ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева __________А.Г. Никитина Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. _____________Н.Н. Козырь Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 8 класса (вариант 1) учебного предмета «Биология» (Образовательная область «Естествознание») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель Зверева Мария Юрьевна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА....................................................................3 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ......................................................................11 III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ....................................................14 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология». Цель учебного предмета - знакомство с разнообразием животного мира, воспитание у обучающихся чувства любви к природе и ответственности за ее сохранность. Задачи обучения: − формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни животных; 3 − формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: ухода за домашними животными, использование полученных знаний для решения бытовых и экологических проблем; − формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарногигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни; − развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции; Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе определяет следующие задачи: − формирование элементарных научных представлений о поведении, образе жизни и особенностях внешнего вида изучаемых животных; − установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом животных; − формирование умений называть признаки сходства и различия между группами животных, узнавать и различать по внешнему виду в окружающем мире, фотографиях, рисунках; − формирование умений описывать особенности внешнего вида разных групп животных; − формирование умений применения практических знаний: уход за животными; − формирование навыков правильного поведения в природе; 4 − использование правил здорового образа жизни, поведения в природе в окружающей природе; − формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Биология» в 8 классе Личностные результаты: − воспитание бережного отношения к истории и культуре других народов, природным и культурным достопримечательностям страны: − способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; осознание необходимости охраны природы, сохранения многообразия мира животных; − владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия при выполнении работ по уходу за животными; использование доступных информационных технологий для коммуникации; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств, умение видеть красоту, гармонию окружающей природы; − овладение социально- бытовыми навыками, правилами личной и общественной гигиены, используемыми в повседневной жизни; − сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение ухаживать за домашними питомцами; − сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание правил ухода за животными на ферме и дома; 5 − сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Биология» в 8 классе Минимальный уровень: − иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы; − знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; − знать общие признаки изученных групп животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы; − выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой; − применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями). Достаточный уровень: − иметь представление об объектах неживой и живой природы; − знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком; − устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); − знать признаки сходства и различия между группами животных; − выполнять классификации на основе выделения общих признаков; 6 − узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); − знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций; − выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя − владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых ситуациях. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету «Биология» в 8 классе Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: − 0 баллов - нет фиксируемой динамики; − 1 балл - минимальная динамика; − 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла - значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. предметных результатов учитывается уровень При оценке самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ: 7 Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся: − показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала; − умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации; − не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся: − показывает знания всего изученного программного материала; − умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; − допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся: − показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований; − умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы; − допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает 8 основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ. Оценка «2» не ставится. Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по биологии Оценка «5» ставится если: − правильно по заданию учителя проведено наблюдение; − полно раскрыто содержание материала в объеме программы; − четко и правильно даны определения; − вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания. Оценка «4»ставится если: − наблюдение проведено самостоятельно; − частично раскрыто основное содержание материала; − в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения; − вывод неполный. Оценка «3» ставится если: − наблюдение проведено с помощью учителя; − усвоено основное содержание материала; − определения понятий нечеткие; − допущены ошибки и неточности в выводе. − наблюдение проведено с помощью учителя; − усвоено основное содержание материала; − определения понятий нечеткие; − допущены ошибки и неточности в выводе. Оценка «2» не ставится. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка «5» ставится если: 9 − обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов; − допустил не более одного недочета. Оценка «4» ставится если: − обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; − обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов. Оценка «3» ставится, если: − обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок; − обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; − обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух-трех негрубых ошибок. Оценка «2» не ставится. 10 II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию биологических знаний в различных ситуациях. Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изучения предмета к практикотеоретическому, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений формирования жизненных компетенций. Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов. Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению причинно-следственных зависимостей между средой обитания и особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию практических умений (уход за животными, соблюдение санитарногигиенических правил). При изучении раздела «Черви» обучающиеся знакомятся с внешним видом дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним строением, образом жизни, питанием, дыханием способом передвижения, размножением насекомых. 11 Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб, средой обитания, с представителями речных и морских рыб. В разделе «Земноводные» обучающиеся знакомятся с общими признаками земноводных, средой обитания. Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся знакомятся с общими признаками пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств, размножение. Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой птиц: средой обитания, особенности внешнего и внутреннего строения, размножение. В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими признаками, разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих. Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на знакомство с общими признаками, разнообразием, строение и образом жизни сельскохозяйственных млекопитающих. Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количество часов 1 Введение 2 2 Беспозвоночные животные 11 Контрольные работы 1 12 3 Позвоночные животные 53 1 3.1 Рыбы 8 1 3.2 Земноводные 3 1 3.3 Пресмыкающиеся 5 1 3.4 Птицы 10 1 3.5 Млекопитающие 15 1 1 4 Сельскохозяйственные млекопитающие 12 5 Обобщение 2 Итого: 68 8 13 № Тема урока Кол-во часов III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Программное содержание Дифференциация видов деятельности Минимальный уровень Достаточный уровень Введение – 2часа 1 Разнообразие животного мира. 1 Формирование представлений о разнообразии животного мира Называют по рисункам Называют отличительные признаки позвоночных и беспозвоночных разных групп животных (позвоночные, животных, где в природе живут, беспозвоночные; дикие, домашние). чем одни животные отличаются от Называют места обитания животных и других (размеры, окраска, черты приспособленности их к покровы, способы питания и условиям жизни (форма тела, покров, передвижения, места обитания). способ передвижения, дыхание, Называют диких и домашних окраска). Устанавливают взаимосвязь животных, используя иллюстрации между средой обитания и внешним и помощь учителя видом. На слайдах, рисунках показывают и приводят примеры животных, которые отличаются друг от друга по ряду признаков 2 Значение животных и их охрана 1 Формирование представлений о значении животных и их охране Рассказывают о значении животных в жизни человека и их охране. По рисункам называют животных, занесенных в Красную книгу Приводят примеры значения животных в природе и жизни человека и их охране. Узнают на фотографиях и называют животных, занесенных в Красную книгу; называют, почему некоторые животные стали редкими, что делают для увеличения их численности 14 Беспозвоночные животные- 11 часов 3 Общие признаки беспозвоночных животных. Многообразие беспозвоночных 4 Общие признаки червей. Дождевой червь 1 Формирование представлений о беспозвоночных животных. Знакомство с общими признаками беспозвоночных Называют признаки беспозвоночных животных; узнают на рисунках и называют беспозвоночных животных (черви, медузы, раки, пауки, насекомые), с опорой на предложения, предоставленные учителем Узнают и называют беспозвоночных животных по рисункам, сравнивают. называют общие признаки животных. Записывают в тетрадь общие признаки беспозвоночных животных. Описывают особенности внешнего вида животных, перечисляют отличительные признаки; делают вывод о многообразии беспозвоночных Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни дождевого червя Узнают на рисунках дождевого червя, описывают его внешний вид, способ питания и передвижения. Рассматривают рисунок в рабочей тетради и подписывают названия частей тела червя. Рассказывают о роли дождевых червей в почвообразовании, используя помощь учителя Называют общие признаки червей, узнают на рисунках и в натуре дождевого червя. Описывают по плану особенности внешнего строения, образа жизни, питания, дыхания. Ведут наблюдения за способом передвижения червя, результаты наблюдений записывают в тетрадь. В рабочей тетради подписывают названия частей тела и органов дождевого червя, используя слова для справок. Дополняют текст об образе жизни этого животного. Составляют рассказ о роли червей в природе 15 5 Общие признаки насекомых. Многообразие насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых 6 Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие 7 Яблонная плодожорка. Бабочкакапустница 1 1 Формирование представлений об общих признаках насекомых, их отличительных признаках. Изучение внешнего строения и образ жизни насекомых Формирование представлений о бабочках, их отличительных признаках, размножении и развитии Рассказывают о строении насекомого по рисунку, называют части тела. Узнают на рисунках стрекоз и тараканов, описывают внешний вид, отличительные особенности насекомых. Раскрашивают части тела насекомых на рисунках в рабочих тетрадях. Описывают одного представителя по опорным предложениям Узнают на рисунках и в коллекциях бабочек, описывают внешний вид бабочки павлиний глаз. По схеме называют этапы развития бабочки. Рассказываю о значении бабочек в природе по плану, предложенному учителем Узнают и называют по рисункам насекомых (стрекозы, тараканы), называют их общие признаки, рассказываю о многообразии насекомых (отличие по внешнему виду, местам обитания, питания). Подписывают в рабочей тетради на рисунках названия частей и органов тела насекомых Формирование представления об особенностях внешнего вида насекомых, их значении в природе На рисунках подписывают Знают и называют основные черты строения насекомого: деление тела на название частей и органов тела насекомых. Сравнивают по плану отделы и членики, наличие крыльев и бабочку-капустницу и яблонную трех пар конечностей. Составляют плодожорку. Называют по рисунку рассказ о внешнем строении бабочек по плану. Сравнивают и различают стадии развития бабочки- Узнают на рисунках, в коллекциях и в натуре бабочек (павлиний глаз, траурница, адмирал). Сравнивают, находят черты сходства и отличия, указывают черты принадлежности насекомых к группе бабочек. Дают характеристику бабочек на примере бабочки павлиний глаз. Подписывают в рабочей тетради на рисунке названия стадий развития бабочек 16 и жизни человека 8 Тутовый шелкопряд капустницы. Рассматривают насекомых- вредителей сельскохозяйственных растений в коллекциях насекомых под руководством учителя двух насекомых, находят черты сходства и отличия; узнают насекомых по внешнему виду на рисунках, в коллекциях, видео. Называют отличительные признаки, этапы развития насекомых, на какой стадии развития приносят вред или пользу. В рабочей тетради подписывают стадии развития бабочки- капустницы Формирование Узнают тутового шелкопряда на Узнают и называют тутового шелкопряда в коллекции, в представлений о иллюстрациях и фотографиях, натуральном виде, на рисунках; внешнем виде и относят его к изученной группе выделяют существенные признаки образе жизни животных, описывают внешний тутового шелкопряда вид и образ жизни; рассказываю о внешнего строения, сравнивают с бабочкой- капустницей, находят черты пользе тутового шелкопряда по сходства и отличия. Имеют иллюстрациям и с опорой на представления о взаимосвязях между предложения изученным объектом и его местом в окружающем мире; о способах питания, приносимой пользе и разведении тутового шелкопряда. В рабочей тетради подписывают названия стадий развития тутового шелкопряда 17 9 10 Жуки. Отличительные 1 признаки Комнатная муха Закрепление представлений о строении насекомых, их размножении и развитии. Ознакомление с отличительными особенностями внешнего строения жуков, значением для человека 1 Формирование представления о комнатной мухе Узнают жуков на иллюстрациях и Узнают в природе и на иллюстрациях фотографиях (майский жук, жуков (майский жук, колорадский колорадский жук, божья жук, божья коровка), дают коровка), описывают внешний сравнительную характеристику, вид жуков, называют находят черты сходства и выделяют отличительные признаки. существенные признаки отличия. Выполняют задания в рабочих Устанавливают взаимосвязь между тетрадях (заполняют таблицу, средой обитания и внешним видом подписывают на рисунках части объектов. тела жука). Под руководством Подписывают на рисунках стадии учителя выполняют развития майского жука. Составляют практическую работу: зарисовку рассказ о значении жуков в природе и майского жука в тетради жизни человека. Выполняют практическую работу: зарисовка майского жука в тетради; делают вывод о принадлежности майского жука к группе насекомых Узнают на иллюстрациях и Узнают на иллюстрациях и в натуре комнатную муху; описывают фотографиях комнатную муху характерные особенности внешнего называют отличительные вида и поведения. признаки внешнего вида, Подписывают на рисунках стадии характерные особенности поведения. Рассказываю о вреде, развития комнатной мухи. приносимой комнатной мухой, о Составляют рассказ о вреде, мерах борьбы, правилах приносимом комнатной мухой, мерах здорового образа жизни борьбы и правилах гигиены. Указывают на взаимосвязь количества мух и кишечных заболеваний 18 11 Медоносная пчела. 1 Расширение представлений об особенностях внешнего строения насекомых, их развитии, значении для человека 12 Муравьи 1 Закрепление представлений о насекомых Узнают и называют на рисунках, в Узнают и называют на натуре медоносную пчелу. Находят на иллюстрациях и фотографиях медоносную пчелу; описывают рисунках и называют отличительные особенности внешнего строения внешнее строение. В рабочей тетради подписывают на рисунки медоносной пчелы. Составляют рассказ о части тела. Рассказывают о составе пчелиной семьи, особенностях составе пчелиной семьи, пчеловодстве; об использовании строения и поведения членов семьи, о разведении пчел (пчеловодстве), продуктов пчеловодства. Под использовании человеком продуктов руководством учителя выполняют практическую работу: пчеловодства. Заполняют схему «Значение насекомых в природе». зарисовка медоносной пчелы в тетради Рисуют медоносную пчелу в тетради. Смотрят видеофильм о жизни семьи медоносной пчелы с последующим обсуждением Узнают и называют на Узнают и называют муравьев на иллюстрациях и фотографиях, в иллюстрациях и фотографиях, в коллекциях насекомых муравьев. коллекциях насекомых. Рассказывают Описывают внешний вид, состав об особенностях внешнего вида, семьи, особенности жизни. составе семьи насекомых. Рассказывают о правилах Рассказывают о пользе муравьев. поведения в лесу, охране Составляют памятку «Правила муравейников. Смотрят поведения в лесу», устанавливают видеофильм, отвечают на взаимосвязь между природой и вопросы человеком. Составляют рассказ по плану: почему и как надо охранять муравейники. Смотрят видеофильм о жизни муравейника с последующим обсуждением 19 13 Экскурсия в природу: наблюдение за насекомыми 1 Закрепление и расширение представлений о внешнем виде и поведении насекомых Под руководством учителя Проводят наблюдения в природе за проводят наблюдения в природе: майскими жуками и бабочкойрассматривают внешний вид капустницей. Следят за полетом майского жука и бабочкимайских жуков и бабочек- капустниц; капустницы, ведут наблюдения за рассматривают их внешнее строение, их поведением в природе. находят и называют части тела, Рассказывают, что узнали о определяют черты принадлежности к насекомых группе насекомые; определяют приспособленность к полету; наблюдают за поведением насекомых; сравнивают жука и бабочку, находят черты сходства и отличия. Выполняют зарисовки, записывают результаты своих наблюдений в тетрадь, делают выводы о поведении насекомых в природе Позвоночные животные – 53 часа Рыбы – 8 часов 14 Общие признаки позвоночных животных. Классификация животных 1 Формирование представлений об общих признаках позвоночных животных, их классификации На рисунках и фотографиях узнают и называют позвоночных животных; перечисляют их общие признаки по заранее выделенным опорным словам; называют группы позвоночных животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) Используя текст учебника, выписывают в тетрадь общие признаки позвоночных животных. По рисункам, слайдам, фотографиям узнают и называют позвоночных животных, выделяют их существенные признаки, подписывают на рисунках в тетради. С учетом оснований для классификации называют группы 20 позвоночных животных 15 Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания. 1 16 Речные рыбы 1 Формирование Называют общие признаки рыб. представлений о рыбах, Узнают рыб на рисунках, их строении, образе называют среду их обитания; жизни; описывают по плану и опорным предложениям особенности внешнего строения в связи со средой обитания Узнают и называют рыб на рисунках и фотографиях, слайдах; сравнивают, выделяют общие и отличительные признаки. На основании сравнения называют общие признаки рыб. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Дополняют текст в рабочей тетради об общих признаках рыб Знакомство с речными Называют по рисункам, слайдам Называют речных рыб (окунь, щука, (пресноводными) речных рыб: окунь, щука, карп. карп) по рисункам, слайдам, рыбами. Отмечают, по каким признакам фотографиям. Сравнивают их между Формирование их относят к рыбам. Описывают собой, называют среду обитания. Дают определение, каких рыб представлений о особенности внешнего вида, поведении и образе отмечают внешние черты называют речными. жизни речных рыб отличия; объясняют, каких рыб Отмечают отличительные особенности называют речными, используя внешнего вида, окраски, поведения в помощь учителя связи со средой обитания и способом питания. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Выполняют задание в рабочей тетради. Сравнивают речного окуня и щуку; данные заносят в таблицу 21 17 Морские рыбы 1 18 Внешнее и внутреннее строение, образ жизни рыб 1 Знакомство с морскими Называют по рисункам, рыбами. фотографиям виды морских рыб Формирование (треска, сельдь и другие). представлений о Рассказывают о среде и месте их поведении и образе обитания, какой образ жизни жизни морских рыб ведут и чем питаются, где размножаются, используя помощь учителя Называют морских рыб (треска, сельдь и другие), их среду обитания, образ жизни; признаки внешнего строения. На основании сравнения отмечают, чем сходны между собой и чем отличаются. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Дают определение, каких рыб называют морскими. Выполняют задания в рабочей тетради. Сравнивают треску и сельдь, данные записывают в таблицу. Заполняют схему: вписывают названия речных и морских рыб Закрепление Описывают особенности Называют и показывают части тела рыбы, чем покрыто снаружи, как и с внешнего строения рыб. представлений о Подписывают в рабочих тетрадях помощью чего передвигаются рыбы. внешнем строении и стадии развития рыб, используя Рассказывают, как и чем питаются образе жизни рыб; рыбы, отмечают особенности питания слова для справок. формирование хищных рыб. Наблюдают за Рассказывают, как дышат и представлений о движением рыб в аквариуме, питаются рыбы. питании, дыхании, способе передвижения Наблюдают за движением рыб в объясняют, чем дышат рыбы. аквариуме, за работой плавников Составляют схему развития рыб из и размножении рыб икринок. Узнают рыб на разных при различных направлениях стадиях развития по внешнему виду. движения Выполняют задания в рабочей тетради. Подписывают название внутренних органов, отделов нервной системы, стадии развития рыб на рисунках, 22 используя слова для справок 19 Рыбоводство. Рыболовство. Рациональное использование 1 Расширение представлений о значении рыб в жизни человека, способах ее разведения, охраны и рационального использования Работают под руководством Дают определение понятиям и объясняют значение слов: рыбоводство учителя с текстом учебника: и рыболовство. Рассказывают с опорой знакомятся с разведением рыб на текст учебника, каким способом человеком в прудах и ведется промысел и разведение рыбы; естественных условиях. как ее охраняют и рационально Рассказывают о правилах используют. Осознают основные поведения в природе, охране и взаимосвязи между природой и рациональном использовании человеком (значение рыбного рыбы. Составляют рассказ по плану о промысла в жизни человека; значении рыбы в жизни человека. использование рыбы человеком). Вставляют в текст рабочей тетради Выполняют задание в рабочей тетради: в текст «Рыбоводство» недостающие слова о разведении вставляют недостающие слова, карпов, используя слова для справок используя слова для справок 23 20 Домашний аквариум. Виды аквариумных рыб 21 Экскурсия к водоему 1 Ознакомление с правилами содержания и ухода рыб в домашнем аквариуме. Узнают аквариумных рыбок на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за аквариумными рыбками под руководством учителя. Рассказывают об особенностях размножения, питания, видах корма. Ведут наблюдения за аквариумными рыбами под руководством учителя Узнают и называют аквариумных рыбок (гуппи, золотые рыбки) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки аквариумных рыбок. Рассказываю об особенностях размножения разных видов аквариумных рыбок, называют виды живородящих рыб. Совместно с учителем составляют памятку по уходу за аквариумными рыбками; дают характеристику среды обитания: освещение, температура воды. Называют, какие виды корма можно использовать при кормлении аквариумных рыбок. Записывают результаты наблюдений за аквариумными рыбами в тетрадь Знакомство В ходе просмотра видеофильма Называют виды рыб, которые обитают обучающихся с знакомятся с правилами рыбной в водоеме, особенности их поведения, питания. Рассказывают о правилах правилами рыбной ловли. Описывают среду поведения в природе, о взаимосвязи ловли. Наблюдение за обитания рыб. Называют виды между природными компонентами, рыбной ловлей речных рыб. Рассказывают о правилах поведения в природе. природой и человеком. Под руководством учителя формулируют Ведут наблюдения за рыбной правила ловли рыбы. ловлей под руководством В ходе просмотра видеофильма ведут учителя наблюдения за рыбной ловлей. Оформляют результаты наблюдений в 24 тетради Земноводные - 3 часа 22 Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки 1 Формирование представлений о земноводных как группе животных проживающих на суше и в воде, взаимосвязи среды обитания и внешнего вида земноводных Называют по рисункам виды земноводных, объясняют, где живут, как передвигаются, какое значение имеют в природе. В рабочей тетради подписывают рисунки изображенных на них земноводных, используя помощь учителя Называют представителей разных видов земноводных, отличительные признаки лягушки и жабы, черты приспособления к среде обитания (части тела, окраска, покровы, передвижение). Составляют рассказ по плану: питание, дыхание, размножение (цикл развития); устанавливают взаимосвязь между строение органов и их функциями. Выполняют задания в рабочей тетради: дополняют недостающими словами общие признаки земноводных, используя слова для справок; подписывают на рисунках названия частей тела и органов лягушки; стадии развития лягушки; дополняют с помощью учебника текст о размножении и развитии лягушки 25 23 Многообразие земноводных 1 Знакомство с многообразием земноводных, особенностями внешнего вида и образа жизни Узнают и различают земноводных в окружающем мире, по рисункам и фотографиям (жаба, тритон, саламандра); подписывают названия земноводных на рисунках в рабочей тетради. Рассказывают об особенностях строения и отличительных признаках разных представителей земноводных по плану, предложенному учителем. Имеют представление о жабе, тритоне, саламандре как представителях земноводных. По рисункам, фотографиям описывают особенности их внешнего строение, называют общие и отличительные черты внешнего вида, делают вывод о многообразии земноводных. Подписывают в рабочей тетради рисунки изображенных на нем земноводных 24 Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана 1 Формирование представлений о сходстве и различии земноводных и рыб, пользе земноводных и их охране В рабочей тетради подписывают рисунки стадий развития лягушки, используя слова для справок. Сравнивают по рисункам внешнее строение головастика и малька рыбы, называют черты сходства. Совместно с учителем делают вывод о сходстве и различии земноводных и рыб. Рассказывают о пользе земноводных и их охране Сравнивают внешнее строение, места обитания и этапы развития земноводных и рыб. В рабочей тетради находят и подписывают рисунки черт сходства головастика и малька рыбы (вытянутая форма тела, хвост, жабры), необходимость воды для размножения. Отмечают отличительные признаки земноводных. Выполняют практическую работу: заполняют таблицу, сравнивают головастика лягушки и рыбу; данные записывают в таблицу рабочей тетради. На основании сравнения записывают в тетрадь вывод о сходстве и различии земноводных и рыб. Составляют рассказ о пользе 26 земноводных и их охране 25 Общие признаки пресмыкающихся. 1 Пресмыкающиеся – 5 часов Формирование Узнают и называют по рисункам представлений об группы пресмыкающихся, общих признаках описывают их внешнее строение; пресмыкающихся, рассказывают, где живут внешнем строении, животные, чем покрыто их тело, питании, дыхании, какие органы находятся на размножении голове, как передвигаются, размножаются. Смотрят видеофильм о разнообразии пресмыкающихся, отвечают на вопросы По рисункам и фотографиям называют группы пресмыкающихся, признаки сходства и отличия разных групп, особенности внешнего строения. Описывают внешнее строение прыткой ящерицы, гадюки, ужа, черепахи, крокодила по плану, называют признаки сходства и различия разных групп пресмыкающихся. Подписывают в рабочей тетради названия пресмыкающихся, изображенных на рисунке. Выполняют классификацию на основе выделения общих признаков пресмыкающихся. Делают вывод о взаимосвязи внешнего строения и среды обитания. Называют особенности размножения пресмыкающихся. Устанавливают взаимосвязь между природными условиями (наличие тепла) и развитием зародышей пресмыкающихся. Выполняют практическую работу: зарисовка в тетради цикла развития пресмыкающихся. Выполняют задания в рабочей тетради: дополняют текст об 27 общих признаках пресмыкающихся 26 Ящерица прыткая 27 Змеи. Отличительные особенности животных 1 Расширение Узнают на рисунках, представления о местах фотографиях, слайдах прыткую обитания, образе жизни, ящерицу. Описывают особенностях питания особенности внешнего вида, где прыткой ящерицы живет, ее образ жизни, особенности питания. Рассказывают об особенностях размножения, где откладывает яйца, какие условия необходимы для развития зародыша. Смотрят видеофильм о местах обитания и образе жизни прыткой ящерицы, отвечают на вопросы, выполняют задания учителя Формирование Узнают и называют на рисунках представления об змей, называют отличительные особенности животных; чем по отличительных внешнему виду отличается особенностях змей гадюка и уж. Сравнивают и называют места обитания, способ питания, размножения и развития гадюки и ужа. Рассказывают об использовании змеиного яда в медицине, об оказании первой медицинской помощи при укусах змей. Смотрят видеофильм о разнообразии змей, выполняют Узнают и называют на рисунках, слайдах прыткую ящерицу. Описывают внешний вид, находят и называют черты принадлежности к группе пресмыкающихся, устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. Составляют рассказ по плану: где живет, образ жизни и особенности питания. Смотрят видеофильм о местах обитания и образе жизни прыткой ящерицы Узнают и называют на рисунках, слайдах змей: гадюку, ужа. Сравнивают их внешний вид, места обитания, питание, размножение и развитие. Называют отличительные признаки змей, чем отличается уж и гадюка. Составляют рассказ об использовании змеиного яда в медицине, оказании первой медицинской помощи при укусе змей. Выполняют практическую работу: «Сравнение ужа и гадюки», данные записывают в таблицу тетради. 28 задания учителя, отвечают на вопросы 28 Черепахи, крокодилы. Отличительные особенности животных 29 Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных. Практическая работа 1 Формирование представления об отличительных особенностях черепах и крокодилов Закрепление представлений о пресмыкающихся и земноводных Узнают и подписывают на Узнают и называют черепах и рисунках черепаху и крокодила. крокодилов на рисунках, слайдах. Называют особенности внешнего Описывают их внешний вид, отмечают вида, отличительные признаки, отличительные особенности животных; среду обитания, питание, называют черты принадлежности размножение и развитие. животных к группе пресмыкающихся. Смотрят видеофильм: среда Устанавливают взаимосвязь между обитания и образ жизни черепах средой обитания и внешним видом и крокодилов с последующим животных обсуждением Сравнивают внешний вид и образ Составляют сравнительную характеристику пресмыкающихся и жизни пресмыкающихся и земноводных. земноводных, называют Выполняют практическую работу: отличительные особенности сравнивают места обитания, внешний животных. В рабочей тетради вид (части тела, покровы), органы подписывают рисунки с передвижения, способ дыхания, изображением частей тела животного. Заполняют таблицу питания, размножения и развития сравнения лягушки и ящерицы, пресмыкающихся и земноводных. Делают вывод об общих и отвечают на вопросы таблицы отличительных признаках строения и образа жизни пресмыкающихся. Данные заносят в таблицу рабочей тетради. 29 Птицы – 10 часов 30 30 Дикие птицы. Общая характеристика птиц. 1 31 Многообразие птиц. 1 Формирование Называют отличительные особенности птиц (наличие представлений об особенностях строения крыльев, пуха и перьев на теле). и образе жизни птиц, Рассказывают об особенностях размножения: кладка яиц и как позвоночных животных. Сравнение выведение птенцов. и распознавание птиц Рассматривают скелет и чучело птицы, под руководством на рисунках и в учителя, показывают части тела природе птицы Составляют по плану общую характеристику птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Отмечают отличительные особенности размножения птиц: кладка яиц и выведение птенцов. В рабочей тетраде подписывают названия к рисункам с изображением оболочек и содержимого яйца птицы, используя слова для справок. Рассказывают о строении перьев птиц, описывают внешний вид по плану какойлибо птицы. Подписывают названия частей тела птицы на рисунке. Заполняют пропуски в тексте, дополняют общую характеристику птиц. Подписывают на рисунке названия основных частей контурного пера птицы, используя слова для справок. Записывают вывод, чем пух и пуховое перо отличаются от контурного пера; дополняют преложния текста Ознакомление с Узнают и называют птиц по Описывают по плану внешний вид многообразием птиц, рисункам, фотографиям; разных птиц, устанавливают взаимосвязи средой их обитания, рассказывают о среде обитания, между средой обитания и внешним видом образе жизни, особенностях образом жизни разных видов птиц. Составляют рассказ о питания разных групп птиц по среде обитания разных видов птиц, образе опорным предложениям. Узнают жизни, питании; называют черты на рисунках и называют приспособленности к среде обитания. перелетных и зимующих птиц Называют перелетных и зимующих птиц. Работают в группах, составляют таблицу, схемы, анализируют и сравнивают 31 различные группы птиц и делают выводы, записывают в тетрадь 32 Птицы леса 1 Формирование представлений о птицах леса, особенностях образа жизни и внешнего строения Называют по рисункам птиц леса Называют и показывают на рисунках, (большой пестрый дятел, синица,) таблицах птиц леса. описывают внешний вид (по Рассказывают об особенностях строения каким внешним признакам можно и образе жизни в зависимости от среды узнать в природе: строение обитания, отмечают черты сходства и крыльев, хвоста, ног, клюва). отличия, по каким внешним признакам Рассказывают об образе жизни, можно узнать в природе. гнездовании и заботе о потомстве В рабочей тетради подписывают названия птиц под их изображениями. дополняют по плану и опорным текст об особенностях строения и образе предложениям жизни изображенных на рисунке птиц леса, используя слова для справок. Прослушивают голоса птиц. Смотрят видеофильм «Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц» с последующим обсуждением. 32 33 Хищные птицы Формирование представлений о хищных птицах, особенностях внешнего строения и образа жизни Называют по рисункам хищных птиц (сова, орел), описывают внешний вид (по каким внешним признакам можно узнать в природе птицу-хищника: строение крыльев, хвоста, ног, клюва). Рассказывают об образе жизни, гнездовании и заботе о потомстве по плану и опорным предложениям Называют и показывают на рисунках, таблицах хищных птиц (сова, орел). Выполняют задание в рабочей тетради: определяют по рисунку какие признаки хищника заметны на внешнем строении совы и орла. Обводят в кружок номера предложений, в которых дана характеристика хищной птицы. Дополняют текст о сове, используя слова для справок. Рассказывают об особенностях строения и образе жизни в зависимости от среды обитания, отмечают черты сходства и отличия, по каким внешним признакам можно узнать в природе. Устанавливают взаимосвязь между природными условиями, образом жизни и внешним видом птиц. Прослушивают голоса птиц. Смотрят видеофильм «Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц» с последующим обсуждением 33 34 Птицы, кормящиеся в воздухе Формирование представлений о птицах, кормящихся в воздухе, особенностях внешнего строения и образа жизни Называют по рисункам птиц, Называют и показывают на рисунках, кормящихся в воздухе (ласточки, таблицах птиц, кормящихся в воздухе стрижи), описывают внешний вид (ласточки, стрижи). Подписывают (по каким внешним признакам изображения птиц в рабочей тетради. можно узнать в природе: Сравнивают ласточек и стрижа, вносят строение крыльев, хвоста, ног, данные о них в таблицу. клюва). Рассказывают об образе Рассказывают об особенностях строения жизни, гнездовании и заботе о и образе жизни в зависимости от среды потомстве по плану и опорным обитания, отмечают черты сходства и предложениям отличия, по каким внешним признакам можно узнать в природе. Прослушивают голоса птиц. Смотрят видеофильм «Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц» с последующим обсуждением 35 Водоплавающие птицы Формирование представлений о водоплавающих птицах, особенностях внешнего строения и образа жизни Называют по рисункам Называют и показывают на рисунках, водоплавающих птиц (уткатаблицах водоплавающих птиц. кряква, лебедь, пеликан), Рассказывают об особенностях строения описывают внешний вид (по и образе жизни в зависимости от среды каким внешним признакам можно обитания, отмечают черты сходства и узнать в природе: строение отличия, по каким внешним признакам крыльев, хвоста, ног, клюва). можно узнать в природе. Рассказывают об образе жизни, Сравнивают гоголя и крякву на рисунках, гнездовании и заботе о потомстве дополняют текст об образе жизни на по плану и опорным водоемах. Сравнивают утку и серую предложениям. цаплю, дополняют текст об особенностях Прослушивают голоса птиц строения ее тела и образа жизни. Выполняют задание на карточке: определяют, кто лишний в каждом ряду 34 птиц и почему. Дополняют текст. Прослушивают голоса птиц 36 Птицы, обитающие близ жилища человека 37 Птицы в живом уголке 1 Расширение знаний о Называют птиц, обитающих близ Называют птиц, обитающих, близ жилища птицах, обитающих жилища человека (голубь, ворона, человека (голубь, ворона, воробей, трясогузка). В рабочей тетради близ жилища человека воробей, трясогузка). Рассказывают об образе жизни рассматривают рисунки, подписывают данной группы птиц, гнездовании названия птиц, дополняют в тексте общую и заботе о потомстве, характеристику птиц, используя опорные необходимости охране птиц по слова. плану Сравнивают и различают по строению и и опорным предложениям образу жизни, устанавливают взаимосвязь между природными условиями, образом жизни и внешним видом птиц. Заполняют таблицу с помощью текста учебника (сравнивают голубя и воробья). Смотрят видеофильм «Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц» с последующим обсуждением Расширение Узнают певчих и декоративных Узнают и называют певчих и декоративных птиц (канарейки, попугаи, представлений о птиц на иллюстрациях и фотографиях (попугаи, щеглы) в натуральном виде в птицах живого уголка естественных условиях и на рисунках, на основе имеющихся канарейки, щеглы), называют изученные объекты, знакомятся с выделяют существенные признаки певчих знаний: внешний вид, и декоративных птиц. правила содержания правилами выполнения несложных действий по уходу за Называют правила ухода и содержания птиц в «живом певчими и декоративными певчих и декоративных птиц. уголке» птицами под руководством Выполняют практическую работу: учителя. «Наблюдение и уход за птицами в «живом Под руководством учителя уголке», делают вывод об особенностях 35 выполняют практическую работу: ухода за домашними птицами наблюдение и уход за птицами в «живом уголке» 38 Домашние птицы. Птицеводство 1 Формирование представлений о домашних птицах, их особенностях строения, образе жизни, разведении и выращивании Называют по рисункам домашних Узнают по рисункам и называют домашних птиц (курей, гусей, уток и птиц, описывают их строение, индюшек). Сравнивают на рисунке образ жизни. домашних кур с их дикими предками. В рабочей тетради, используя слова для справок, подписывают Результаты сравнения заносят в таблицу. Называют особенности их внешнего названия оболочек и содержистроения, сравнивают виды птиц мого яйца птицы. Сравнивают домашних и диких (домашних гусей и домашних уток), дополняют текст в рабочей тетради. курей, гусей и уток, Выделяют отличительные признаки, рассказывают, с какой целью рассказывают об образе жизни (питание, человек их разводит. Рассказывают, как разводят птиц размножение, развитие). Зарисовывают куриное яйцо в тетрадь, на птицеводческих хозяйствах подписывают названия оболочек и содержимого яйца птицы. Называют правила выращивания и ухода за домашними птицами. Дополняют текст в рабочей тетради о содержании, кормлении и разведении птиц в птицеводческих хозяйствах. Рассказывают о значении птицеводства по плану 36 39 40 Экскурсия Общие признаки млекопитающих. Разнообразие млекопитающих животных. Классификация 1 1 Расширение Под руководством учителя Проводят наблюдение за поведением проводят наблюдения за представлений об птиц в природе, отмечают особенности особенностях строения поведением птиц в природе: поведения разных видов птиц, описывают кормлением, передвижением, и поведения птиц внешнее строение, устанавливают заботой о потомстве взаимосвязь между средой обитания, Под руководством учителя внешним видом, особенностями питания. выполняют практическую работу: Результаты наблюдений записывают в подкормка зимующих птиц тетрадь Формирование представлений об общих признаках млекопитающих. Формирование представлений обучающихся о разнообразии млекопитающих животных. Млекопитающие – 15 часов Называют общие признаки Называют общие признаки млекопитающих, описывают млекопитающих (рождение живых внешнее строение изображенного детенышей, вскармливание их молоком). на рисунке животного, Называют признаки сходства и различия особенности внешнего вида; по между группами животных делают вывод рисункам называют разных о разнообразии млекопитающих представителей млекопитающих, животных. На основе выделенных общих определяют их сходство и признаков выполняют классификацию. отличие. В рабочей тетради подписывают на Составляют рассказ об одном из рисунке названия частей тела животных, по опорным словам, и млекопитающего. Дополняют текст об словосочетаниям, принимая особенностях внешнего строения помощь учителя млекопитающих, используя слова для справок 37 41 Дикие млекопитающие животные. Грызуны. Общие признаки грызунов 1 Формирование представлений об общих признаках грызунов Узнают и называют по рисункам грызунов, описывают внешний вид, среду обитания, образ жизни, питание и размножение грызунов. Перечисляют общие признаки грызунов. Называют характерные особенности грызунов, с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем. В рабочей тетради подписывают рисунки грызунов, используя помощь учителя Узнают и называют на рисунках, слайдах, фотографиях грызунов. Сравнивают животных, описывают особенности их внешнего вида, среды обитания, образа жизни, питания, размножения. На основе сравнения выделяют и записывают в тетради общие признаки грызунов. Подписывают на рисунке название зубов грызунов; дополняют текст об особенностях зубов грызунов, используя слова для справок 42 Мышь, белка, суслик, бобр. Отличительные особенности каждого животного 1 Формирование представлений об общих признаках отдельных групп животных. Ознакомление с особенностями внешнего строения, образа жизни, значением в природе и жизни человека Узнают и называют животных, По рисункам, слайдам называют относящихся к группе грызунов представителей грызунов (мышь, белка, (мышь, белка, суслик, бобр). суслик, бобр), подписывают Описывают особенности представителей на рисунках в тетради. внешнего вида каждого Называют отличительные особенности животного. Рассказывают о каждого животного, описывают внешний значении грызунов в природе и вид и строение в зависимости от среды хозяйственной деятельности обитания. человека, пользе и вреде, Дополняют текст в рабочей тетради о приносимом грызунами. значении грызунов в природе и Дополняют текст в рабочей хозяйственной деятельности человека. тетради о значении грызунов в Называют пользу и вред, приносимый природе и хозяйственной грызунами. деятельности человека, используя Составляют рассказ по плану «Охрана слова белок и бобров» 38 для справок и помощь учителя 43 Зайцеобразные 1 Формирование представлений об общих признаках зайцеобразных Называют зайцеобразных по рисункам, описывают внешний вид, среду обитания, образ жизни, питание, значение в природе. Называют общие признаки изученных животных. Подписывают названия зайцеобразных животных, используя помощь учителя 44 Хищные звери. Общие признаки хищных зверей 1 Продолжение Узнают и называют по рисункам хищных зверей. Называю общие формирования их признаки, описывают представлений о внешний вид, отличительные диких особенности. Отмечают млекопитающих особенности некоторых из них. животных. Рассказывают об образе жизни, Формирование понятия хищные звери добыче пищи, называют черты сходства и различия. Подписывают на рисунке названия зубов хищного зверя, используя помощь учителя Называют животных, которые относятся к зайцеобразным, их общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк). Сравнивают животных, называют черты сходства и отличия, устанавливают взаимосвязь внешнего строения со средой обитания. Подписывают в рабочих тетрадях названия зайцеобразных, изображенных на рисунке; дополняют текст об особенностях внешнего строения, используя слова для справок Узнают и называют на рисунках хищных зверей, подписывают их название в рабочих тетрадях. Описывают особенности внешнего вида, называют отличительные особенности. Называют особенности некоторых из них (образ жизни, добыча пищи, черты сходства и различия). На основе сравнения формулируют и записывают в тетрадь общие признаки хищных зверей. Подписывают на рисунке названия зубов хищного зверя 39 45 Хищные звери. Псовые 1 Продолжение формирования представлений о хищных животных. Знакомство с псовыми (собачьи): волк, лисица 46 Хищные звери. Медвежьи 1 Продолжение формирования представлений о хищных животных. Знакомство с медвежьими: медведи (бурый, белый) 47 Хищные звери. Кошачьи Узнают и различают на Называют и показывают на рисунках, фотографиях и рисунках волка и слайдах псовых: волка, лисицу; лисицу; описывают особенности сравнивают, называют особенности внешнего строения, отмечают сходство и внешнего вида изученных животных; сравнивают, называют отличие; устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом общие признаки изученных животных. животных Составляют сравнительную характеристику «Места обитания и образ жизни псовых» Узнают и различают на Называют и показывают на рисунках, слайдах медведей (бурого, белого); фотографиях и рисунках называют особенности внешнего медведей (бурого, белого); строения, образа жизни, добычи пищи; описывают особенности устанавливают взаимосвязь между средой внешнего вида изученных животных; сравнивают, называют обитания и внешним видом животных. Составляют сравнительную общие признаки изученных животных (места обитания, образ характеристику мест обитания и образа жизни медвежьих жизни) Продолжение Узнают и различают на Называют и показывают на рисунках формирования фотографиях и рисунках слайдах кошачьих: снежного барса, рысь, представлений о снежного барса, рысь, льва, льва, тигра; называют особенности хищных животных. тигра; описывают особенности внешнего строения, образа жизни, Знакомство с внешнего вида изученных добычи пищи; устанавливают кошачьими: снежный животных; сравнивают, называют взаимосвязь между средой обитания и барс, рысь, лев, тигр общие признаки изученных внешним видом животных. животных (места обитания, образ Составляют сравнительную жизни). характеристику хищных зверей, на 40 Дорисовывают части тела основании сравнения заполняют таблицу хищных зверей по предложенным с помощью учебника в рабочей тетради учителем трафаретам 48 Пушные звери: соболь, куница, норка, песец Продолжение формирования знаний о хищных зверях. Ознакомление с пушными зверями: соболь, куница, норка, песец Называют диких пушных зверей Узнают по внешнему виду на рисунках, (соболь, куницу, норку, песца) по слайдах диких пушных зверей (соболя, таблицам, рисункам, слайдам. куницу, норку, песца). Подписывают названия Описывают внешний вид, образ жизни, изображения пушных зверей в поведение в природе. рабочей тетради. Сравнивают животных, называют Описывают внешний вид пушных признаки сходства и различия, заполняют зверей, называют общие таблицу с помощью учебника. признаки животных. Составляют рассказ по плану о Рассказывают, где встречаются в разведении пушных зверей на природе, чем питаются, какие зверофермах звери имеют особо ценный мех; как содержат норок. Заполняют таблицу в рабочей тетради об образе жизни пушных зверей, используя помощь учителя 41 49 Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) Формирование представлений об особенностях внешнего строения и образа жизни парнокопытных и непарнокопытных Узнают и различают на фотографиях и рисунках копытных животных (кабан, лось). Описывают особенности внешнего вида, образ жизни, питание, места обитания. Называют общие признаки изученных групп животных. Рассказывают о правилах поведения в природе, охране животных. Используя помощь учителя, зарисовывают в тетрадь копыта парнокопытных и непарнокопытных Узнают на рисунках, слайдах и называют копытных диких животных (кабан, лось). Сравнивают на рисунке лося и кабана, называют черты сходства животных. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом. На основании сравнения называют признаки сходства и различия между группами животных (парнокопытных и непарнокопытных). Рассказывают об образе жизни, питании, местах обитания, необходимости охраны животных. Выполняют задание в рабочей тетради: используя слова для справок, дополняют предложения о копытных животных 42 50 Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж 1 Формирование представлений о морских млекопитающих, особенностях их строения в связи с водным образом жизни Узнают на рисунках животных Называют морских животных, которые млекопитающих, обитающих в относятся к группе ластоногих (тюлень, морях и океанах (тюлень, морж), морж). называют общие признаки В рабочей тетради подписывают названия животных, особенности внешнего изображения животных и их общее вида, среды обитания, питания, название; дополняют предложения о размножения и развития; что им сходстве животных между собой. помогает жить в воде. Описывают их внешний вид, места Рассказывают, чем отличаются обитания, питание. животные, их распространение и Называют отличительные особенности: значение способ передвижения, образ жизни в связи с обитанием в воде; особенности вскармливания детенышей, как представителей млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и внешним видом животных; называют черты приспособленности к водной среде обитания; называют признаки сходства и различия. Рассказывают о распространении и значении морских животных 43 51 Китообразные: кит, дельфин 52 Охрана морских млекопитающих 1 Формирование представлений об особенностях внешнего вида и образе жизни китообразных Узнают на рисунках Называют морских животных, которые китообразных (кит, дельфин), относятся к группе китообразные (кит, называют общие признаки дельфин). животных, особенности внешнего Описывают их внешний вид, места вида, места обитания, питания. обитания, питание. Рассказывают о способе Называют отличительные особенности: передвижения в воде, способ передвижения, особенности особенностях вскармливания водного образа жизни; вскармливания детенышей. Дополняют текст об детенышей, как представителей особенностях строения млекопитающих. китообразных, используя слова Заполняют таблицу с помощью учебника: для справок в рабочей тетради и записывают признаки млекопитающих и помощь учителя. Рассказывают о приспособления к жизни в воде значении китообразных по плану китообразных. и опорным предложениям Дополняют текст об особенностях строения китообразных, используя слова для справок в рабочей тетради. Составляют рассказ о значении китообразных по плану Формирование представлений об охране морских млекопитающих Узнают и различают на рисунках охраняемых морских животных (нерпа, пятнистый тюлень). Описывают особенности их внешнего вида, места обитания. Рассказывают о значении животных в природе и жизни человека. Знакомятся с Красной книгой, рассказывают о ее значении, о причинах Называют морских животных, занесенных в Красную книгу (нерпа, пятнистый тюлень). Описываю их внешний вид, среду и места обитания, значение для человека и в природе. Называют правила поведения в природе, называют причины необходимости охраны морских животных. Устанавливают взаимосвязь между природными компонентами, природой и 44 53 Приматы. Общая характеристика 54 Экскурсия в краеведческий музей Формирование представлений об общих признаках приматов, ознакомление с отельными особенностями различных групп 1 Расширение представлений о млекопитающих животных своей местности, их разнообразии необходимости охраны морских человеком млекопитающих Называют обезьян, изображенных Узнают приматов по внешнему виду на на рисунках, рассказывают об рисунках, слайдах. На основании особенностях их внешнего вида, сравнения разных групп приматов чем они отличаются от других выделяют общие признаки; называют чем млекопитающих. Отвечают на они отличаются от других вопросы, с помощью текста млекопитающих. Отвечают на вопросы с учебника; используя слова для помощью текста учебника в рабочей справок, дополняют предложения тетради. о человекообразных обезьянах. Дополняют с помощью текста учебника Смотрят видеофильм «Жизнь предложения о человекообразных приматов», отвечают на вопросы. обезьянах. Составляют характеристику по плану, записывают в тетрадь отличительные признаки приматов (расположение глаз, величина черепа, пальцы рук и ног, млечные железы). Рассказывают о питании, уходе за потомством, местах обитания. Делают вывод, что приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие Под руководством учителя Знакомятся с отдельными видами млекопитающих животных, составляют рассматривают разных представителей животных своей рассказ о внешнем виде, чем похожи и местности, узнают по внешнему называют отличительные признаки. виду млекопитающих, описываю Рассказывают о местах обитания их отличительные особенности; животных, их численности, значении для природы и человека, необходимости рассказывают о значении охраны. животных для человека, как 45 необходимо их охранять. Составляют рассказ ободном из представителей животных по предложенным учителем вопросам 55 Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов 56 Корова. Отличительные особенности внешнего строения 1 Результаты наблюдений записывают в тетрадь Сельскохозяйственные животные - 12 часов Формирование Узнают и различают на рисунках Узнают кроликов по внешнему виду на представлений о кроликов. Описывают внешний рисунках и слайдах, описывают внешний сельскохозяйственных вид и характерные особенности вид и характерные особенности. Составляют рассказ об особенностях животных. по плану и опорным питания, как травоядных животных. Ознакомление с предложениям. Составляют кроликом, его рассказ о питании, содержании и Рассматривают рисунок в учебнике и рассказывают, как содержат домашних внешним видом и разведении кроликов по кроликов, о разведении кроликов на характерными предложенным учителем кролиководческих фермах. особенностями предложениям. Отвечают на вопросы: с какой целью разводят Составляют рассказ по плану о значении кроликов для человека кроликов Продолжение Рассматривают корову на Узнают корову на рисунках, называют рисунках, описывают ее внешний отличительные признаки внешнего формирования строения, ее образ жизни, сравнивают и вид, сравнивают с другими представлений о называют породы коров. Устанавливают млекопитающими животными, сельскохозяйственных взаимосвязь между питанием коров и их находят черты сходства. животных. молочной продуктивностью. Называют породы коров с опорой Ознакомление с Рассказывают о правилах заготовки на предложения и особенностями кормов. Заполняют таблицу с помощью иллюстративный материал, внешнего строения и текста учебника в рабочей тетради предложенный учителем содержания коров «Породы коров. Отличительные признаки». 46 57 Содержание коров на фермах. Вскармливание телят Продолжение формирования представлений о содержании коров и телят Рассказывают о содержании коров и телят на современных фермах по плану и опорным предложениям. Называют некоторые местные породы с опорой на иллюстративный материал, предложенный учителем. Записывают новые термины в тетрадь, используя выделенный шрифт учебника. Дают краткую характеристику стойлового и бесстойлового содержания коров с опорой на текст учебника и с помощью учителя. Рассказывают, какое значение имеет корова в жизни человека, как содержат коров на животноводческих фермах, как выращивают и содержат телят на современных фермах. Записывают новые термины в тетрадь. Дают краткую характеристику стойлового и бесстойлового содержания коров. Дополняют текст в рабочей тетради о содержании коров на фермах 47 58 Овца. Характерные особенности внешнего вида 59 Свинья 1 Продолжение формирования представлений о сельскохозяйственных животных. Ознакомление с особенностями внешнего вида и содержанием овец По рисункам называют овец. Узнают и называют овец по рисункам, Записывают в тетрадь название слайдам; описывают особенности некоторых пород овец. внешнего вида. Составляют рассказ о Описывают внешний вид с распространении овец, их особенностях опорой на предложенные питания (способность к поеданию учителем предложения; называют низкорослых растений, а также растений, общие признаки. Составляют по а также растений, имеющих горький и плану краткий рассказ об соленый вкус). особенностях питания Называют породы овец, используя (способность к поеданию иллюстративный материал, низкорослых растений, а также предложенный учителем. растений, имеющих горький и Рассказывают о содержании овец в соленый вкус). По картинкам, зимнее и летнее время, о значении слайдам составляют рассказ о разведения овец для экономики страны и содержании овец в зимний и в жизни человека. летний периоды, значении овец в Сравнивают изображенных на рисунке жизни человека. овцу и корову, заполняют таблицу в рабочей тетради «Сходство и различия». Заполняют таблицу с помощью текста учебника «Породы овец» Формирование представлений об особенностях внешнего строения и содержанием свиней. Рассматривают рисунок и описывают внешний вид домашней свиньи, отмечают особенности кожного покрова (жировая прослойка); составляют рассказ, используя рисунки и помощь учителя, об уходе и Узнают свинью на иллюстрациях по внешнему виду. Сравнивают изображенных на рисунке домашних свинью и дикого кабана. Заполняют таблицу в рабочей тетради о сходстве и различии домашней свиньи и 48 60 Лошадь 1 Формирование представлений о лошадях, особенностях их внешнего вида, значении в народном хозяйстве кормлении (откорме), содержании свиней на свиноводческих фермах (внутреннем устройстве свинарника, об условиях выращивания поросят). Записывают в тетрадь новые термины дикого кабана. Составляют по плану краткое описание внешнего вида. Отмечают особенности внешнего строения, кожного покрова (жировая прослойка), ухода и кормления (откорма) Называют породы домашних свиней. Дополняют текст о причинах разведения свиней человеком Описывают внешний вид лошади с опорой на предложения, предложенные учителем. Составляют рассказ об уходе и кормлении лошадей с опорой на учебник. Рассказывают о значении лошади для человека по предложенным учителем иллюстрациям и предложениям. Называют породы лошадей, с опорой на иллюстративный материал. Заполняют таблицу с помощью учебника в рабочей тетради об использовании разных пород лошадей в жизни человека Описывают лошадей по внешнему виду по рисункам или слайдам, по плану, отмечают особенности внешнего строения лошади. Называют по иллюстрациям породы лошадей. В рабочей тетради заполняют таблицу с помощью учебника о признаках разных пород лошадей и использовании в жизни человека. Называют и записывают в таблицу признаки сходства и различия пород. Рассказывают об использовании различных пород лошадей в жизни человека. Составляют рассказ по плану: «Уход и кормление лошадей» 49 61 Северный олень 62 Верблюд Формирование представлений о северном олене, его внешнем виде и значении для человека 1 Рассматривают рисунки, Описывают внешний вид и места описывают внешний вид обитания северного оленя. северного оленя, используя Устанавливают взаимосвязь между иллюстрации и предложения средой обитания и внешним видом учителя. животного. Составляют краткий рассказ о Называют особенности строения, северном олене, опираясь на план питания в связи с условиями жизни, и предложения, предложенные приспособления к жизни в условиях учителем: особенности питания, севера. Рассказывают, с какой целью приспособленность к условиям разводят северных оленей. жизни, значении для человека. Составляют рассказ об оленеводстве по плану. Расширение знаний о Рассматривают рисунки, Описывают по рисункам внешний вид описывают внешний вид верблюда, подписывают на рисунке в верблюдах, рабочей тетради названия верблюдов. закрепление знаний о верблюда, используя иллюстрации и предложения Дополняют текст, используя слова для выращивании и уходе учителя. В рабочей тетради справок, об отличии верблюдов от других за подписывают на рисунке части животных. сельскохозяйственными тела верблюда. По иллюстрациям описывают места животными Составляют краткий рассказ, проживания, называют черты опираясь на план и предложения, приспособленности к условию жизни предложенные учителем, об (особенности строения, питания). особенностях питания, Устанавливают взаимосвязь между приспособленности к условиям средой обитания и внешним видом жизни, значении для человека. животного. Называют места проживания, Составляют рассказ по плану о значении для чего их разводит человек верблюдов для человека 50 63 Обобщение: сельскохозяйственны е животные 64 Собаки 1 Закрепление и расширение представлений о сельскохозяйственных животных, условиях их содержания и разведения, значении для человека Записывают в тетрадь ответы на вопросы карточки с опорой на текст учебника, иллюстративный материал, предложенный учителем по изученным группам сельскохозяйственных животных (3-4 по выбору учителя). Составляют краткую характеристику изученных сельскохозяйственных животных по опорным предложениям и вопросам Формирование Узнают и называют собак на представлений об иллюстрациях и фотографиях, особенностях относят собак к группе внешнего вида, домашних животных, к содержании и уходе за млекопитающим. Описывают собаками внешний вид, породы по плану с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем. Рассказывают о правилах выполнения действий по уходу за собаками под руководством учителя. Называют санитарногигиенические требования к содержанию и уходу за собаками; о заболеваниях и оказании первой помощи животным, используя помощь Выполняют задания по карточкам, описывают внешний вид, породы животных, условия содержания (кормление, уход), выращивание; значение для человека сельскохозяйственных животных. Составляют краткую характеристику изученных сельскохозяйственных животных по плану Выделяют существенные признаки собак, относят собак к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, служебные, охотничьи, декоративные). Сравнивают собак по внешнему виду, называют признаки сходства и различия, выполняют классификацию на основе выделения общих признаков; называют породы собак. Составляют памятку «Санитарногигиенические требования к содержанию собак». Составляют рассказ о заболеваниях и оказании первой помощи животным 51 учителя 65 Кошки Формирование представлений об особенностях внешнего вида, содержании и уходе за кошками Узнают и называют кошек на иллюстрациях и фотографиях, относят кошек к группе домашних животных, к млекопитающим. Описывают внешний вид, породы по плану с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем. Рассказывают о правилах выполнения действий по уходу за кошками под руководством учителя. Называют санитарногигиенические требования к содержанию и уходу за кошками; о заболеваниях и оказании первой помощи животным, используя помощь учителя Выделяют существенные признаки кошек, относят кошек к определенным группам (млекопитающие, домашние животные). Сравнивают кошек по внешнему виду, называют признаки сходства и различия, выполняют классификацию на основе выделения общих признаков (называют породы кошек). Дополняют с помощью учебника текст в рабочей тетради о домашних хищных зверях. Составляют памятку «Санитарногигиенические требования к содержанию кошек». Составляют рассказ о заболеваниях и оказании первой помощи животным 52 66 Животные в «живом уголке» Расширение понятий о домашних животных, правилах содержания их в «живом уголке» Узнают животных «живого уголка» на иллюстрациях и фотографиях (хомяки, черепахи, белые мыши, белки). Называют изученные объекты, описывают особенности их внешнего вида, образа жизни по плану и опорным словам. По предложенным учителем предложениям рассказывают о правилах выполнения действий по уходу за «живым уголком», уходом и кормлении животных Узнают и называют животных «живого уголка» в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, относят животных «живого уголка» к определенным группам (грызуны, млекопитающие, пресмыкающиеся). Рассказывают по плану с опорой на иллюстрации о правилах по уходу за «живым уголком». Составляют рассказ «Образ жизни. Уход. Кормление. Уборка жилища» по предложенному учителем плану Обобщение - 2 часа 67 Обобщающий урок по теме «Позвоночные животные» 68 Обобщающий урок «Что вы узнали о животных?» Закрепление знаний о Называют группы позвоночных группах позвоночных животных, характерные животных, их особенности каждой группы с отличительных опорой на предложения и особенностях строения иллюстративный материал, и образа жизни предложенный учителем Систематизация Называют беспозвоночных и знаний об изученных позвоночных животных, в каких средах обитают, как питаются, животных передвигаются, какое значение имеют в жизни человека используя помощь учителя. Подписывают названия животных на рисунках Дают краткую характеристику каждой группы позвоночных животных с опорой на рисунки, слайды, схемы, иллюстрации используя помощь учителя Называют признаки беспозвоночных и позвоночных животных, выполняют классификацию на основе выделенных общих признаков. Составляют краткое описание беспозвоночных и позвоночных животных по плану и опорным понятиям 53