6 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:

СОГЛАСОВАННО

____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
интернат»
_________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
«28» августа 2024 г.

Приказ № _
от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
6 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Основы безопасности
жизнедеятельности»
на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель Лебедева
Елена Михайловна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1.Пояснительная записка
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)

разработана

в

соответствии с требованиями федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Рабочая программа по учебного предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
для 6 класса составлена на основе авторской программы
А.Т. Смирнова, Б.О.
Хренникова. Основы безопасности жизнедеятельности комплексная программа. 5-11
классы авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников. / под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.:
Просвещение, 2012 г.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся
6 классов общеобразовательных учреждений /А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников; под общ.
Ред. А.Т. Смирнова - М.: Просвещение, 2012 г.
Цель: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к
собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих,
приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в
неблагоприятных и опасных условиях, умений оказывать само- и взаимопомощь.
Задачи:
 воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному
здоровью, личной безопасности;
 развитие духовных и физических качеств, необходимых для ведения здорового
образа жизни, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях;
 освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях
и основах безопасного поведения при их возникновении;
 овладение умениями предвидеть потенциальные опасности по характерным
признакам их появления; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих
действий в конкретной опасной ситуации; использовать средства индивидуальной и
коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь.
Количество учебных часов: в неделю – 1 час, в год – 34 часов.
В рабочей программе реализуются требования Конституции РФ, Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации до 2010г. и федеральных законов «О
безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного
движения», «Об экологической безопасности», «О радиационной безопасности
населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О
гражданской обороне».
Основной формой организации учебного процесса при реализации данной рабочей
программы является урочная деятельность. Преобладающий тип уроков комбинированные. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме
лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий. Продолжением программы
во внеурочное время являются подготовка и участие обучаемых в соревнованиях «Школа
безопасности», военно-спортивной игре «Зарница», объектовых тренировках по
гражданской обороне, в работе кружков, секций, профилактических операциях «Внимание
- дети!», «Внимание! Дорога!», в туристических походах и спортивных соревнованиях.

Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы
учащихся на теоретические вопросы. С целью выявления уровня освоения программы
обучающимися в рамках комбинированных уроков проводятся тестирования, итоговая
контрольная работа (тестирование) в конце учебного года.
В течение года запланировано:
Тестовых работ -3.

2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета
«Основы безопасной жизнедеятельности»:
- формирование доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- формирование потребности в соблюдении здорового образа жизни;
- формирование навыков культуры поведения на дорогах, в транспорте, общественных
местах, безопасного поведения в природе, нравственного выбора и ответственности
человека в отношении к самому себе и окружающим людям;
- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты.
Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих
защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять
правила
безопасности
жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды,
личному
здоровью
как
к
индивидуальной
и
общественной
ценности.
Научатся:
-сформировывать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасности;
-научить самостоятельно, формулировать самые простые, общие для всех людей правила
здорового образа жизни, безопасного поведения;
-сформирмировывать установку на здоровый образ жизни.
Предметными
результатами изучения
жизнедеятельности» являются:
Предметные:
1.В познавательной сфере:

курса

«Основы

безопасности


знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на
безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения
защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской
помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области
безопасности жизнедеятельности
2. В ценностно-ориентационной сфере:

умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;


умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального
характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать
модели личного безопасного поведения.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Минимальный и достаточный уровни усвоения по основам безопасности
жизнедеятельности на конец обучения в 6 классе:
Минимальный уровень: использовать приобретенные знания в практической
деятельности и повседневной жизни для:

перехода улицы;

проезда в общественном транспорте;

безопасного пользования предметами бытовой химии, электроприборами;

оказания ПМП;

правильных действий в случае любой опасности.
Достаточный уровень: использовать приобретенные знания в практической
деятельности и повседневной жизни для:

перехода улицы;

проезда в общественном транспорте;

безопасного пользования предметами бытовой химии, электроприборами;

оказания ПМП;

правильных действий в случае пожара

правильных действий в лесу, дома, в помещении, с животными , с
незнакомцем и т.д.

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ 25 ч.
Тема 1. Подготовка к активному отдыху на природе 6ч.
Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность
человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на
природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.
Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение
места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива,
приготовление пищи на костре.
Определение необходимого снаряжения для похода.
Тема 2. Активный отдых на природе и безопасность 5ч.
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения
походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня
похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, движение по склонам, преодоление
водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника,
подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры
безопасности в лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные
ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов.
Обеспечение безопасности туристов в велосипедном походе.
Тема 3. Дальний и международный туризм, меры безопасности 6ч.
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и
международном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических
условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация в условиях жаркого
климата.
Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными
видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или
воздушным видами транспорта.
Тема 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в
природной среде 4ч.
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная
автономии.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном
существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня,
обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
Тема 5. Опасные ситуации в природных условиях 4ч.
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных
условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел II.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 8ч.
Тема 6. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи 4ч.
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных
условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая
медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и
отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая
медицинская помощь при укусах насекомых.
Тема 7. Здоровье человека 3ч.
Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
Компьютер и его влияние на здоровье.
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

человека.

№
п/п

Наименование раздела и тем

Всего
часов

Дата

Основные виды деят. и
электронные учебнометодические
материалы

I. БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В
ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ

25

1. Подготовка к активному отдыху на
природе

6

Природа и человек

1

1
Ориентирование на местности

2

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа.Просмотр
научн.фильма
Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа.Работа в тетрадях

Определение своего местонахождения и
направления движения на местности
3

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Практич.занятие

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа.Работа в тетрадях

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа.Просмотр
научн.фильма

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа.Практич.занятие

Подготовка к выходу на природу

4
Определение места для бивака и организация
бивачных работ

5

6

Определение необходимого снаряжения для
похода

2. Активный отдых на природе и
безопасность

7

5

Общие правила безопасности при активном
отдыхе на природе. Тест
1
Подготовка и проведение пеших походов на
равнинной и горной местности

8

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Просмотр науч. Фильма.

1

Работа с презентациями в
форматеPowerPoint.Беседа.
Запись в тетради.

Подготовка и проведение лыжных походов

9

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Ответы на вопросы
теста.Разбор ответов.

Водные походы и обеспечение безопасности
10 на воде

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа.

Велосипедные походы и безопасность
туристов.
11

1

3. Дальний (внутренний) и выездной
туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на
безопасность человека в дальнем и выездном
12 туризме
Акклиматизация человека в различных
13 климатических условиях
14

Акклиматизация человека в горной местности

Обеспечение личной безопасности при
следовании к местам отдыха наземными
15
видами транспорта

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа.просмотр
научн.фильма

6

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Просмотр научн.фильма

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа.Работа в тетрадях

1

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.

Беседа

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Просмотр науч.фильма.Беседа

16

Обеспечение личной безопасности при
следовании к местам отдыха водным
транспортом

Обеспечение личной безопасности при
следовании к местам отдыха воздушным
17 транспортом
4. Обеспечение безопасности при
автономном пребывании человека в
природной среде
Автономное пребывание человека в природной
18 среде

19

20

Добровольная автономия человека в
природной среде
Вынужденная автономия человека в
природной среде

Обеспечение жизнедеятельности человека в
природной среде при автономном
21 существовании. Тест

1

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.

Беседа

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа.Работа в
тетрадях

4

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Просмотр науч.фильма

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Ответы на вопросы
теста.Разбор ответов

5. Опасные ситуации в природных условиях

4

Опасные погодные явления

22

23

Обеспечение безопасности при встрече с
дикими животными в природных условиях

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Просмотр научн.фильма

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.

Укусы насекомых и защита от них.

24
25

Клещевой энцефалит и его профилактика

Работа в тетрадях

II. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

9

6. Основы медицинских знаний и оказание
первой медицинской помощи

4

Вопросы личной гигиены и оказание первой
медицинской помощи в природных условиях

26

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
работа в тетрадях

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Практич.занятие

1

Работа с презентациями в
форматеPowerPoint.Беседа.
Практич.занятие

Оказание первой медицинской помощи при
травмах

27
Оказание первой медицинской помощи при
тепловом и солнечном ударах, отморожении и
28 ожоге
Оказание первой медицинской помощи при
29 укусах змей и насекомых

1

7. Здоровье человека и факторы, на него
влияющие

5

30

Здоровый образ жизни и профилактика
утомления

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа

Компьютер и его влияние на здоровье

31

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа.Работа в тетрадях

32

Влияние неблагоприятной окружающей среды
на здоровье человека

Итоговая контрольная работа
(тестирование) Влияние социальной среды
33 на развитие и здоровье человека

34

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Просмотр научн.фильма

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Работа в тетрадях

1

Работа с презентациями в
формате
PowerPoint.
Беседа

Итого за год 34 ч.

5. Материально-техническое обеспечение

Основная литература:

1. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс.
Учебник для общеобразовательных учреждений /под общ. ред. Смирнова А. Т. –
М.: Просвещение, 2012 г.
Дополнительная литература:
1. Пожарная безопасность: конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры,
тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») /авт.-сост. О.В.Павлова,
Г.П.Попова. - Изд.2-е — Волгоград: Учитель, 2010
2. Правила дорожного движения Российской Федерации. – М.: ООО ИДТР, 2011
3. ОБЖ. Библиотека электронных наглядных пособий 5-11 классы. Компакт-диск
4. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендациии. 511классы /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, В.А.Васнев, М.В.Маслов; под
общей редакцией А.Т.Смирнова; Рос.акад.наук. -М.: Просвещение,2010 —
(Академический школьный учебник)
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах,
играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г.П.Попова. - Волгоград:
Учитель, 2006
СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Портативный компьютер Используется учителем для разработки учебных
учителя
материалов (текстовых, мультимедийных,
дистанционных и др.), поиска информации в
Интернете, оперативной коммуникации с
1
1
учащимися по локальным и глобальным сетям,
оперативного контроля за работой учащихся на
уроке, технической поддержки при изложении
материалов урока.
Мультимедиа проектор
Используется учителем для вывода на экран
мультимедийных материалов по теме урока, для
2
1
демонстрации видеофильмов, презентаций или
других визуальных материалов учащихся,
Акустическая система
Предназначена для воспроизведения звука при
3
1
фронтальной работе с классом
Флэш-память
Предназначена для хранения информации и
4
1
обмена файлами.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ- ИНСТРУМЕНТЫ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Используется учителем для разработки учебных
материалов (текстовых, мультимедийных,
дистанционных и др.); поиска информации в
Программное
Интернете; оперативной коммуникации с
5
обеспечение для
1
учащимися по локальным и глобальным сетям;
компьютера учителя
оперативного контроля за работой учащихся на
уроке; технической поддержки при изложении
материалов урока.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ- ИНФОРМАЦИОННЫЕ

6

7

8

9

ИСТОЧНИКИ.
Учебно-методические
УМК, имеющие рекомендацию Министерства
комплекты по ОБЖ
образования РФ, и предоставленные
правообладателем для свободного
использования их содержания в цифровой
форме в системе общего образования РФ.
Предназначены для использования материалов
(текстов и изображений) учителем и учащимися
в процессе самостоятельной работы.
Видеозаписи по ОБЖ
Используются в качестве иллюстраций к уроку,
при подготовке докладов и в самостоятельной
работе учащихся.
Позволяют продемонстрировать динамику
реальных процессов
Иллюстративные
Дают наглядное представление об изучаемых
материалы по ОБЖ
объектах. Используются в качестве
иллюстраций к уроку, при выполнении
домашних или самостоятельных работ, при
подготовке рефератов, докладов.
Бланки тестовых заданий Представляют собой базу данных тестовых
по ОБЖ
заданий всех уровней подготовки по предмету.
Позволяет проводить автоматическую оценку
уровня готовности обучающегося. Могут быть
использованы учащимся для подготовки к
аттестации.

1

1

1

1

Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта
Совет безопасности РФ
Министерство внутренних дел РФ
МЧС России

Электронный адрес
http://www.scrf.gov.ru
http://www.mvd.ru
http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ
Министерство обороны РФ
Министерство образования и науки РФ
Министерство природных ресурсов РФ
Федеральная служба железнодорожных войск РФ
Федеральная служба России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды
Федеральная пограничная служба
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной
безопасности
Русский образовательный портал
Департамент образования, культуры и молодёжной политики
Белгородской области
Белгородский региональный институт ПКППС
Академия повышения квалификации работников образования

http://www.minzdrav-rf.ru
http://www.mil.ru
http://mon.gov.ru/
http://www.mnr.gov.ru
http://www.fsgv.ru
http://www.mecom.ru/roshydro/
pub/rus/index.htm
http://www.fps.gov.ru
http://www.gan.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал
Федеральный портал «Российское образование»
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
Образовательный портал «Учеба»
Журнал «Курьер образования»
Журнал «Вестник образования»
Издательский дом «Профкнига»
Издательский дом «1 сентября»
Издательский дом «Армпресс»
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
(издательский дом «1 сентября»)
Энциклопедия безопасности
Личная безопасность
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность
жизнедеятельности
«Мой компас» (безопасность ребёнка)

http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
http://www.km.ru
http://www.uroki.ru
http://www.courier.com.ru
http://www.vestnik.edu.ru
http://www.profkniga.ru
http://www.1september.ru
http://www.armpress.info
http://festival.1september.ru

Информационно-методическое издание для преподавателей
ОБЖ-МЧС России
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов
по Охране трудa, Безопасности дорожного движения,
Безопасности жизнедеятельности)
Портал Всероссийской олимпиады школьников
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность
жизнедеятельности
Безопасность. Образование. Человек. Информационный
портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http://www.gov.ed.ru
http://www.beluno.ru
http://ipkps.bsu.edu.ru/
http://www.apkro.ru

http://www.opasno.net
http://personal-safety.redut-7.ru
http://www.alleng.ru
http://moikompas.ru/compas/
bezopasnost_det
http://www.school-obz.org/topics/
bzd/bzd.html
http://www.econavt-catalog.ru

http://rusolymp.ru/
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm
http://www.bezopasnost.edu66.ru
http:// www.hardtime.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».