием лица глагола. Учиться различать глаголы 1,2,3-го лица единственного и множественного числа, ставить к ним вопросы. Тренироваться в выборе правильной формы глагола, используя приём подстановки личного местоимения и вопроса. Запомнить правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Тренироваться в их написании. Различать глаголы, которые заканчиваются на –тся и –ться, проверяя вопросами. Учиться доказывать правильность их употребления на письме. Познакомиться с разнообразной тематикой объявлений. Обсуждать найденные в объявлениях ошибки и пропуски.Учиться различать объявления-приглашения, объявления-просьбы, объявления-извинения и объявлениязапреты. 8. Наречие 16 Познакомиться с новой частью речи-наречием. Учиться подбирать к названиям действий их признаки. Отработать постановку вопросов от глагола к наречию и запомнить вопросы, на которые отвечают наречия. Сделать коллективный вывод о наречии как неизменяемой части речи. Тренироваться в образовании наречий от прилагательных и дописывать словосочетания однокоренными прилагательными и наречиями. Учиться составлять пары из наречий, противоположных по значению, и наречий, близких по значению. Использовать наречия для сравнительной характеристики персонажей басен, сказок. Восстановить в памяти правила оформления объяснительной записки. Написать объяснительную записку по общепринятой форме от лица литературного персонажа. 9. Предложение. Текст. 14 10. Повторение 8 Обобщить знания о простых предложениях с однородными членами. Тренироваться в распространении предложений однородными членами. Объяснять правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Сравнивать простое предложение со сложным, чертить схемы, обозначая в них только главные члены. Составлять сложные предложения из простых. Познакомиться со сложными предложениями с союзами и, а, но. Тренироваться в постановке союзов и запятых между частями сложного предложения. Учиться составлять сложные предложения по данной первой части и нескольким вариантам второй. Сочинять сложные предложения с помощью двух-трёх предметных картинок и союзов между ними. Познакомиться с планом, по которому пишется заявление. Обсудить тематику заявлений. Накопить тематический словарь. Составить текст заявления из данных структурных частей и правильно расположить их на листе бумаги. Учиться заполнять бланк заявления. Повторить изученный за год материал. Итого 136 ч IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. № п/п Содержательная линия. Тема Дата Повторение 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Кол-во часов Словарь 8ч. Предложение. Текст. Простые и сложные предложения. 1ч Составление сложных предложений. Выделение однородных членов из предложения. 1ч Использование однородных членов в предложении. Обращение. Знаки препинания при обращении. 1ч отечество Использование обращений в предложении. 1ч Предложение. Закрепление знаний. Контрольные 1ч вопросы и задания. Деловое письмо. Адрес. 1ч Диктант. 1ч Работа над ошибками. 1ч Основные виды учебной деятельности и электронные учебно-методические материалы Прочитать статью о человеческом общении и обсудить с одноклассниками вопрос, в чём оно заключается. Сравнить простое и сложное предложения. Учиться разделять части сложного предложения при чтении голосом, а при письме запятой. Тренироваться в составлении сложных предложений из данных частей, дополнять сложные предложения недостающей частью. Вспомнить, какие члены предложения называются однородными и с какой интонацией они произносятся. Ставить запятые между однородными членами предложения. Тренироваться в чтении обращений с особой звательной интонацией. Выделять обращение при письме запятыми. Различать обращение, которое выделяется восклицательным знаком. Учиться использовать такие обращения в речи героев диалога. Тренироваться в написании адреса. Работа с презентациями в формате PowerPoint Состав слова. Текст. 9. Корень. Однокоренные слова. 17ч. 1ч 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 2122. 23. Приставка, суффикс, окончание. Разбор слов по составу. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Проверка орфограмм в корне. Нахождение орфограмм в корне и проверке. Правописание приставок. Орфограммы в корне и приставке. Составление плана текста. Сложные слова. Сложные слова с соединительными гласными о,е. Сложные слова без соединительной гласной. Сложные слова с соединительной гласной и без неё. Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Сочинение по данному началу. 1ч 1ч 1ч секретарь 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч паспорт 2ч Деловое письмо. Поздравление. 1ч Основные виды учебной деятельности и электронные учебно-методические материалы Учиться работать со схемами состава слова и подбирать к ним примеры, разбирать слова по составу. Закреплять умение находить орфограммы в корне и приставке, дифференцировать способы проверки орфограмм, подбирать примеры. Вспомнить правила правописания сложных слов с соединительными гласными и тренироваться в их написании. Познакомиться со сложными словами без соединительной гласной. Сравнить способы образования сложных слов с соединительными гласными и без них, привести примеры. Тренироваться в образовании сложных слов разными способами. Накапливать словарь сложных слов. Закреплять умение находить в тексте основную мысль и подкреплять её данными фактами. Учиться дополнять составной план текста недостающими пунктами в главной части плана. Тренироваться в в заполнении поздравительных открыток и в сочинении поздравлений с праздниками родных и друзей. Работа с презентациями в формате PowerPoint 24. 25. Диктант Работа над ошибками 1ч 1ч Части речи. Текст. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. Различение частей речи. Существительное. Значение существительных в речи. Существительные, близкие по значению. Род, число и падеж существительных. Склонение существительных в единственном числе. Определение склонения существительных. Ударные и безударные окончания существительных. Правописание падежных окончаний существительных 1го склонения. Правописание падежных окончаний существительных 2го склонения. Правописание падежных окончаний существительных 3го склонения. Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе. Склонение существительных во множественном числе. Изменение по падежам существительных во множественном числе. Постановка падежных вопросов к существительным во множественном числе. Падежные окончания существительных во множественном числе. Ударные и безударные падежные окончания существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Окончания родительного падежа существительных во множественном числе. Склонение существительных. Закрепление знаний. Существительное. Закрепление знаний. Контрольные 89ч 1ч 19ч 1ч 1ч 1ч 1ч документ чувство планета 1ч 1ч 1ч государство 1ч медаль 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч пациент 1ч 1ч 1ч депутат 44. 45. вопросы и задания. Контрольный диктант 1ч Работа над ошибками 1ч Основные виды учебной деятельности и электронные учебно-методические материалы Закрепить знания о существительном, полученные ранее. Обогатить словарь существительных названиями чувств человека. Познакомиться с существительными, близкими по значению. Упражняться в выборе из двух близких по значению существительных более подходящего по смыслу слова и вставлять его в словосочетания и предложения. Повторить основные грамматические признаки существительного: род, число, падеж. Опираясь на схемы склонения существительных, уметь объяснить, какие существительные относятся к 1,2,3 склонению. Коллективно подобрать как можно больше примеров к каждой схеме, включая близкие и противоположные по значению существительные. Учиться доказывать необходимость проверки безударных падежных окончаний существительных и выбирать способ их проверки. Обобщить знания о правописании падежных окончаний существительных в единственном числе. Наблюдать за изменением по падежам существительных во множественном числе. Научиться выделять падежные окончания существительных во множественном числе. Упражняться в проверке безударных окончаний существительных, используя приём подстановки проверочных слов. Тренироваться в правильном употреблении форм родительного падежа существительных во множественном числе. Работа с презентациями в формате PowerPoint Прилагательное. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. Значение прилагательных в речи. Прилагательные, близкие по значению. Словосочетания с прилагательными. Род и число прилагательных. Склонение прилагательных в единственном числе. Изменение окончаний прилагательных по вопросам. Постановка вопросов к прилагательным. Правописание падежных окончаний прилагательных в ед.ч. Подбор примеров для подкрепления основной мысли текста. Склонение прилагательных во множественном числе. 18ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч электричество территория 55. 56. 57. 58. 59. 6061. 62. 63. Выделение словосочетаний с прилагательными во мн.ч Изменение прилагательных во мн.ч. по падежам. Постановка вопросов к прилагательным во мн.ч. Правописание падежных окончаний прилагательных во множественном числе. Прилагательное. Склонение прилагательных. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Записка. Характеристика литературного героя. 1ч 1ч 1ч полиция, милиция 1ч характер 1ч 2ч Диктант. 1ч Работа над ошибками. 1ч Основные виды учебной деятельности и электронные учебно-методические материалы Закрепить знания о прилагательном, полученные ранее. Обогатить словарь прилагательных названиями качеств и свойст предметов. Познакомиться с прилагательными, близкими по значению. Упражняться в выборе из двух близких по значению прилагательных более подходящего по смыслу слова и вставлять его в словосочетание и предложение. Повторить основные грамматические признаки прилагательного: род, число, падеж. Доказать смысловую и грамматическую связь прилагательных с существительными на примерах данных словосочетаний. Повторить склонение прилагательных в единственном числе, используя таблицу склонения. Коллективно подобрать как можно больше примеров к таблице, включая близкие и противоположные по значению прилагательные. Обобщить знания о правописании падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Тренироваться в выделении из предложения словосочетаний с прилагательными во множественном числе. Наблюдать за изменением по падежам прилагательных во множественном числе. Научиться выделять падежные окончания прилагательных во множественном числе. Упражняться в проверке безударных падежных окончаний прилагательных, используя приём постановки вопросов. Закреплять умение сравнивать данный текст с планом, находить в тексте пропущенные части. Учиться находить в тексте основную мысль и выражать её своими словами, дополнять основную мысль недостающими фактами или примерами, используя в предложениях прилагательные. Учиться строить диалог на основе описанной ситуации, подбирая вопросы к данным ответам. Тренироваться в написании записки. Работа с презентациями в формате PowerPoint Местоимение. 15ч 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. 77. 78. Значение местоимений в речи. 1ч Различение местоимений по лицам и числам. 1ч Склонение личных местоимений. Наблюдение за 1ч склонением местоимения 1-го лица ед.ч. Склонение местоимения 1-го лица ед.ч Наблюдение за склонением местоимения 1-го лица 1ч профессия мн.ч. Склонение местоимения 1-го лица мн.ч. Склонение местоимений 1-го лица ед.ч. и мн.ч. 1ч Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица 1ч совесть ед.ч. Склонение местоимения 2-го лица ед.ч. Наблюдение за склонением местоимения 2-го лица 1ч мн.ч. Склонение местоимения 2-го лица мн.ч. Склонение местоимений 2-го лица ед.ч. и мн.ч. 1ч Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица 1ч ед.ч. Склонение местоимения 3-го лица ед.ч. Наблюдение за склонением местоимения 3-го лица 1ч мн.ч. Склонение местоимения 3-го лица мн.ч Склонение местоимений 3-го лица ед.ч. и мн.ч. 1ч Местоимение Закрепление знаний. Контрольные 1ч юмор вопросы и задания. Деловое письмо. Письмо. 1ч Контрольный диктант. 1ч Работа над ошибками. 1ч Основные виды учебной деятельности и электронные учебно-методические материалы Вспомнить часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их. Привести примеры личных местоимений, употребляя их вместо существительных. Тренироваться в замене местоимений существительными в предложении, в употреблении местоимений для связи рядом стоящих предложений по смыслу. Закреплять умение различать местоимения по лицам и числам. Познакомиться со склонением личных местоимений 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Наблюдать за тем, как при склонении местоимений меняется всё слово. Тренироваться в правильном употреблении местоимений в разных падежных формах с предлогами и без них. Использовать местоимения в речи участников диалога. Выделить особенность употребления местоимения Вы при обращении к малознакомому или старшему по возрасту человеку. Познакомиться со значением слова филателист. Почему коллекционирование марок-интересное и полезное занятие? Обсудить этот вопрос с одноклассниками. Переделать прочитанный текст в письмо. Коллективно составить и записать ответное письмо, используя местоимения при обращении к адресату. Работа с презентациями в формате PowerPoint 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93. 94. 95. 96. Глагол. 20ч Значение глаголов в речи. Глаголы, близкие по значению. Частица не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по временам и числам. Изменение глаголов по лицам. 1-е лицо глагола. Знакомство с глаголами 1-го лица. Постановка вопросов к глаголам 1-го лица. Употребление глаголов в 1-м лице ед. ч. и мн.ч. 2-е лицо глагола. Знакомство с глаголами 2-го лица. Постановка вопросов к глаголам 2-го лица. Правописание глаголов 2-го лица ед. числа. Употребление глаголов в 2-м лице ед. ч. и мн.ч. 3-е лицо глагола. Знакомство с глаголами 3-го лица. Постановка вопросов к глаголам 3-го лица. Употребление глаголов в 3-м лице ед. ч. и мн.ч. Правописание глаголов, которые заканчиваются на –тся и –ться. Различение глаголов по лицам и числам. Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Диктант. Работа над ошибками. Деловое письмо. Объявление. 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч квитанция 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч дисциплина клиент 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч. 1ч. патриот 9798. Изложение отрывка из повести. 2ч Основные виды учебной деятельности и электронные учебно-методические материалы Закрепить знания о глаголе, полученные ранее. Обогатить словарь глаголов названиями поступков людей, их чувств. Познакомиться с глаголами, близкими по значению. Упражняться в выборе из двух близких по значению глаголов более подходящего по смыслу слова и вставлять его в словосочетание и предложение. Привести примеры употребления частицы НЕ с глаголами, дополнить вывод о её значении и правописании. Отрабатывать умение различать глаголы по временам, изменять их по числам, ставить вопросы к глаголам, правильно писать глаголы в неопределённой форме. Познакомиться с понятием лица глагола. Учиться различать глаголы 1,2,3-го лица единственного и множественного числа, ставить к ним вопросы. Тренироваться в выборе правильной формы глагола, используя приём подстановки личного местоимения и вопроса. Запомнить правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Тренироваться в их написании. Различать глаголы, которые заканчиваются на –тся и –ться, проверяя вопросами. Учиться доказывать правильность их употребления на письме. Познакомиться с разнообразной тематикой объявлений. Обсуждать найденные в объявлениях ошибки и пропуски.Учиться различать объявления-приглашения, объявления-просьбы, объявления-извинения и объявления-запреты. Работа с презентациями в формате PowerPoint Наречие 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107. 108. 109. Наречие как часть речи. Наречие -неизменяемая часть речи. Значение наречий в речи. Образование наречий от прилагательных. Наречия, противоположные и близкие по значению. Наречия, отвечающие на вопрос как? Наречия, отвечающие на вопрос где? Наречия, отвечающие на вопрос когда? Наречия, отвечающие на вопросы куда? откуда? Постановка вопросов к наречиям. Подбор наречий с опорой на вопросы. Наречие. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и 16ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч неожиданно память 110. 111112. 113. 114. задания. Деловое письмо. Объяснительная записка. Сочинение по сюжетной картине и словосочетаниям. 1ч 2ч Диктант. 1ч Работа над ошибками. 1ч Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Познакомиться с новой частью речи-наречием. Учиться подбирать к названиям действий их признаки. Отработать постановку вопросов от глагола к наречию и запомнить вопросы, на которые отвечают наречия. Сделать коллективный вывод о наречии как неизменяемой части речи. Тренироваться в образовании наречий от прилагательных и дописывать словосочетания однокоренными прилагательными и наречиями. Учиться составлять пары из наречий, противоположных по значению, и наречий, близких по значению. Использовать наречия для сравнительной характеристики персонажей басен, сказок. Восстановить в памяти правила оформления объяснительной записки. Написать объяснительную записку по общепринятой форме от лица литературного персонажа. Работа с презентациями в формате PowerPoint Предложение. Текст. 115. 116. 117. 118. 119. 120.. 121122. 123124. 125126. 14ч. Простое предложение с однородными членами. Распространение предложений однородными членами. Сложное предложение без союзов. Сложные предложения с союзами и, а, но. Составление сложных предложений с союзами и, а, но. Сравнение простых и сложных предложений. Распространение простых и сложных предложений. Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания. Деловое письмо. Заявление. 1ч. 1ч 1ч 1ч Сочинение по личным наблюдениям. 2ч 1ч 1ч 2ч. 2ч станция информация 127 128. Диктант 1ч Работа над ошибками 1ч Основные виды учебной деятельности и электронные учебно-методические материалы Обобщить знания о простых предложениях с однородными членами. Тренироваться в распространении предложений однородными членами. Объяснять правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения. Сравнивать простое предложение со сложным, чертить схемы, обозначая в них только главные члены. Составлять сложные предложения из простых. Познакомиться со сложными предложениями с союзами и, а, но. Тренироваться в постановке союзов и запятых между частями сложного предложения. Учиться составлять сложные предложения по данной первой части и нескольким вариантам второй. Сочинять сложные предложения с помощью двух-трёх предметных картинок и союзов между ними. Познакомиться с планом, по которому пишется заявление. Обсудить тематику заявлений. Накопить тематический словарь. Составить текст заявления из данных структурных частей и правильно расположить их на листе бумаги. Учиться заполнять бланк заявления. Работа с презентациями в формате PowerPoint Повторение. 129. 130132. 133134. 135136. Итого:136ч 6ч Состав слова. Части речи. 1ч 3ч Предложение. 2ч Деловое письмо. Расписка. 2ч IV. Материально-техническое обеспечение. учебного предмета «Русский язык» включает: учебники и рабочие тетради на печатной основе: 8 класс – Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.: Просвещение, 2018 г.; Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по русскому языку.8 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2018г. программно-методическое обеспечение: Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе, - М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009; Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г. печатные пособия: наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ; учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы ролевых игр; технические средства обучения: интерактивно-программный комплекс. магнитная доска;