2 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_____________Н.Н. Козырь
_________А.Г. Никитина
Приказ № _
«28» августа 2024 г.
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
2 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Русский язык»
(Образовательная область «язык и речевая практика»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей
категории
Кадетова Светлана Владимировна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ……………………………………………3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ………………………………….………….10
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ………………………………….12
IV. ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………50

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Адаптированная основная образовательная программа образования
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С учетом реализации их
особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных

особенностей и возможностей.
2. В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа–интернат».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их
особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей
и возможностей. Учебный предмет «Русский язык» относится к предметной
области
«Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Русский язык» во 2 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 102
часа в год (3 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык».
Цель обучения: овладение обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) элементарными знаниями по русскому
языку, воспитание интереса к родному языку.
Задачи обучения:
уточнение

и

обогащение

представлений

об

окружающей

действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);

формирование первоначальных «дограмматических» понятий и
развитие коммуникативно-речевых навыков;
овладение различными доступными средствами устной и письменной
коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
формирование основ навыка полноценного чтения художественных
текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
развитие навыков устной коммуникации;
формирование положительных нравственных качеств и свойств
личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе
определяет следующие задачи:
формирование умения правильно и осмысленно читать доступный к
пониманию
текст;
формирование

умения

вырабатывать

элементарные

навыки

грамотного письма;
повышение уровня общего и речевого развития обучающихся;
формирование умения последовательно и правильно излагать свои
мысли в устной и письменной форме.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе
Личностные результаты:
формирование интереса к языковой и речевой деятельности;
развитие бережного отношения к учебным принадлежностям,

раздаточному материалу, умению правильно располагать на парте учебные
принадлежности.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе
Минимальный уровень:
различать сходные по начертанию буквы;
списывать по слогам с рукописного и печатного текста;
анализировать слова по звуковому составу;
различать звуки гласные и согласные, согласные - звонкие и глухие,
твердые и мягкие на слух, в произношении;
различать

слова,

обозначающие

названия

предметов,

слова,

обозначающие действия предметов;
составлять по картинкам, по заданию предложения;
писать под диктовку буквы, слоги, слова (из 3-4 букв), написание
которых не расходится с произношением (6 слов);
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить
точку;
использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
Достаточный уровень:
списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;
анализировать слова по звуковому составу;
различать звуки гласные и согласные, согласные - звонкие и глухие,
свистящие и шипящие, твердые и мягкие на слух, в произношении,
написании;

писать под диктовку слова, написание которых не расходится с
произношением,

простые

по

структуре

предложения,

текст

после

предварительного анализа (10—15 слов);
делить слова на слоги;
писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить
точку, вопросительный знак;
составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи
и текста.

I.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Обучение русскому языку обучающихся с интеллектуальными
нарушениями предполагает формирование речевых умений, владение
которыми

поможет

выпускникам

максимально

реализоваться

в

самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в
обществе. Во 2 классе звуко-буквенный анализ является основой
формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Обучающиеся приобретают начальные сведения о фонетике и графике,
овладевают правописанием безударных гласных, звонких и глухих
согласных в конце слова путем сопоставления ударных и безударных
гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
В процессе практических грамматических упражнений во 2 классе
изучаются различные разряды слов - названий предметов, действий,
признаков. Понятие о предложении обучающиеся получают на конкретном
речевом материале в процессе разбора предложения по словам и
составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений
на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя
предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок
слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении
выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном
порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью
вопросов.
Во

2

классе

особое

внимание

уделяется

формированию

у

обучающихся навыков связной устной и письменной речи. Работа по
развитию

фонематического

слуха

и

правильного

произношения,

обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения
создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и
письменной форме. Проводятся подготовительные упражнения: ответы на

последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков,
работа с деформированным текстом и др.
Работа по совершенствованию графических умений заключается в
закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что
предупреждает появление при письме графических ошибок в списывании с
рукописного и печатного текста.
Дидактическая игра занимает oco6oe место в процессе o6yчeния,
поскольку

поднимает

наиболее

высокий

эмоциональный

уровень

выполнение учебных заданий.
Содержание разделов
№

Название раздела, темы

п/п

Количество

Контрольные

часов

работы

1

Повторение

8

2

Звуки и буквы

14

3

Парные звонкие и глухие согласные

8

4

Шипящие и свистящие согласные

4

5

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или
слога

6

6

Твердые и мягкие согласные

7

7

Мягкий знак на конце слова

5

8

Слово. Названия предметов

12

9

Большая буква в именах и фамилиях людей,
кличках животных

7

10

Названия действий

7

11

Предлоги

3

12

Слова с непроверяемыми гласными

3

13

Предложение

12

14

Повторение

6
Итого:

102

1

1

2

I.
№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во
часов

Виды деятельности. Электронный учебно-методический материал.

1

Звуки и буквы.
Выделение звука ибуквы в слове

1

2

Слово.
Предмет и слово,называющее
предмет

1

Называют предметы словом.Различают строчные и прописные
буквы.
Соблюдают правило написания имён людей сопорой на
памятку

3

Предмет и слово,называющее
предмет

1

Называют предметы словом. Изучают, записывают словарное слово
по образцу списьменного текста,
записывают словосочетаниясо словарным словом с помощью
учителя

Дата

Выделяют первый звук в слоге или слове при условиисовпадения
звука и буквы с помощью учителя.
Называют звук и показывают соответствующую емубукву.
Записывают строчные ипрописные буквы

9

4

Предложение. Правило записи
предложения

1

Различают строчные ипрописные буквы.
Соблюдают правило записипредложения с опорой на памятку.
Составляют предложение по
картинке, записывают в тетрадь с помощью учителя

5

Предложение и егосхема

1

Составляют схемупредложения.
Составляют, записывают предложение по его схеме, спомощью
учителя.
Соблюдают правило записипредложения.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом
с помощью учителя

6

Распространениепредложений

1

Распространяют
предложения с опорой напредметную картинку.
Составляют и записываютпредложение по схеме, с помощью
учителя

10

7

Проверочная работа по теме:
«Слово.
Предложение». Списывание текста

1

Отвечают на вопросы, составляют предложения покартинке.
Списывают текст без ошибок с письменного текста

8

Составление предложений с
данным словом

1

Составляют предложения поситуационной картинке с
данными словами с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным и
словом с помощью учителя

Звуки и буквы – 14 часов
9

Гласные и согласные. Гласные
звуки ибуквы

1

Различают гласные и согласные с опорой нанаглядность.
Называют гласные звуки, обозначают их буквами написьме.
Находят гласные на схемеслова.
Записывают слова после звуко-буквенного анализа спомощью
учителя

11

10

Гласные и согласные. Согласные
звуки ибуквы

1

Различают гласные и согласные с опорой нанаглядность.
Называют согласные звуки,обозначают их буквами на письме.
Находят согласные на схемеслова.
Записывают слова после
звуко-буквенного анализа спомощью учителя

11

Различение слов, сходных по
звуковому составу.Слова, которые
различаются однимзвуком

1

Различают, сравниваютслова, похожие по
буквенному составу спомощью учителя.
Находят подходящую схемук слову.
Выделяют слова в предложении различающиеся одним
звуком, записывают с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя
Знакомятся с понятием

12

12

Различение слов, сходных по
звуковому составу. Слова, которые
различаются количеством звуков

1

Различают, сравнивают слова, различные по звукобуквенному составу с помощью учителя.
Находят подходящую схемук слову.
Записывают слова, находят букву, которой различаются,после
звуко-буквенного анализа.
Выделяют слова впредложении, различающиеся
количествомзвуков, записывают их с помощью
учителя.

13

Различение слов, сходных по
звуковому составу. Слова, которые
различаются последовательностью
звуков

1

Различают и сравнивают слова, различающиеся
последовательностью звуковс помощью учителя.
Находят подходящую схемук слову.
Выделяют слова впредложении, различающиеся
последовательностью звуков,записывают с помощью учителя.
Составляют и записывают словосочетания со словами,

13

14

Проверочная работа по теме:
«Звуки и буквы». Списывание
текста

1

Отвечают на вопросы, составляют предложения покартинке.
Списывают текст без ошибокс письменного текста

15 Ударение в словах.Знак ударения

1

Выделяют голосом ударныйзвук в слове.
Записывают слова, определяют ударение в,ставят знак
ударения с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом
с помощью учителя

16 Выделение ударного гласногов
слове

1

Записывают слова, определяют ударение в
словах, ставят знак ударенияс помощью учителя.
Записывают слова в соответствии со схемойслова по образцу

14

17

Деление слов наслоги

1

Читают и записывают словапо слогам после
предварительного разбора.Делят слова на слоги (сопровождая
процесс хлопками).
Указывают количество слогов с помощью учителя

18

Гласные в образовании слогов

1

Соотносят количество слоговв слове с количеством гласных с
помощью учителя.Читают и записывают слова по слогам.
Делят слова на слоги (сопровождая процессхлопками),
указываютколичество слогов с помощью учителя.
Находят подходящую схемук слову.
Списывают слова по слогампосле предварительного разбора.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом
с помощью учителя

15

19

Деление слов со звуками [и –й] на
слоги

1

Различают при чтении инаписании гласный [и], согласный
[й].
Читают и записывают слова со звуками [и – й] по слогам.Делят
слова на слоги (сопровождая процесс хлопками), указывают
количество слогов с помощью учителя.
Находят подходящую схемук слову.
Списывают слова по слогам. Изучают, записывают словарное
слово, обозначаютударение, выделяют труднуюбукву с помощью
учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со
словарным словом спомощью учителя

20

Перенос слов послогам

1

Знакомятся с правилом переноса слов по слогам содной строки
на другую. Делят слова на слоги (сопровождая процесс
хлопками).
Списывают слова по слогамдля переноса после
предварительного разбора

16

21

Перенос слов послогам

1

Делят слова на слоги (сопровождая процессхлопками).
Списывают слова по слогамдля переноса

22

Проверочная работа по теме:
«Слог».
Картинный словарный диктант

1

Записывают словарные слова, делят на слоги попоказу и
образцу.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя

Парные звонкие и глухие согласные – 8 часов
23

Различие парныхсогласных Б-П

1

Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Б-П.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков Б-П с помощью учителя

17

24

Различие парныхсогласных В-Ф

1

Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков В-Ф.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков В-Ф с помощью учителя

25

Различие парныхсогласных Г-К

1

Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Г-К.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков Г-К с помощью учителя

26

Различие парныхсогласных Д-Т

1

Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков Д-Т.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков Д-Т с помощью учителя

18

27

Различие парныхсогласных Ж-Ш

1

Произносят шипящие звуки,слова, начинающиеся на шипящий
звук c опорой на предметную картинку.
Различают звонкие и глухиесогласные в паре звуков Ж- Ш.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова спомощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков Ж-Ш с помощью учителя

28

Различие парныхсогласных З-С

1

Произносят свистящие звуки, слова, начинающиесяна
свистящий звук c опоройна предметную картинку.
Различают звонкие и глухие согласные в паре звуков З-С.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова с помощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными в паре звуков З-С с помощью учителя

19

29

Различение звонкихи глухих
согласных

1

Различают (читают и
записывают) парные звонкиеи глухие согласные звуки с опорой
на памятки.
Обозначают звонкий согласный в схеме слова спомощью
учителя.
Упражняются в написании слов со звонкими и глухими
согласными с помощью учителя

30

Проверочная работа по теме:
«Парные звонкие и
глухие согласные».Списывание текста

1

Отвечают на вопросы, составляют предложения покартинке.
Списывают текст без ошибокс письменного текста

Шипящие и свистящие согласные – 4 часа
31

Шипящиесогласные

1

Произносят шипящие звуки,слова, начинающиеся на шипящий
звук c опорой на предметную картинку.
Читают и записывают словас шипящими согласными
букву, найди в предложении слово с шипящим согласным)

20

32

Свистящиесогласные

1

Произносят свистящие звуки, слова, начинающиесяна
свистящий звук c опоройна предметную картинку.
Читают и записывают слова со свистящими согласными.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя

33

Различениешипящих и
свистящих согласных

1

Различают свистящие и шипящие звуки в словах сопорой на
памятку.Подбирают примеры слов, начинающихся на заданный
звук с опорой на предметнуюкартинку с помощью учителя.
Записывают слова и словосочетания с шипящими и свистящими
согласными с помощью учителя.

21

34

Проверочная работа по теме:
«Шипящие исвистящие
согласные». Выборочный
диктант

1

Читают предложения (2-3слова) по слогам.
Записывают слова с шипящими и свистящимисогласными по
показу и образцу

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога – 6 часов
35 Буква Е в началеслова или слога

1

Различают на слух и выделяют гласную Е в начале слова с
помощьюучителя.
Находят место гласной Е всхеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания с буквой Епосле
звуко-буквенного анализа

36 Буква Ё в началеслова или слога

1

Различают на слух и выделяют гласную Ё в начале слова с
помощьюучителя. Находят место гласной Ё всхеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания с буквой Ёпосле
звуко-буквенного анализа.

22

37 Буква Ю в началеслова или слога

1

Различают на слух и выделяют гласную Ю в начале слова с
помощьюучителя.
Находят место гласной Ю всхеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания с буквой Юпосле
звуко-буквенного анализа

38 Буква Я в началеслова или слога

1

Различают на слух и выделяют гласную Я в начале слова с
помощьюучителя.
Находят место гласной Я всхеме слова.
Правильно пишут слова, словосочетания с буквой Япосле
звуко-буквенного анализа.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя

23

39

Гласные буквы Е,Ё, Ю, Я в начале
слова или слога

40 Проверочная работа по теме:
«Гласные буквы Е,Ё, Ю, Я в начале
слова или слога». Картинный
словарный диктант

1

Различают на слух и
выделяют буквы Е, Ё, Ю, Я вначале слова с помощью учителя.
Записывают слова с пропущенными гласными Е,Ё, Ю, Я после
звукобуквенного анализа

1

Записывают словарные слова, делят на слоги попоказу и
образцу.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя

Твердые и мягкие согласные -7 часов
41 Гласные Ы-И послетвердых и мягких
согласных

1

Различают на слух твёрдые имягкие согласные с помощью
учителя.
Обозначают твёрдые и мягкие согласные после
предварительного разбора.Списывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные

24

42

Гласные О-Ё послетвердых и мягких
согласных

1

Различают на слух твёрдые имягкие согласные с помощью
учителя.
Обозначают твёрдые и мягкие согласные после
предварительного разбора.Списывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные

43

Гласные У-Ю после твердых и
мягких согласных

1

Различают на слух твёрдые имягкие согласные с помощью
учителя.
Обозначают твёрдые и мягкие согласные после
предварительного разбора.Списывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные

44

Гласные А-Я послетвердых и мягких
согласных

1

Различают на слух твёрдые имягкие согласные с помощью
учителя.
Обозначают твёрдые и мягкие согласные после
предварительного разбора.Списывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные

25

45

Гласная Е после мягких согласных

1

Различают на слух твёрдые имягкие согласные с помощью
учителя.
Обозначают твёрдые и мягкие согласные после
предварительного разбора.Списывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные

46

Различие твердых имягких согласных

1

Различают на слух твёрдые имягкие согласные.
Обозначают твёрдые и
мягкие согласные на схемеслова с помощью учителя.
Списывают слоги, слова, выделяя твердые и мягкие согласные

47

Проверочная работа по теме:
«Различие твердыхи мягких
согласных». Списывание текста

1

Отвечают на вопросы, составляют предложения покартинке.
Списывают текст без ошибокс письменного текста

Мягкий знак на конце слова - 5 часов
48

Буква Ь для обозначения
мягкости согласных на конце
слова.

1

Различение на слух и чёткоепроизношение твёрдых и
мягких согласных на концеслов.
Различают на слух твёрдые имягкие согласные на конце слов.
26

Знакомятся с правилом обозначения мягкости согласного в
конце слова написьме.
Списывают слова с мягкимзнаком Ь на конце слова

49 Письмо слов смягкими
согласными наконце

1

Объясняют написание слов смягким знаком для обозначения
мягкости согласного по опорной таблице с помощью учителя.
Списывают слова с мягким знаком Ь на конце слова после
предварительного разбора.
Изучают, записывают словарное слово, обозначаютударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя

27

50

Различение твердых и мягких
согласных на концеслова

1

Различают на слух и чётко произносят твёрдые и мягкиесогласные
на конце слов.
Пишут слова с мягким знаком Ь на конце слова сопорой на
картинки

51

Различение слов ствердыми и
мягкими согласными на
конце слова

1

Различают на слух слова с твердыми и мягкими согласными на
конце слова.Пишут слова с мягкими и твёрдыми согласными на
конце слова с помощьюучителя

52

Проверочная работа по теме:
«Мягкий знак Ь наконце слова».
Выборочныйдиктант

1

Читают предложения (2-3слова) по слогам.
Записывают слова с мягкимзнаком на конце слова по показу и
образцу

Слово. Названия предметов – 12 часов
53

Предмет и егоназвание

1

Называют предметы, изображенные на картинках словом.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со буквы, письмо
слова пообразцу, составление словосочетаний и
Предложений.

28

54

Названия предметов,
отвечающие навопрос
«Что?»

1

Различают названия предметов по вопросу
«Что?» с помощью учителя.Ставят вопрос к слову (предмету).
Называют предметы, изображенные на картинках,записывают
названия предметов.Читают диалог.
Находят и записывают слова,отвечающие на вопрос:
«Что?» с помощью учителя

55

Название частейпредмета

1

Называют легко выделяемыечасти знакомого предмета,
изображенного на картинках,и ставят вопрос «Что?» с помощью
учителя.
Находят и записывают слова,отвечающие на вопрос
«Что?» с помощью учителя. Изучают, записывают словарное слово,
обозначаютударение, выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со
словосочетаний и предложений.

29

56

Различение
сходных предметови их
названий

1

Различают сходные
предметы и их названия сопорой на картинки.
Выделяют признак сходствапредметов с помощью учителя.
Находят и записывают слова,отвечающие на вопрос
«Что?» после
предварительного разбора

57

Обобщающее словодля
группы однородных
предметов

1

Выбирают обобщающееслово (из двух
предложенных слов) кгруппе однородных предметов с
помощьюучителя.
Ставят вопрос к слову(предмету).
Записывают обобщающие слова (допиши предложение,вставь
нужное слово) с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначаютударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со

30

58

Названия
предметов,
отвечающие на
вопрос «Кто?»

1

Различают названия предметов по вопросу
«Кто?» с помощью учителя.Ставят вопрос к слову (предмету).
Называют предметы, изображенные на картинках,записывают слова,
отвечающие на вопрос
«Кто?» с помощью учителя. Изучают, записывают словарное слово,
обозначаютударение, выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом и
называют слова- родственники с помощьюучителя

59

Обобщающее словок
группе однородных
предметов

1

Различают названия предметов по вопросу «Кто?»Подбирают
обобщающие слова к группе однородныхпредметов с
помощью учителя.Списывают обобщающие слова с помощью
учителя. Составляют и записываютсловосочетания со
словарным словом с помощью учителя.

31

60

Обобщающее словок
группе однородных
предметов

1

Различают названия предметов по вопросу
«Кто?»
Подбирают обобщающие слова к группе однородныхпредметов с
помощью учителя.
Записывают обобщающие слова (допиши предложение,вставь нужное
слово) с
помощью учителя

61

Слова, отвечающие на
вопросы «Кто?»и «Что?»

1

62

Слова, отвечающие на
вопросы «Кто?»и «Что?»

1

Различают названия предметов по вопросам
«Кто? «Что?» Ставят вопрос
«Кто?» или «Что?» к словам,обозначающим названия предметов.
Подбирают обобщающие слова к группе однородных предметов,
записывают их с помощьюучителя.
Записывают словарные словас помощью картинок и опорных схем

32

63 Слова,
обозначающие
один и
несколько
предметов

1

Дифференцируют понятия
«один-много».
Изменяют форму слова в зависимости от обозначенияодного или нескольких
одинаковых предметов, записывают с помощью учителя.
Упражняются в написании слов, обозначающих один инесколько предметов
с помощью учителя Изучают, записывают
словарное слово, обозначают ударение, выделяют трудную букву с помощью
учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным словом и
называют слова- родственники с помощьюучителя

33

64

Проверочная
работа по теме
«Слово. Названия
предметов»
Выборочное
списывание

1
Читают предложение, отвечают на вопросы, находят слова, отвечающие
на вопрос «Кто?» или «Что?»Выполняют списывание по показу и
образцу

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных - 7 часов
65

Большая буква в
именах людей

1

Понимают различие междуназванием человека и его именем.
Используют правило написания имени человека спомощью учителя.
Упражняются в списыванииимен людей

66

Большая буква в
именах и фамилиях
людей
Большая буква в
именах и фамилиях
людей

1

Понимают различие междуименем человека и его
фамилией.
Используют правило написания имён и фамилий людей с опорой на
памятку. Списывают словосочетания сименами людей

Большая буква в
кличках животных

1

67

68

1

Используют правило написания кличек животныхс помощью учителя.
Списывают словосочетания скличками животных.

34

71

69 Большая буква в
кличках животных.
Письмо по памяти

1

Используют правило написания кличек животныхс опорой на
памятку.
Записывают по памятиклички животных с помощью учителя

70 Большая буква в
именах и фамилиях
людей, кличках
животных

1

Понимают различие междуназванием человека, его именем,
фамилией, названием животного и егокличкой.
Используют правило написания имён и фамилийлюдей, кличек
опорой на памятку.
Записывают словосочетания с именами людей, кличками животных
после предварительного разбора

1

Читают предложение, находят имена и фамилиилюдей, клички
животных.

Проверочная
работа по теме:
«Большая буква в
именах и
фамилиях

35

людей, кличках
животных».
Выборочное
письмо

Выполняют списывание попоказу и образцу.
Списывают предложения списьменного текста

Названия действий – 7 часов
72 Действие и его
название.
Названия действий,
отвечающие на вопрос
«Что
делает?»

1

Различают слова, обозначающие названиядействий по вопросу
что
делает? с помощью учителя. Находят и списывают слова,
отвечающие на вопрос «Чтоделает?» после
предварительного разбора

73 Названия действий,
отвечающие на вопрос
«Что
делают?»

1

Различают слова, обозначающие названиядействий по вопросу
что
делают? с помощью учителя.Находят и списывают слова,
отвечающие на вопрос «Что делают?» после
предварительного разбора

36

74 Подбор названийдействий к
названиям
предметов

1

Различают слова, обозначающие названия
действий по вопросам «Чтоделает?», «Что делают?»
Подбирают, записывают названия действий к названиям
предметов с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записываютсловосочетания со словарным
словом с помощью учителя

75 Подбор названийдействий к
названиям
предметов

1

Подбирают, записываютназвания действий к названиям
предметов по картинкам, составляют предложения с
помощьюучителя.
Составляют и записывают предложения по картинкам,
используя слова названия предметы и действия с
помощью учителя

37

76 Различение названия
действийпо вопросам

1

Различают названия
действий по вопросам «Что делает?» и «Что делают?» с
помощью учителя.
Выбирают и записывают слова названия действий спомощью.
Записывают словарные словас помощью картинок и опорных
схем

77 Различение названий
предметов и
названий действийпо
вопросам

1

Различают и записывают слова, обозначающие название
предметов, и слова,обозначающие названия
действий, по вопросам спомощью учителя.
Составляют и записывают 1предложение по картинке

38

78

Контрольная
работа по теме:
«Различение
названий
предметов и
названий
действий по
вопросам».
Выборочный
диктант.
Списывание
текста

1

Выполняют списывание по
показу и образцу.
Находят, выписывают слова,
обозначающие название
предметов, и слова,
обозначающие названия
действий, с помощью учителя

Предлоги – 3 часа
79

Предлог как
отдельное слово

1

Находят в предложении
«маленькое слово» - предлог.
Пишут предлоги отдельно от
других слов с помощью
учителя.
Изучают, записывают
словарное слово, обозначают
ударение, выделяют трудную
букву с помощью учителя.
Составляют и записывают
словосочетания со словарным
словом и называют словародственники с помощью
учителя

39

80

Употреблениепредлогов
в предложении

1

Находят в предложении
«маленькое слово» - предлог.Пишут предлоги отдельно от
других слов с помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначают ударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записывают словосочетания со словарным
словом с помощью учителя

81

Употреблениепредлогов
в предложении

1

Находят в предложении
«маленькое слово» - предлог.Пишут предлоги отдельно от
других слов с помощью учителя.
Записывают по памяти слова(читают по слогам, учат,
записывают в тетрадь)

40

Слова с непроверяемыми гласными – 3 часа
82

83

Выделение
«трудной» гласной в
словах
Выделение

1

1

«трудной» гласной в
словах

84

Написание гласных в
словах-родственниках

1

Пишут слова из словаря, находят в них «трудную» гласную с
помощью учителя.Записывают предложения с соблюдением
правил написания после
предварительного разбора. Находят слова из словаря в
предложении, списывают втетрадь

Различают слова- родственники с помощьюучителя.
Выделяют «трудную» гласнуюв словах-родственниках

Предложение – 12 часов
85

Выделение предложения
изтекста

1

Подбирают предложения к картинкам, записывают в тетрадь с
помощью учителя. Списывают 1 предложение изтекста

41

86

Правила записи
предложения

1

Записывают предложения,применяя правила их написания с
помощью учителя.

87

Правила записи
предложения

1

Составляют предложения покартинкам и наводящим вопросам и
записывают их после предварительного разбора

88

Предложение иего
схема

1

Сравнивают предложение иего схему с опорой на
памятку.
Подбирают предложение к схеме с помощью учителя, записывают
его в тетрадь

89

90

Предложение иего
схема

Различение набора
слов ипредложения

Чертят схему предложения спомощью учителя.
Составляют, записывают предложение по схеме с использованием
предметнойили сюжетной картинки с помощью учителя

1

Различают набор слов ипредложение.
Составляют и записывают предложение из отдельныхслов с
помощью учителя

42

91

Порядок слов в
предложении

1

Восстанавливают порядокслов в предложении с помощью
учителя.
Записывают предложения,применяя правила их написания с
помощью учителя.
Изучают, записывают словарное слово, обозначаютударение,
выделяют труднуюбукву с помощью учителя.
Составляют и записывают словосочетания со словарнымсловом с
помощью учителя

92

Завершение начатого
предложения

1

Завершают начатое
предложение по картинкам спомощью вопросов.
Составляют предложение,аналогичное данному с помощью
учителя.
Записывают словарные словас помощью картинок и опорных схем

93

Составление
предложений по
предметной картинке

1

Составляют и записываютпредложение из 2слов по предметной
картинке.
Завершают начатое
предложение по предметнойкартинке после
предварительного разбора

43

94

Составление
предложений по
сюжетной картинке

1

Составляют и записывают предложение из 2 слов по сюжетной
картинке.
Завершают начатое
предложение по предметнойкартинке после
предварительного разбора

95

Предложениявопросы и
предложения-ответы

1

Различают на слух разные поинтонации предложения
(предложения-вопросы и предложения-ответы).
Повторяют за учителем предложение с правильной
интонацией (вопросительнойили повествовательной).
Записывают вопросительныепредложения, с соблюдениемправил
записи предложений после предварительного
разбора

96

Итоговая
контрольная
работа.
Диктант.
Списываниетекста

1

Выполняют списывание предложений с печатноготекста.
Правильно оформляютпредложения.
Делят слова на слоги, ставят ударения с помощью учителя

44

Повторение – 6 часов
97

Звонкие и глухие
согласные

1

Называют звонкие и глухие согласные, записывают их парамис
опорой на наглядность.
Записывают слоги, слова, выделяязвонкие и глухие согласные с
помощью учителя.
Записывают словарные слова с
помощью картинок и опорных схем

98

Твердые и мягкие
согласные

1

Различают на слух твёрдые и
мягкие согласные.
Записывают слоги, слова, выделяя
твердые и мягкие согласные с
помощью учителя.
Пишут по памяти слова

99

Мягкий знак на
конце слова

Различают на слух твёрдые и
мягкие согласные.
Пишут слова с мягким знаком на
конце слова.
Списывают предложение

45

100 Названия предметов

1

Называют предметы, изображенные на картинках.
Ставят вопрос к слову (предмету).Списывают предложение

101 Названиядействий

1

Различают слова, обозначающиеназвания действий по вопросам.
Ставят вопрос по картинке к названиям действий с помощью
учителя.
Записывают словарные слова сопорой на картинку

102 Предложение

1

Составляют, завершают предложения по картинке. Различают
предложения поинтонации.
Записывают предложения, используя правила написания
предложения с помощью учителя

46

ЛИТЕРАТУРА.
1.

Программы

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений VIII вида: 0-4 классы /Под ред. И. М. Бгажноковой. – М.:
Просвещение, 2011. - 240 с.
2.

Учебник Русский язык. Якубовская Э. В., Коршунова Я.Е- для 2 класса

специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М:
«Просвещение», 2018г. –175с. : ил.
3.

Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши: Рабочая тетрадь по русскому

языку: 2 класс: в двух частях, Москва .Просвещение2018г.
4.

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной

(коррекционной) школе: Учеб. Для студ. Дефектол. фак. педвузов.

-

М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-320с.-(Коррекционная педагогика).
5.

Сборник диктантов для вспомогательной школы.

6.

Бойков,

Д.

И.

Общение

детей

с

проблемами

в

развитии:

Коммуникативная дифференциация личности. — Санкт-Петербург., 2005.
7.

Вайзаман,

Н.П.

«Психоматорика

детей-олигофренов»,

Москва,

«Педагогика», 1976.
8.

Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.:

Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с.
9.

Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр
ВЛАДОС, 2006.- 335с.
10.

Приказ от 19 декабря 2014 г. N 1599Министерства образования и науки

Российской Федерации. Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».