5 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
_____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
__________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
«28» августа 2024 г.

Приказ № _
от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
5 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Рисование
(изобразительное искусство)»
Образовательная область «Искусство»

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель Лебедева Елена
Михайловна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

2

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная основная образовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации их особых
образовательных потребностей,
а
также
индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Рисование »
относится к предметной
области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» в 5 классе
рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в
неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Рисование».
Цель обучения - развитие личности обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения
его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в
жизни и искусстве, а также формирование элементарных знаний об
изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков
изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитие
зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета,
его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в
рисунке, аппликации, лепке; развитии умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
Задачи обучения:
− воспитание интереса к рисованию;
− раскрытие значения рисования в жизни человека;
− воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты
окружающего мира, художественного вкуса;
− формирование элементарных знаний о видах и жанрах
изобразительного искусства. Расширение художественно-эстетического
кругозора;

3

− развитие эмоционального восприятия произведений искусства,
умения анализировать их содержание и формулировать свое мнение о них;
− формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка;
− обучение изобразительным техникам и приемам с использованием
различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе
работа в нетрадиционных техниках;
− обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию,
лепке, аппликации)
− обучение правилам и законам композиции, цветоведения,
построениям орнамента и др., применяемым в разных видах
изобразительной деятельности;
− формирование умения создавать простейшие художественные образы
с натуры и по образцу, памяти, представлению и воображению;
− воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах,
выполняя определенный этап работы для получения результата общей
изобразительной деятельности (коллективное рисование, коллективная
аппликация).
Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» в 5
классе определяет следующие задачи:
− работа по развитию у обучающихся эстетического восприятия и
формирования
образов
предметов
и
явлений
окружающей
действительности в процессе их познаний;
− развитие у обучающихся интереса к изобразительному искусству,
потребности в изображении воспринимаемой действительности,
формирования желания овладеть приемами изображения объектов
наблюдения в разных видах изобразительной деятельности;
− обучение изобразительному искусству (эта задача осуществляется на
этапе закрепления и расширении полученных в 1-4 классах знаний и
умений);
− с целью обучения изображению окружающей действительности,
отрабатываются приемы рассматривания объектов, произведений
изобразительного искусства и народного творчества, формируются и
закрепляются способы изображения в лепке, аппликации а также
продолжается развиваться технические навыки работы с разными
художественными материалами.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РИСОВАНИЕ»
4

В 5 КЛАССЕ
Личностные результаты:
− осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к
обучению;
− сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
− способность к осмыслению картины мира, ее временнопространственной организации; формирование целостного, социально
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие
эстетических
чувств,
проявление
доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости
и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
− формирование установки на безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «Рисование» на конец 5 класса
Минимальный уровень:
− знать названия художественных инструментов и приспособлений, их
свойства, назначение, правила обращения и санитарно-гигиенических
требований при работе с ними;
− знать элементарные правила композиции, цветоведения, передачи
формы предмета;
− знать некоторые выразительные средства изобразительного
искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно»; - пользование
материалами для рисования;
− уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
− знать название предметов, подлежащих рисованию, лепке и
аппликации;
− уметь организовывать рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя;
− владеть приемами некоторыми приемами лепки (раскатывание,
сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
5

− рисовать по образцу предметы несложной формы и конструкции;
− применять приемы работы с карандашом, гуашью, акварельными
красками с целью передачи фактуры предмета;
− ориентироваться в пространстве листа;
− размещать изображения одного или группы предметов в
соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
− адекватно передавать цвета изображаемого объекта, определение
насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков
цвета.
Достаточный уровень
− знать названия жанров изобразительного искусства;
− знать названий некоторых народных и национальных промыслов
(Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
− знать основных особенностей некоторых материалов, используемых в
рисовании, лепке и аппликации;
− знать и применять выразительные средства изобразительного
искусства:
«изобразительная
поверхность»,
«точка»,
«линия»,
«штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
− знать правила цветоведения, светотени, перспективы; построения
орнамента, стилизации формы предмета и др.;
− знать виды аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
− знать
способы
лепки
(конструктивный,
пластический,
комбинированный);
− находить необходимую для выполнения работы информацию в
материалах учебника, рабочей тетради;
− следовать при выполнении работы инструкциям учителя или
инструкциям, представленным в других информационных источниках;
− оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
− использовать разнообразные технологические способы выполнения

аппликации;
− применять разные способы лепки;
− рисовать с натуры и по памяти после предварительных наблюдений,
передавать все признаки и свойства изображаемого объекта; рисовать по
воображению;
− различать и передавать в рисунке эмоциональное состояние и свое
отношение к природе, человеку, семье и обществу;
6

− различать

произведения
живописи,
графики,
скульптуры,
архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
− различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет,
натюрморт, сюжетное изображение.
3.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

В 5 классе обучение строится по четырем направлениям работы, в
соответствии с которыми у обучающихся развиваются умения
анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта
наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект
целостно, а затем изображать его, передавая относительно сходство;
восприятие цвета предметов и явлений окружающей среды и умение
изображать полученные при наблюдении впечатления красками (акварель
и гуашью) разными способами (по сухой и мокрой бумаге); умение
работать над композицией в практической деятельности; более
углубленное восприятие некоторых произведений изобразительного
искусства.
Содержание разделов
№
п/п
1.
2.

3.
4.

Название раздела, темы
«Обучение
композиционной
деятельности»
«Развитие у обучающихся
умений воспринимать и
изображать
форму
предметов, пропорции и
конструкцию»
«Обучение
восприятию
произведений искусства»
«Развитие у обучающихся
восприятия цвета, предметов и
формирование умений
переливать его в живописи»
Итого:

Кол-во часов

Контрольные
работы

22

-

17

-

12

-

17

-

68

7

4.
№
п/п
1.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Колво
Дата
часов

Основные виды деятельности
обучающихся на уроке и электронные
учебно-методические материалы

Здравствуй осень! Рисование
веточки деревьев с листьями,
семенами и плодами

3

2.

Художники-пейзажисты.
Рисование осеннего пейзажа.

3

Рассматривание картин художников
пейзажистов. (И. Левитан «Осень»,
А.Куинжди «Березовая роща»).
Усвоение понятий «далеко-близко»,
«даль», «меньше размер», «больше
размер».
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

3.

Сосуды: ваза, кувшин, тарелка.
Рисование. Украшение сосудов
орнаментом (узором)

2

Повторение понятий «сосуд»,
«силуэт». Примеры сосудов -вазы,
чаши, блюда, бокалы, тарелки и т. д.
Украшение силуэтов разных
предметов орнаментом (узором). Выбор
предмета для украшения.

Рисование постановочного
натюрморта с драпировкой

4

Рассматривание постановочного
натюрморта,
Поэтапное выполнение работы.
Компоновка.
Прорисовывание по точкам. Форма
предмета.
Детали.
Уточнение.
Раскрашивание фона.
Раскрашивание предметов.

4

Рассматривание картин А.Рылова
«Зеленый шум». Изучение натуры
образца листьев и веток.
Рисование акварельными красками.
Работа с презентациями в
форматеPowerPoint

8

Работа с презентациями в формате
PowerPoint
5

Что изображают
художники? Как художник
работает над портретом
человека? Беседа о
художниках и их
картинах.

2

Формирование навыков
восприятия и оценки
деятельности известных
художников.
Изучение жанра изобразительного
искусства -портрет.
Рассматривание картины знаменитых
художников О. Кипренский « Портрет А.
Пушкина», В. Серова «Портрет балерины
Т. Карсавиной», П. Заболотского
«Портрет поэта М. Лермонтова».
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

6

Автопортрет.

3

Последовательность рисования лица
человека.Рисование.
Овал лица.
Форма глаз, бровей.
Цвет лица, бровей, ресниц, волос.

7

Беседа «Народное искусство.
Гжель.»

3

Беседа о Гжели. Знакомство с
традиционной гжельской росписью.
Ознакомление с разнообразием русских
народных промыслов, с
народным искусством Гжель.
Обучение узнавать изделия с
гжельской росписью.
Посещение виртуальной фабрики по
изготовлению гжельских изделий Работа
с презентациями в форматеPowerPoint

8

Роспись гжельской посуды

3

Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для гжельского 1
народного искусства.
Знакомство с искусством гжельских
мастеров. Обучение расписыванию
чашки, блюдца. Выполнение узоров
гжельской росписи .Работа с

Рисование.

9

презентациями в формате PowerPoint

9

Беседа.
Народное искусство.
Городец

2

Беседа о Городце. Знакомство с
традиционной
Ознакомление с разнообразием русских
народных промыслов, с народным
искусством Городец. Обучение
узнаванию изделия с городецкой
росписью.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

10

Роспись разделочной доски
«Городец»

4

Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских
народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или иного
народного искусства.
Использование художественных средств
выразительности. Обучение
расписыванию разделочной доски в
городецком стиле.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

11

Беседа. Народное искусство.
Хохлома

2

Беседа о Хохломе. Знакомство с
традиционной роспись —элементами
узоров
«золотой хохломы».
Ознакомление с разнообразием русских
народных промыслов, с народным
искусством Хохлома. Обучение узнавать
изделия с хохломской росписью
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

10

12

Роспись посуды. Хохлома.

4

Продолжение знакомства с разнообразием
русских народных промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или иного
народного искусства. Использование
художественных средств
выразительности. Обучение
расписыванию посуды хохломской
росписью.

13

Беседа
Богородская игрушка»

2

Беседа о Богородской игрушке.
Знакомство с изготовлением богородских
игрушек.
Изучение древесины для изготовления
игрушек. Изучение техники резьбы по
дереву.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

14

Роспись Богородской игрушки

4

Продолжение знакомства детей с
разнообразием русских народных
промыслов, обучение
узнаванию различных изделий,
характерных для того или иного
народного искусства.
Использование художественных средств
выразительности.
Обучение расписыванию
Богородских игрушек.

15

Беседа. Скульптура

2

Знакомство со скульптурой – статуя,
памятник, статуэтка, бюст.
Изучение художественных
материалов, используемых
скульптором.
Знакомство с работами
скульпторов
Мирон «Дискобол», И. Матрос «
Памятник К. Минину и Д. Пожарскому»,
Е. Янсон-Манизер «Балерина», Ф. Шубин
«Портрет князя А. Голицина»
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

16

Животные в скульптуре. Лепка

4

Повторение свойств пластичных

11

материалов и приемов работы с
пластилином.
Подготовка рабочего места для занятий
лепкой.
Повторение техники
безопасности при работе с
пластилином. Лепка .
17

Фигура человека. Лепка

2

Повторение свойств пластичных
материалов и приемов работы с
пластилином.
Подготовка рабочего места для занятий
лепкой.
Повторение техники безопасности
при работе с пластилином. Лепка.

18

Музеи России.

1

Изучение музеев России. Виртуальные
экскурсии в государственную
Третьяковскую галерею, музей им.
Пушкина, Эрмитаж, Русский музей.
Рисование репродукции
картины по выбору

19

Рисование репродукции картин
Музеев России по
выбору

2

Рисование репродукции
картины по выбору.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

20

Музеи мира.
репродукции картин
музеев мира по
выбору

3

Изучение музеев мира, Виртуальные
экскурсии в Национальный музей
живописи
и скульптуры Прадо,
Британского музея, Дрезденской
картинной галереи.
Рисование репродукции картин по
выбору в любом жанре.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

21

Книга. Как построена книга.

3

Знакомство со структурой книги, с
понятием художник иллюстратор.
Знакомство с различными видами
книг.
Изучение частей книги – обложка,
титульный лист. Знакомство с
иллюстрациями произведений.

12

22

Иллюстрации

к книгам.

23

Рисование плакатов

4

3

Изучение биографии художников –
иллюстраторов. Размеры иллюстрация.
Практическое выполнение
иллюстраций к книгам
Изучение плакатов. Тексты призывы.
Контрастный подбор цвета и букв.
Подбор фона, рисование.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint

24.

Рисование открыток

3

Изучение сходства и различий 1
плаката и открытки.
Размер плаката и открыток.
Содержание и рисунок
открыток.Рисование.

5. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству школе: пособие для
учителей – Изд. 2 – е, доп. И переработанное М. Просвещение 1997г
2. Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М :Агар. 1997г. 3. Кузин В.С. , Кубышкина
Э.И.
Изобразительное искусство 1 кл.: - Дрофа, 2010 г.
3. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 2 кл.: - Дрофа, 2010 г.
4. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 3 кл.: - Дрофа, 2010 г.
5. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство 4 кл.: - Дрофа, 2010
6. Компьютер
7. Проектор

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».