ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ УР: «Нелидовская школа– Руководитель МО: интернат» ____________О.П. Диринова _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класса (вариант 1) учебного предмета «Ручной труд» (Образовательная область «Технологии») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель высшей категории Кадетова Светлана Владимировна г. Нелидово 2024г 1 СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Учебный предмет «Ручной труд» относится к предметной области «Технологии» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34часа в год (1 час в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Ручной труд». Цель обучения – всестороннее развитие личности обучающегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Изучение предмета способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности. Задачи обучения: − формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека; − формирование представлений о гармоничном единстве природного ирукотворного мира и о месте в нём человека; − расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей; − расширение знаний о материалах и их свойствах, технологияхиспользования; − формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; − формирование интереса к разнообразным видам труда; 2 − развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); − развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); − развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений; − развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); − формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; − формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» в 4 классе определяет следующие задачи: − формирование трудовых навыков, обучение доступным приемам труда, знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов, развитие элементарной самостоятельности в труде, привитие интереса к труду; − формирование организационных умений: вовремя приходить на занятия по труду, организованно входить в класс ручного труда, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиеническиетребования; − обогащение представлений о процессе труда; − воспитание потребностей и готовности работать в коллективе; − умственное воспитание (развитие восприятия, представлений, овладение элементарными действиями с орудиями, приобретения учения планировать и предвидеть результаты работы); − нравственное воспитание, воспитание коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формировать положительного отношения к труду взрослых; − физическое воспитание: физическое развитие, развитие зрительно3 двигательной координации мелкой моторики, координированности движений рук, четкость и ловкость рабочих движений, правильность выполнения рабочих приемов, правильный захват инструментов; − речевое развитие: расширение и обогащение словаря, развитие речевого содержания, полноте и последовательности изложения, грамматическому строю; − эстетическое воспитание: воспитание работать не только быстро, но и правильно, и красиво, понять и почувствовать красоту изделия, красоту материала, особенности его фактуры. 2.Планируемые результаты освоения рабочей программы. Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину; воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты. Минимальный уровень: − знать правила организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); − знать виды трудовых работ; − знать названия и некоторые свойства поделочных материалов,используемых на уроках ручного труда; знать и соблюдать правила их хранения, санитарногигиенические требования при работе с ними; − знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правила техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; − знать приемы работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках 4 ручного труда; − анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства; определять способы соединения деталей; − пользоваться доступными технологическими (и инструкционными) картами; − составлять стандартный план работы по пунктам; − владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов; − работать с доступными материалами; − использовать в работе доступные материалы (глину и пластилин; природный материал; бумагу и картон; нитки и ткань; проволоку и металл; древесину; конструировать из металлоконструктора); − выполнять несложный ремонт одежды. Достаточный уровень: − знать правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину; − знать об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; − знать виды художественных ремесел; − находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочейтетради; − знать и использовать правила безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдать санитарные и гигиенические требованиями при выполнении трудовых работ; − осознанно подбирать материалы по физическим, декоративно- художественным и конструктивным свойствам; − отбирать оптимальные и доступные технологические приемы ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономно расходовать материалы; − использовать в работе разнообразную наглядность: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавать простейшие технические рисунки, схемы, чертежи, читать их и выполнять действия в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; − осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировать ход практической работы; − оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже наобразец); − устанавливать причинно-следственные связи между выполняемымидействиями 5 и их результатами; − выполнять общественные поручения по уборке класса (мастерской)после уроков трудового обучения. 3.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ. Учебный материал для четвертого класса планируется с учетом повторения, закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков, полученных школьниками во третьем классе. Особенностью обучения в четвертом классе является расширение спектра видов работы. Программный материал направлен на формирование у обучающихся с умственной отсталостью представлений о видах труда близких к работе столяра, переплетчика, слесаря, швеи. В четвертом классе формирование первоначальных трудовых умений и навыков завершается, но по-прежнему в течение всего года активно ведется работа по поддержанию интереса к труду в самых различных формах. Для подачи учебного материала необходимо использовать разные методы, вносить в обучение элементы занимательности и игры, давать посильные и общественно значимые задания, бережно относиться к результатам детской деятельности. Содержание разделов № Название раздела, темы п/п Количест Контрольные во часов работы (кол-во) 1 Работа с бумагой 20 - 2 Работа с текстильными материалами 8 - 3 Работа с древесными материалами 2 - 4 Работа с металлом 4 - Итого: 34 6 4. Тематическое планирование. № п/ п Тема раздела, урока Дата Виды учебной деятельности 1 четверть Работа с бумагой. «Что ты знаешь о бумаге?» Материалы, инструменты, приспособления. Виды и свойства бумаги. Технологические операции с бумагой. Учебник с.4-8 Рабочая тетрадь. 1 Работа с бумагой. Складывание из треугольников. Геометрическая фигура – раскладка. Учебник с.9-11 Рабочая тетрадь. 2 Принимать роль обучающегося. Сотрудничать с учителем. Отвечать на вопросы, высказывать предположения, рассказывать. Выполнять правила поведения и работы на уроках труда. Готовить рабочее место и содержать его в порядке . Рассказывать самостоятельно о бумаге (виды бумаги; размер и форма бумаги; технологические операции с бумагой; виды работы с бумагой) Рассматривать, определять, рассказывать о применении материалов, инструментов и приспособлений в работе с бумагой Дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления самостоятельно Работать с учебником и рабочей тетрадью самостоятельно Беседовать по иллюстрациям учебника, картинкам. Работа с презентациями в формате PowerPoint Положительно относиться к трудовой деятельности. Принимать помощь, сотрудничать с учителем. Готовить рабочее место к работе с бумагой. Рассматривать иллюстрации, узнавать, рассказывать о видах работ с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объемное конструированиеУстанавливать общую форму, особенности конструкции изделия и его пространственные отношения самостоятельно Узнавать, называть, находить сходство и различия в геометрических фигурах «квадрат» и «треугольник», рассказывать о признаках фигур (стороны, углы). Выполнять правила разметки бумаги самостоятельно По показу и картинному плану учиться сгибать треугольник пополам и соединять нижние углы с вершиной, склеивать детали и выполнять сборку изделия с помощью клея. Работа с и презентациями в формате PowerPoint 7 7.09 14.09 3 Работа с бумагой. Интересоваться ручным трудом, доводить Складывание простых форм начатое дело до его завершения. из квадрата. Принимать помощь, сотрудничать с коллективом Фигурка «Рыбка» и учителем. Учебник с.12-13 Работать в соответствии с намеченным планом Рабочая тетрадь. самостоятельно (достаточный уровень), с частичной помощью учителя (минимальный уровень). Называть вид работы с бумагой способом складывания (оригами). Узнавать и называть самостоятельно в изделии фигуры «квадрат» и «треугольник» (достаточный уровень), с частичной помощью учителя (минимальный уровень). Уметь устанавливать общую форму, конструкцию изделия и его пространственные отношения с помощью учителя. Учиться складыванию базовой формы «треугольник» и на его основе - фигурки рыбки, используя схемырисунки, условные обозначения самостоятельно (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Развивать пространственную ориентировку. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой. Нахождение на линейке длины, заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор («Силуэт самолёта» и др.) Учебник с.14-17 Рабочая тетрадь. 4. Добиваться успехов в труде Уметь отвечать на вопросы. Выполнять самостоятельно задания (достаточный уровень), с помощью (минимальный уровень). Закреплять умения находить на линейке нужное количество сантиметров. Чертить отрезки заданной длины. Знать о миллиметре как о мере длины. Учиться нахождению на линейке нужного количества миллиметров (20, 80) и переводить их в сантиметры. Использовать эти умения при разметке заготовки изделия самостоятельно (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Изготавливать изделие «Геометрический конструктор» по графическому плану (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Совершенствовать точность движений при разметке и резании заготовки по размеченным линиям. Работа с презентациями в формате PowerPoint 8 21.09 28.09 Работа с тканью. «Что ты знаешь о ткани?» Бумажная схема полотняного переплетения нитей. Учебник с.18-21 Рабочая тетрадь. 5. 6. Работа с тканью. Виды работы и технологические операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. Игрушка «Кукла – скрутка» Учебник с.22-27 Рабочая тетрадь. Понимать значение и ценность труда. Уметь обращаться за помощью и принимать помощь от других; слушать и понимать инструкцию учителя; договариваться и изменять свое поведение в разных ситуациях взаимодействия с окружающими. Выполнять правила безопасной работы. Готовить рабочее место к работе с текстильными материалами. Принимать предложенный план. Рассматривать материалы, инструменты и приспособления. Рассматривать изображения изделий, называть названия видов ткани, из которых они сшиты. Дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления самостоятельно (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Запоминать и использовать в речи техникотехнологические термины и понятия: «нитки», «тканы», «основа», «ткацкий станок», «уток», «челнок», «полотняное переплетение», «поперечные нити», «продольные нити», «ткач (ткачиха)» и др. Смотреть и запоминать ткацкое переплетение нитей. Выполнять бумажную схему полотняного переплетения нитей. Совершенствовать приемы резания бумаги по длинным линиям (поперечные и продольные полоски). Вырабатывать навык плетения из бумажных полос крест-накрест. Развивать ритмичность движений (вверх-вниз, справа налево, вдоль, поперёк, крест- накрест). Развивать дифференциацию, координацию рук. Работа с презентациями в формате PowerPoint Относиться к труду, как первой жизненной необходимости. Вступать в контакт и осуществлять учебное сотрудничество в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс) Осуществлять контроль выполненной работы с заданным образцом, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Рассматривать иллюстрации, беседовать о видах работы с тканью (ткачество, плетение, 9 5.10 12.10 вышивание, аппликация, шитье, роспись), о технологических операциях при работе с тканью (разметка деталей изделия и выкраивание их по линиям разметки, соединение деталей изделия) Знакомиться с искусством изготовления тряпичных кукол – скруток. Запоминать значение куклы в жизни человека (достаточный уровень). Учиться приёму скручивания ткани. Изготавливать куклу-скрутку по плану и самостоятельно (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Развивать дифференциацию пальцев, координацию рук, памяти. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с тканью. Отделка изделий из ткани. Салфетка с аппликацией. Учебник с.28-31 Рабочая тетрадь. 7. 8. Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей Понимать красоту в труде и в окружающей действительности, эмоционально реагировать «красиво» или «некрасиво». Следовать предложенному плану и работать в общем темпе; контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Запоминать и различать способы отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация) Знать и употреблять в речи понятие «аппликация». Закреплять знания о видах ткани, ткачестве. Получать сведения о холсте как о ткани с полотняным переплетением нитей. Анализировать изделие, выделяя его основные признаки и детали (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Осваивать технологию изготовлению салфетки, технологию обработки края салфетки способом выдёргивания нитей (бахрома). Ориентироваться на плоскости изделия в процессе наклеивания деталей на основу (середина, вертикальные и горизонтальные края) (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Работа с презентациями в формате PowerPoint Осознавать свои достижения в трудовой деятельности, оценивать результат своей работы. Слушать и понимать инструкцию учителя; 10 19.10 26.10 по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок». Учебник с.32-35 Рабочая тетрадь. договариваться и изменять свое поведение в разных ситуациях взаимодействия с окружающими. Анализировать объект и разбираться в особенностях конструкции изделия (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Закреплять знания о технологических операциях с бумагой (разметка детали по шаблону, вырезание детали из заготовки, склеивание деталей). Совершенствовать приемы разметки округлых деталей изделия по шаблону и вырезания по кривым линиям (овалов). Развивать точность, аккуратность при выполнении действий. Уметь работать самостоятельно по готовому плану (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка «Летающий диск» Учебник с.36-40 Рабочая тетрадь. Выражать своё отношение к результатам своей и чужой деятельности «нравиться», «не нравиться» Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Выполнять правила организации рабочего места. Рассматривать и рассказывать о применении чертёжных инструментов самостоятельно (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Знакомиться с циркулем и овладевать навыком работы с ним. Запоминать правила вычерчивания окружности с применением циркуля. Рассматривать изображения круга и окружности, устанавливать сходство и различия между ними. Ориентироваться в геометрических понятиях «окружность» и «круг», «радиус» и «диаметр». Вычерчивать окружность с помощью циркуля достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Изготавливать изделие «Летающий диск» по плану (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Развивать умения регулировать мышечное усилие при работе с циркулем Развивать пространственную ориентировку, точность и аккуратность при выполнении действий. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Экономное использование Стремиться к творческому досугу на основе предметно – практических видов деятельности. Уметь работать в коллективе. 9. 10 11 бумаги при вычерчивании нескольких окружностей Игрушка из бумажных кругов «Попугай» Учебник с.41-45 Работа с бумагой и картоном. Развёртка изделия. Конверт для писем с клеевым соединением деталей Учебник с.46-47 Рабочая тетрадь. Стремиться к творческому досугу на основе предметно – практических видов деятельности. Уметь работать в коллективе. Вырабатывать привычку к организованности, порядку, аккуратности. Рассматривать, запоминать и давать определение понятия «развёртка». Рассматривать и анализировать изделие, отвечать на вопросы учителя. Совершенствовать навыки разметки по шаблону, резания бумаги (надрез, разрез по прямой длинной и короткой линии), склеивания. Изготавливать изделие на основе развёртки. Работать по плану (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Вырабатывать точность при сгибании бумаги. Осваивать технологию склеивания клапанов конверта. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Конверт без клеевого соединения деталей. Конверт с замком без клеевого соединения деталей. Выражать своё отношение к результатам своей и чужой деятельности «нравиться», «не нравиться» Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий. Рассматривать иллюстрации, рассказывать о назначении конвертов. Анализировать объект, выделяя его признаки, свойства и детали (достаточный уровень). 11 12 Осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий, корректировать ход практической работы (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Анализировать конструкцию много детального изделия, выделяя его основные признаки и свойства (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Закреплять знания о циркуле и умения вычерчивать окружность с помощью циркуля. Овладевать навыком экономной разметки бумаги при вычерчивании нескольких окружностей (5-6). Работать в соответствии с намеченным планом достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Учиться качественно работать при вырезании и сгибании бумаги. Соблюдать точность при сборке изделия. Работа с презентациями в формате PowerPoint 12 Учебник с.48-51 Рабочая тетрадь. Овладевать элементами графической грамоты (названия условных обозначений: тонкая сплошная линия - вспомогательная, размерная; штрих с двумя точками - линия сгиба; стрелочки направление, в котором надо выполнить действие). Сгибать бумагу по этим условным обозначениям самостоятельно (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Вырабатывать точность при сгибании бумаги. Применять полученные знания и умения при изготовлении конвертов без клеевого соединения. Работать в соответствии с намеченным планом (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Развивать внимание, наблюдательность, аккуратность при выполнении предметно – практических действий. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» Учебник с.52-57 Рабочая тетрадь. Понимать красоту в труде и в окружающей действительности, эмоционально реагировать «красиво» или «некрасиво». Участвовать в беседе, задавать и отвечать на вопросы. Осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий.Знакомиться с декоративноприкладным искусством (коврах). Закреплять понятие «геометрический орнамент» знания о пространственном размещении его элементов (в прямоугольнике и квадрате) Рассматривать и рассказывать о применении чертёжных инструментов. Знакомиться с угольником и овладевать приёмами работы с ним. Овладевать построением прямых углов с помощью линейки и угольника. Использовать приобретенный навык при разметке деталей изделия самостоятельно (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Закреплять и расширять знания о видах бумаги (бархатная бумага). Развивать пространственную ориентировку при составлении геометрического орнамента. Развивать внимание, наблюдательность, аккуратность при выполнении действий . Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и Положительно относиться к трудовой 13 14 13 картоном. Разметка прямоугольника с помощью угольника. Закладка для книг из зигзагообразных полос. Учебник с.58-61 Рабочая тетрадь. деятельности. Оказывать помощь одноклассникам и принимать помощь. Выполнять правила поведения и работы на уроках труда. Готовить рабочее место и содержать его в порядке Овладевать навыком размечать прямоугольник с помощью чертежных инструментов (угольника). Закреплять умения размечать детали изделия под прямым углом. Совершенствовать умения резать по коротким линиям. Использовать соответствующий прием вырезания ножницами из бумаги. Работать в соответствии с намеченным планом. Контролировать выполняемые операции, сравнивать со схемой для контроля в рабочей тетради самостоятельно (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Учиться переплетению деталей из бумажных зигзагообразных полос. Развивать точность и координацию движений обеих рук . Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг со «свободным плетением» Учебник с.62-65 Рабочая тетрадь. (Осознавать свои достижения в трудовой деятельности, оценивать результат своей работы. Сотрудничать с коллективом. Контролировать свою деятельность. Рассказывать о применении закладок. Узнавать, называть виды углов («прямой угол», «острый угол», «тупой угол»). Учиться вычерчиванию острого угла с помощью угольника. Использовать этот способ разметки при изготовлении изделия самостоятельно (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Работать в соответствии с намеченным планом. Учиться «свободному плетению» из бумаги. Развивать внимание, наблюдательность, аккуратность при выполнении действий. Развивать точность, координацию движений правой и левой руки и дифференциацию движений пальцев в процессе плетения . Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с тканью. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка «Салфетка – прихватка», «Рукавица – прихватка». Учебник с.66-69 Понимать значение и ценность труда. Работать в группе. Сравнивать своё изделие с образцом, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Рассматривать изделия из ткани, рассказывать о 15 16 14 Рабочая тетрадь. назначении изделий из ткани. Анализировать объект, выделяя его признаки, свойства и детали (достаточный уровень), по вопросам учителя (минимальный уровень). Рассказывать и применять на практике правила работы режущими и колющими инструментами. Развитие умения работать в соответствии с намеченным планом. Повторять приёмы сшивания деталей строчкой прямого стежка. Осваивать ручную строчку косого стежка по краю изделия. Контролировать правильность выполнения проколов, расстояния между проколами, натяжение нити. Развивать внимание, наблюдательность, аккуратность при выполнении действий. Развивать точность, ритмичность между стежками. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с металлом. «Что надо знать о металле». Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. Изделие «Дерево», изделие «Паук» Учебник с.70-76 Рабочая тетрадь. Понимать значение и ценность труда. Отвечать на вопросы. Слушать и понимать инструкцию учителя, обращаться за помощью и принимать помощь. Задавать вопросы. Знать и выполнять правила организации рабочего места. Рассматривать иллюстрации, узнавать и называть предметы, сделанные из металла. Рассматривать иллюстрации и образцы металлов. Расширять технические сведения о видах, свойствах, цвете, технологической ручной обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Развивать умения сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу. Овладевать приёмами формообразования (сминания, сжимания и скручивания) изделий из алюминиевой фольги. Работать в соответствии с намеченным планом. Развивать умения распределять мышечное усилие при сминании, сжимании и скручивании фольги. Развивать точность, координацию движений правой и левой руки и дифференциацию движений пальцев в процессе обработки алюминиевой фольги. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные Осознавать свои достижения в трудовой деятельности, оценивать результат своей работы. Сотрудничать с коллективом. 17 18 15 части способом складывания. «Геометрическая фигура – раскладка», «Складные часы» Учебник с.77-80 Рабочая тетрадь. Сравнивать своё изделие с образцом, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Совершенствовать знания о геометрической фигуре «круг». Повторять правила вычерчивания окружности с применением циркуля. Закреплять знания о чертежных инструментах и правилах работы циркулем. Совершенствовать умения резать по кругу. Учиться делению круга на равные части способом сгибания. Закреплять навыки сгибания бумаги. Закреплять навыки склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея. Развивать логическое мышление, внимание в ходе составления геометрических комбинаций на фигуре-раскладке. Закреплять умения определять время по часам. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объёмное ёлочное украшение. Учебник с.81-84 Рабочая тетрадь. Относиться к труду, как первой жизненной необходимости. Вступать в контакт и осуществлять учебное сотрудничество в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс) Осуществлять контроль выполненной работы с заданным образцом, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Расширение представления о функциональном назначении изделий из бумаги. Совершенствовать умения анализировать объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Использовать правила вычерчивания окружности с применением циркуля (достаточный уровень) или по шаблону (минимальный уровень) при изготовлении деталей изделия. Совершенствовать умения резать по короткой прямой и по кругу. Учиться делению круга на равные части с помощью угольника и линейки. Использовать данный приём при разметке деталей изделия. Работать в соответствии с намеченным планом. Закреплять навыки склеивания деталей и сборки изделия с помощью клея. Развивать зрительнодвигательную координацию. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Тиражирование элементов. Относиться к труду, как первой жизненной необходимости. Вступать в контакт и осуществлять учебное 19 20 16 21 Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрёшка» Учебник с.85-88 Рабочая тетрадь. сотрудничество в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс) Осуществлять контроль выполненной работы с заданным образцом, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Знакомиться с понятием «тиражирование» и употреблять его в речи. Определять особенности конструкции изделия (растягивающееся туловище матрешки). Учиться способу тиражирования для получения большого количества одинаковых деталей. Закреплять умения размечать заготовки с помощью линейки. Совершенствовать умения вырезать по кругу, делить круг на равные части с помощью угольника. Учиться склеиванию деталей изделия с использованием приема «точечное склеивание». Развивать внимание, пространственную ориентировку, аккуратность при выполнении действий. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. «Птица» Учебник с.89-91 Рабочая тетрадь. Понимать красоту в труде и в окружающей действительности, эмоционально реагировать «красиво» или «некрасиво». Участвовать в беседе, задавать и отвечать на вопросы. Осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Учиться определять особенности конструкции изделия. Совершенствовать приёмы разметки деталей изделия по шаблону. Развивать точность движений при удержании шаблона сложной конструкции. Отрабатывать приём «надрез по короткой линии», развивать регуляцию мышечного усилия при выполнении данного приёма. Учиться вырезать симметричные детали из бумаги, сложенной пополам. Изготавливать изделия из вырезанных симметричных деталей по операционному плану самостоятельно (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Развивать аккуратность при выполнении действий. Работа с презентациями в формате PowerPoint 17 Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. «Снежинка», «Звезда» Учебник с.92-94 Рабочая тетрадь. Понимать красоту в труде и в окружающей действительности, эмоционально реагировать «красиво» или «некрасиво». Участвовать в беседе, задавать и отвечать на вопросы. Осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Знакомиться с традиционным национальным видом искусства Японии - оригами. Определять геометрическую форму изделия (многоугольник), конструкцию изделия и пространственное соотношение его деталей. Совершенствовать знания о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках (стороны, углы). Учиться складыванию базовой формы «змей» и использовать ее в изделии. Читать схемы-рисунки с условными обозначениями (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Учиться работать в соответствии с намеченным планом. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертёж. Летающая модель «Планер» Учебник с.95-98 Рабочая тетрадь. Проявлять положительное отношение к предмету Соблюдать гигиену учебного труда. Рассматривать, запоминать и давать определение понятия «чертёж» и употреблять его в речи. Учиться чтению чертежа и технического рисунка по чертёжным линиям. Запоминать названия чертёжных линий (тонкая сплошная линия вспомогательная; толстая сплошная линия контур; тонкая сплошная линия со стрелочками размерная, габаритная). Учиться находить общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Развивать умения выполнять разметку изделия с опорой на чертёж. Выполнять контрольные операции (сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради) самостоятельно (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель Обращаться за помощью и принимать помощь. Следовать предложенным правилам поведения, требованиям учителя. Закреплять знания о чертеже, умения самостоятельно читать чертёж по чертёжным 22 23 24 18 «Самолёт» Учебник с.99-100 Рабочая тетрадь. линиям. Закреплять знания о названиях чертёжных линий (тонкая сплошная линия вспомогательная; толстая сплошная линия контур; сплошная тонкая линия со стрелочками размерная, габаритная). Учиться самостоятельно находить общие детали в чертеже и на объемном рисунке объекта. Развивать умения самостоятельно выполнять разметку изделия с опорой на чертёж. Самостоятельно выполнять контрольные операции (сравнение своего чертежа с контрольной схемой в рабочей тетради) (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Самостоятельно действовать в соответствии с планом работы (достаточный уровень), с помощью учителя (минимальный уровень). Развивать самостоятельность, аккуратность, старательность, внимание. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Аппликация «Цветок из ниток», «Помпон из ниток» Учебник с.101-104 Обращаться за помощью и принимать помощь. Проверять правильность выполнения задания, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью (минимальный уровень). Рассматривать, узнавать, называть изделия из ниток и запоминать их применение. Совершенствовать приёмы работы с нитками: намотка ниток на картон; связывание ниток в пучок. Осваивать технологию изготовления цветов из ниток. Овладевать умением выполнять обмотку нитками картонных колец с применением иглы. Изготавливать помпон из ниток, планируя и выполняя работу в соответствии с намеченным планом самостоятельно (достаточный уровень), с помощью (минимальный уровень). Развивать точность, координацию движений правой и левой руки и дифференциацию движений пальцев в процессе наматывания ниток на картонную основу. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с проволокой. Изгибание проволоки. Декоративные фигурки Обращаться за помощью и принимать помощь. Проверять правильность выполнения задания, принимать оценку деятельности, оценивать ее с 25 26 19 птиц, зверей, человечков. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). «Муха» Учебник с.105-108 учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью (минимальный уровень). Рассматривать, узнавать, называть виды проволоки (медная, алюминиевая, стальная), ее свойства (гнется, режется кусачками, сматывается). Знакомиться с приёмами сгибания проволоки (в кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углами). Овладевать умением использовать различные материалы при изготовлении одного изделия. Закреплять знания о проволоке, нитках, бумаге. Определять сходства и различия между этими материалами (по длине, пластическим свойствам). Развивать умения анализировать объект и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Развивать воображение, внимание, точность, координацию движений правой и левой руки, регуляцию мышечного усилия . Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги 1.Изделие «Открытая коробочка». 2. Изделие «Коробочка» Учебник с.109-112 Выражать своё отношение к результатам своей и чужой деятельности «нравиться», «не нравиться» Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Рассматривать иллюстрации, рассказывать о назначении изделий из бумаги (коробочки). Определять название вида искусства, в котором изделия складываются из бумаги (оригами). Закреплять знания о приёмах сгибания бумаги (сгибание с угла на угол, сгибание пополам и др.). Закреплять умения складывать базовую форму «треугольник» и учиться складывать на её основе коробочки (1). Учиться складывать базовую форму «блин» и складывать на её основе коробочки (2). Совершенствовать умения действовать в соответствии с намеченным планом работы. Работа с презентациями в формате PowerPoint Работа с древесиной. «Что ты знаешь о древесине?» Образцы и изображения инструментов, материалов, приспособлений. Учебник с. 113-117 Рабочая тетрадь. Осознавать свои достижения в трудовой деятельности, оценивать результат своей работы. Сотрудничать с коллективом. Готовить рабочее место с древесными материалами. (П) Знакомиться с натуральными древесными материалами в школьной столярной мастерской. Рассматривать изображения изделий из 27 28 20 древесины. Рассматривать и объединять в группы материалы и заполнять таблицу в рабочей тетради «Что относится к материалам, инструментам и приспособлениям» (достаточный уровень), с помощью (минимальный уровень). Рассказывать об устройстве и применении инструментов и приспособлений. Слушать, запоминать сведения о заготовке древесины, о рабочих профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофёра, плотника, столяра. Учиться определять свойства древесины (цвет, текстура). Находить различия в понятиях «древесина» и «дерево». Совершенствовать изобразительно графические навыки при рисовании текстуры древесины по образцам в рабочей тетради. Работа с презентациями в формате PowerPoint 29 30 Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Аппликация из карандашной стружки «Цветок» Аппликация из древесных заготовок «Дом» Учебник с. 118-122 Рабочая тетрадь. Готовить рабочее место с древесными материалами. Развивать умения работать в коллективе. Запоминать технические сведения о ручной обработке древесины различными видами резцов (ножи, стамески, рубанки). Знакомиться с приёмом получения древесной стружки в процессе заточки карандаша с применением точилки. Слушать и запоминать сведения о применении карандашной стружки и древесных заготовок в аппликации. Учиться приёмам затачивания карандаша, соединения кусочков карандашной стружки и технологии клеевой обработки деталей из карандашной стружки. Развивать воображение, внимание, точность, координацию движений правой и левой руки, регуляцию мышечного усилия Анализировать аппликацию, определять её детали и их пространственное расположение в композиции. Закреплять умения самостоятельно работать по намеченному плану. Работа с презентациями в формате PowerPoint Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями, пуговицы с ушком. Отделка изделий пуговицами. Аппликации с использованием пуговиц Понимать значение и ценность труда. Готовить рабочее место с текстильными материалами. Развивать умения работать в коллективе.Рассматривать на рисунках дефекты одежды, определять, называть вид операции по ремонту одежды (пришить пуговицу, вешалку, рукав, зашить распоровшееся по шву или 21 «Медведь», «Кот», «Лягушка», «Собака» Учебник с. 123-126 Рабочая тетрадь. разорвавшееся изделие и т. д.). Закреплять знания о пуговицах (с двумя, четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Получать сведения о применении пуговиц в аппликации. Учиться технологии пришивания пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями, с ушком. Учиться изготовлению аппликации из пуговиц. Повторять правила работы иглой. Развивать умения отрезать нитку нужной длины (30 см), завязывать узелок на конце нитки. Работать по намеченному плану. Развивать воображение, внимание, точность, координацию движений правой и левой руки, зрительно – двигательную координацию, пространственную ориентировку. Работа с презентациями в формате PowerPoint Ремонт одежды. «Вешалка» «Зашивание простого разрыва ткани» Учебник с. 127-128 Рабочая тетрадь. Обращаться за помощью и принимать помощь. Проверять правильность выполнения задания, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью (минимальный уровень). Получать знания о различных операциях при ремонте одежды (изготовление и пришивание вешалки, зашивание простого разрыва ткани), о назначении вешалки. Учиться технологии изготовления и пришивания вешалки. Повторять правила работы иглой. Закреплять умения отрезать нитку нужной длины, завязывать узелок на конце нитки. Закреплять знания о строчке прямого и косого стежков и применять их при изготовлении и пришивании вешалки. Совершенствовать умения работать по намеченному плану. Учиться изготавливать лекало вешалки из бумаги, размечать и кроить деталь из ткани, шить вешалку и пришивать ее к ткани. Развивать внимание, точность, координацию движений правой и левой руки, ритмичность движений, зрительно-двигательную координацию, пространственную ориентировку . Работа с презентациями в формате PowerPoint Картонажно-переплётные работы. Переплёт. Записная книжка – раскладушка с переплётной крышкой. Учебник с. 129-132 Осознавать свои достижения в трудовой деятельности, оценивать результат своей работы. Сотрудничать с коллективом. Проверять правильность выполнения задания, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать 31 32 22 33 Рабочая тетрадь. свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью (минимальный уровень). Получать знания о картонажно-переплетных изделиях (картонажные изделия, изделия в переплете). Развивать умения объединять в соответствующие группы измерительные, режущие, колющие и вспомогательные инструменты, используемые в картонажнопереплетных работах. Учиться изготовлению записной книжки с переплётной крышкой. Формировать представления о записных книжках, их назначении, форме, размере, конструкции (переплётная крышка, блок). Закреплять умения работать по намеченному плану. Учиться промазыванию клеем технической ткани с изнаночной стороны. Развивать внимание, точность, координацию движений правой и левой руки. Работа с презентациями в формате PowerPoint Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Подушечка для игл. Учебник с. 133-136 Осознавать свои достижения в трудовой деятельности, оценивать результат своей работы. Сотрудничать с коллективом. Проверять правильность выполнения задания, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью (минимальный уровень). Рассматривать изделия из ткани (предметы быта). Закреплять знания о ручных операциях при пошиве различных изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей изделия по лекалу, отделка деталей изделия вышивкой, соединение деталей строчкой прямого стежка). Совершенствовать умения самостоятельно анализировать изделие и действовать в соответствии с намеченным планом работы. Закреплять умения вышивать строчкой прямого стежка. Учиться приёму соединения деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Развивать внимание, точность, координацию движений правой и левой руки, ритмичность движений, зрительно-двигательную координацию, пространственную ориентировку. Работа с презентациями в формате PowerPoint 23 Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкие игрушки – подушки «Девочка», «Рыба», «Цыплёнок», «Дед Мороз». Учебник с. 137-138 Рабочая тетрадь. 34 Осознавать свои достижения в трудовой деятельности, оценивать результат своей работы. Сотрудничать с коллективом. Проверять правильность выполнения задания, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов (достаточный уровень), с помощью (минимальный уровень). Рассматривать, рассказывать об изделиях из ткани (мягкие игрушки). Совершенствовать умения соединять детали из ткани строчкой петлеобразного стежка при пошиве игрушекподушек. Отрабатывать умения всех технологических ручных операций, необходимых при пошиве изделий из ткани (вдевание нитки в ушко иглы, завязывание узелка на конце нитки, выкраивание деталей изделия по лекалу, скалывание деталей, сметывание деталей, соединение деталей строчкой петлеобразного стежка, отделка изделия). Развивать воображение, внимание, точность, координацию движений рук, дифференциацию движений пальцев, ритмичность совершаемых движений, пространственную ориентировку. Работа с презентациями в формате PowerPoint 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптир. основные общеобразоват. программы. Технология. Ручной труд. 4 класс. Л.А.Кузнецова – М.: Просвещение, 2018 2. Рабочая тетрадь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Технология. Ручной труд. 4 класс. Л.А.Кузнецова Кузнецова – М.: Просвещение, 2016 24