ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов Руководитель МО: _____________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» __________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ от «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса (вариант 1) учебного предмета «Рисование (изобразительное искусство)» Образовательная область «Искусство» на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель Лебедева Елена Михайловна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Рисование » относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование». Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни. Задачи обучения: − воспитание интереса к рисованию; − раскрытие значения рисования в жизни человека; − воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса; − формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического кругозора; 3 − развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них; − формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка; − обучение изобразительным техникам и приемам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе работа в нетрадиционных техниках; − обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) − обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построениям орнамента и др., применяемым в разных видах изобразительной деятельности; − формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению; − воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная аппликация). Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» в 5 классе определяет следующие задачи: − работа по развитию у обучающихся эстетического восприятия и формирования образов предметов и явлений окружающей действительности в процессе их познаний; − развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству, потребности в изображении воспринимаемой действительности, формирования желания овладеть приемами изображения объектов наблюдения в разных видах изобразительной деятельности; − обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на этапе закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и умений); − с целью обучения изображению окружающей действительности, отрабатываются приемы рассматривания объектов, произведений изобразительного искусства и народного творчества, формируются и закрепляются способы изображения в лепке, аппликации а также продолжается развиваться технические навыки работы с разными художественными материалами. 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РИСОВАНИЕ» 4 В 5 КЛАССЕ Личностные результаты: − осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к обучению; − сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; − способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; − воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; − развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; − формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Рисование» на конец 5 класса Минимальный уровень: − знать названия художественных инструментов и приспособлений, их свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; − знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи формы предмета; − знать некоторые выразительные средства изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование материалами для рисования; − уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; − знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; − уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя; − владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); 5 − рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции; − применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; − ориентироваться в пространстве листа; − размещать изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; − адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета. Достаточный уровень − знать названия жанров изобразительного искусства; − знать названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.); − знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; − знать и применять выразительные средства изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; − знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; − знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); − знать способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный); − находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради; − следовать при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках; − оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); − использовать разнообразные технологические способы выполнения аппликации; − применять разные способы лепки; − рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по воображению; − различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, семье и обществу; 6 − различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства; − различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение. 3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в соответствии с которыми у обучающихся развиваются умения анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство; восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварель и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение работать над композицией в практической деятельности; более углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного искусства. Содержание разделов № п/п 1. 2. 3. 4. Название раздела, темы «Обучение композиционной деятельности» «Развитие у обучающихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» «Обучение восприятию произведений искусства» «Развитие у обучающихся восприятия цвета, предметов и формирование умений переливать его в живописи» Итого: Кол-во часов Контрольные работы 22 - 17 - 12 - 17 - 68 7 4. № п/п 1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема урока Колво Дата часов Основные виды деятельности обучающихся на уроке и электронные учебно-методические материалы Здравствуй осень! Рисование веточки деревьев с листьями, семенами и плодами 3 2. Художники-пейзажисты. Рисование осеннего пейзажа. 3 Рассматривание картин художников пейзажистов. (И. Левитан «Осень», А.Куинжди «Березовая роща»). Усвоение понятий «далеко-близко», «даль», «меньше размер», «больше размер». Работа с презентациями в формате PowerPoint 3. Сосуды: ваза, кувшин, тарелка. Рисование. Украшение сосудов орнаментом (узором) 2 Повторение понятий «сосуд», «силуэт». Примеры сосудов -вазы, чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д. Украшение силуэтов разных предметов орнаментом (узором). Выбор предмета для украшения. Рисование постановочного натюрморта с драпировкой 4 Рассматривание постановочного натюрморта, Поэтапное выполнение работы. Компоновка. Прорисовывание по точкам. Форма предмета. Детали. Уточнение. Раскрашивание фона. Раскрашивание предметов. 4 Рассматривание картин А.Рылова «Зеленый шум». Изучение натуры образца листьев и веток. Рисование акварельными красками. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 8 Работа с презентациями в формате PowerPoint 5 Что изображают художники? Как художник работает над портретом человека? Беседа о художниках и их картинах. 2 Формирование навыков восприятия и оценки деятельности известных художников. Изучение жанра изобразительного искусства -портрет. Рассматривание картины знаменитых художников О. Кипренский « Портрет А. Пушкина», В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной», П. Заболотского «Портрет поэта М. Лермонтова». Работа с презентациями в формате PowerPoint 6 Автопортрет. 3 Последовательность рисования лица человека.Рисование. Овал лица. Форма глаз, бровей. Цвет лица, бровей, ресниц, волос. 7 Беседа «Народное искусство. Гжель.» 3 Беседа о Гжели. Знакомство с традиционной гжельской росписью. Ознакомление с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Гжель. Обучение узнавать изделия с гжельской росписью. Посещение виртуальной фабрики по изготовлению гжельских изделий Работа с презентациями в форматеPowerPoint 8 Роспись гжельской посуды 3 Продолжение знакомства детей с разнообразием русских народных промыслов, обучение узнаванию различных изделий, характерных для гжельского 1 народного искусства. Знакомство с искусством гжельских мастеров. Обучение расписыванию чашки, блюдца. Выполнение узоров гжельской росписи .Работа с Рисование. 9 презентациями в формате PowerPoint 9 Беседа. Народное искусство. Городец 2 Беседа о Городце. Знакомство с традиционной Ознакомление с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Городец. Обучение узнаванию изделия с городецкой росписью. Работа с презентациями в формате PowerPoint 10 Роспись разделочной доски «Городец» 4 Продолжение знакомства детей с разнообразием русских народных промыслов, обучение узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства. Использование художественных средств выразительности. Обучение расписыванию разделочной доски в городецком стиле. Работа с презентациями в формате PowerPoint 11 Беседа. Народное искусство. Хохлома 2 Беседа о Хохломе. Знакомство с традиционной роспись —элементами узоров «золотой хохломы». Ознакомление с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством Хохлома. Обучение узнавать изделия с хохломской росписью Работа с презентациями в формате PowerPoint 10 12 Роспись посуды. Хохлома. 4 Продолжение знакомства с разнообразием русских народных промыслов, обучение узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства. Использование художественных средств выразительности. Обучение расписыванию посуды хохломской росписью. 13 Беседа Богородская игрушка» 2 Беседа о Богородской игрушке. Знакомство с изготовлением богородских игрушек. Изучение древесины для изготовления игрушек. Изучение техники резьбы по дереву. Работа с презентациями в формате PowerPoint 14 Роспись Богородской игрушки 4 Продолжение знакомства детей с разнообразием русских народных промыслов, обучение узнаванию различных изделий, характерных для того или иного народного искусства. Использование художественных средств выразительности. Обучение расписыванию Богородских игрушек. 15 Беседа. Скульптура 2 Знакомство со скульптурой – статуя, памятник, статуэтка, бюст. Изучение художественных материалов, используемых скульптором. Знакомство с работами скульпторов Мирон «Дискобол», И. Матрос « Памятник К. Минину и Д. Пожарскому», Е. Янсон-Манизер «Балерина», Ф. Шубин «Портрет князя А. Голицина» Работа с презентациями в формате PowerPoint 16 Животные в скульптуре. Лепка 4 Повторение свойств пластичных 11 материалов и приемов работы с пластилином. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Повторение техники безопасности при работе с пластилином. Лепка . 17 Фигура человека. Лепка 2 Повторение свойств пластичных материалов и приемов работы с пластилином. Подготовка рабочего места для занятий лепкой. Повторение техники безопасности при работе с пластилином. Лепка. 18 Музеи России. 1 Изучение музеев России. Виртуальные экскурсии в государственную Третьяковскую галерею, музей им. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей. Рисование репродукции картины по выбору 19 Рисование репродукции картин Музеев России по выбору 2 Рисование репродукции картины по выбору. Работа с презентациями в формате PowerPoint 20 Музеи мира. репродукции картин музеев мира по выбору 3 Изучение музеев мира, Виртуальные экскурсии в Национальный музей живописи и скульптуры Прадо, Британского музея, Дрезденской картинной галереи. Рисование репродукции картин по выбору в любом жанре. Работа с презентациями в формате PowerPoint 21 Книга. Как построена книга. 3 Знакомство со структурой книги, с понятием художник иллюстратор. Знакомство с различными видами книг. Изучение частей книги – обложка, титульный лист. Знакомство с иллюстрациями произведений. 12 22 Иллюстрации к книгам. 23 Рисование плакатов 4 3 Изучение биографии художников – иллюстраторов. Размеры иллюстрация. Практическое выполнение иллюстраций к книгам Изучение плакатов. Тексты призывы. Контрастный подбор цвета и букв. Подбор фона, рисование. Работа с презентациями в формате PowerPoint 24. Рисование открыток 3 Изучение сходства и различий 1 плаката и открытки. Размер плаката и открыток. Содержание и рисунок открыток.Рисование. 5. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г 2. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М :Агар. 1997г. 3. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 1 кл.: - Дрофа, 2010 г. 3. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 2 кл.: - Дрофа, 2010 г. 4. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 3 кл.: - Дрофа, 2010 г. 5. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 4 кл.: - Дрофа, 2010 6. Компьютер 7. Проектор 13