3 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»

РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2024 г.

Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Рисование»
(Образовательная область «Искусство»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель начальных классов
Колесникова Юлия Алексеевна
г. Нелидово
2024г

1

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Общая характеристика учебного предмета «Рисование»
Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. — коррекцией и развитием
познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия,
самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений
планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение изобразительному искусству должно носить практическую направленность и быть тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование,
рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям,
овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
 способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем
систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
 находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
 содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать,
обобщать;
 ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения
рисунка;
 исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем
использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением
разнообразного изобразительного материала;
 дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки
рисования с натуры, декоративного рисования;
 знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и
народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
 развивать речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
2

На уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с лучшими образцами декоративноприкладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет обучающимся понять
красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий обучающиеся
получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с
художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных
таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у обучающихся эстетического
вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры,
так как они формируют технические и изобразительные умения обучающихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его
формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После
всестороннего изучения предмета обучающиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить обучающихся рисовать,
передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у обучающихся потребность постоянно
сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для
этого имеет развитие у обучающихся умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться
простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и
иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3 классе перед обучающимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать
зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних
предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка
литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои
усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя
обучающиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания
обучающихся.
В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно
игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах.
Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
Для подготовки обучающихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение
имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у обучающихся
зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы обучающиеся смогли узнать и правильно
назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по
обогащению словаря и развитию речи обучающихся, по коррекции недостатков произношения.

Место курса «Рисование» в учебном плане
Предмет «Рисование» относится к предметной области «Искусство», относится к обязательной
части учебного плана. В 3 классе из учебного плана выделяется 34 часов (1 час в неделю).

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.

3

Личностные результаты освоения программы:
1) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
2) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту особенностей и социальных ролей;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых
мотивов учебной деятельности;
4)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
5) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
6) формирование готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты освоения программы
Элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусство;
Овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных видах
рисования;
Практические умения самовыражения средствами рисования.

3.Содержание обучения.
ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ(12 часов)
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать
способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование
элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в
квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ(11 часов)
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и
изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их
характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять
среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка;
использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ(8 часов)
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их
общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь
лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ(3 часа)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные
признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение
видеть красоту природы в различные времена года.
4. Тематический план

4

№
урока

Тема урока

1

Рисование
с
натуры
осенних листьев. Беседа
по картине И.Хрутского
«Цветы и плоды»

2

Декоративное рисование
узора в полосе из веток с
листочками.

3

Рисование
с
натуры
осенних листьев.

4-5

Рисование
на
тему:
«Парк осенью». Беседа
по картинам
Левитана
«Золотая
осень»
и
В.Поленова
«Золотая
осень»

6-7

Рисование
с
натуры
предметов
различной
формы и цвета. Яблоко,
морковь, огурец, груша.

8-9

Рисование
с натуры
осеннего пейзажа.

Основные виды деятельности
обучающихся на уроке и электронные
учебно-методические материалы
Знают названия листьев различных
деревьев. Умеют изображать с натуры
листья различных деревьев.
Анализируют форму и цвет листьев,
применяют среднюю (осевую) линию
главного направления формы листа
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Применяют правила построения узора в
полосе. Делят полоску на равные части и
используют
природные
формы
в
декоративном рисовании;
определяют структуру узора (повторение
элементов), форму, цвет составных частей.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Обследуют предметы по форме, цвету,
величине и определять их положение в
пространстве.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Вспоминают
признаки
осени.
Проговаривают сюжет на тему окружающей
жизни путём сопоставления светлых и
темных тонов, чистых и смешанных цветов.
Изображают основания более близких
предметов ниже, дальних
предметов – выше, близких предметов –
крупнее дальних
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Вспоминают
порядок
расположения нескольких изображений на
листе бумаги.
Изображают от руки предметы
округлой,
продолговатой,
треугольной
формы,
передавая
их
характерные
особенности. Различают и называют цвета и
их оттенки
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
Сравнивают свой рисунок с изображаемым
предметом.
Применяют
осевую
линию.Правильно
располагают
изображение на
листе бумаги с учётом пропорций и формы

5

Кол-во
часов

1

1

1

2

2

2

20-21

Выясняют конструкцию изображаемого
предмета (фундамент - подставка, столбы,
предмета.
бревна, окошко, крыша, труба). Изображают
Работа с презентациями в формате
предмет сложной формы, части которого
PowerPoint
повторяют
известные
обучающимся
10-11 Рисование с натуры ветки Применяют правила построения узора в
графические
образы
(прямоугольник,
дерева с простыми по квадрате
понятие «ритм». Умеют рисовать
квадрат,и треугольник),
форме листьями
квадрат
делитьэтих
егочастей
на равные
части;
называяиформы
(на что похоже).
совершенствуют
Работа с презентациями в формате
навык проводить
PowerPointпрямые, горизонтальные и
вертикальные
Правильно
чередуют
22-24 Декоративное рисование. Вспоминают линии.
традиции
праздника
Нового
цвета
года. Изображают от руки предметы
Работа
с презентациями
формате
округлой,
продолговатой, в треугольной
PowerPoint
формы,
передавая
их
характерные
12-13 Рисование
осенних Различают
и изображают
особенности.
Различают иот руки
деревьев.
предметы
продолговатой,
называютокруглой,
цвета и их
оттенки.
треугольной
формы,
Работа с презентациями в формате
передают
их
характерные
PowerPoint
особенности. Различают и
цвета
и их оттенки.
25-26 Узор для гжельской называют
Знакомятся
с работами
гжельских мастеров.
Работа
с
презентациями
в
форматеособенности
тарелки
(тарелка - Выясняют
характерные
PowerPoint керамики (цвет и
готовая форма)
росписи гжельской
14
Рисование флага России
Знать
символическое
значение Составляют
красного,
элементы
росписи).
белого
и синего
растительный
узор сцветов.
простым Изображают
чередованием
предмет
с
элементов прямоугольной
в круге (по краю иформы
в середине),
правильной
передачей
правильно выделяют и располагают
Пропорций
элементы узора гжельской керамики
Работа
с презентациями
в формате
(цветы,
ветки, листья,
завитки разных
PowerPoint
оттенков синего цвета на белом фоне).
15-16 Рисование с натуры доски Сравнивают
рисунок с изображаемым
Работа свой
с презентациями
в формате
для резания овощей.
предметом.
Применяют
осевую линию,
PowerPoint
передают
примерные
пропорции
предмета
и
27-28 Рисование
с
Изображают
в рисунке
самую тёмную
часть
относительную
величину
его
частей.
натуры
(тень), более светлую (полутень) и яркие
Правильно
двухцветного мяча.
светлые пятнышки (блики). Правильно
располагают
изображение
на листе
бумаги с
раскрашивают
мяч круговыми
движениями
учётом
и формы
предмета.
руки. пропорций
Правильно
чередуют
отдельные
Работа
с
презентациями
в формате
элементы узора по форме и цвету.
PowerPoint
Работа
с презентациями в формате
17
Декоративное рисование РисуютPowerPoint
квадрат и делят его на равные
узора
в части
(8 частей).
Совершенствуют
навык
29-30 шахматного
Рисуют
симметричный
узор, применяя
«Узоры
на
квадрате.
проводить
осевую линию.
Практически наблюдают
окне»
,горизонтальные,
явление осевой
симметрии.
Декоративное рисование прямые ,вертикальные
наклонные
линии.
Работа с презентациями
в формате
Работа с презентациями
PowerPoint в формате
31-32 Рисование орнамента на Вспоминают особенности PowerPoint
орнамента,
18-19 Декоративное
рисование
Вспоминают
правила
построения
узора
фартуке заготовленного понятия«симметрия», «ритм». Используют
геометрического
в осевые
квадрателинии
и понятие
Правильно
при «ритм».
выполнении
узора в
учителем.
орнамента в квадрате.
квадрате,цвета.располагают
симметрично
чередуют
элементы
рисунка, заполняя
середину, углы,
Работа
с презентациями
в формате
края;
ориентироваться
в
заданной
PowerPoint
геометрической
форме
с
учётом
симметрического. расположения элементов.
Работа с презентациями в формате
PowerPoint
33-34 Рисование с натуры Учатся
узнавать в репродукциях
весенней
художественных
картин
характерные
признаки времен года, передаваемые
веточки.
Беседа
по средствами6изобразительного искусства
картинам
А.Саврасова Работа с презентациями в формате
«Грач
PowerPoint
и
прилетели»,

2

Рисование

с
натуры
игрушечного домика.

2

3

2

2
1

2
2

1
2

2

2

2

5. Материально – техническое обеспечение.
1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы , «изобразительное искусство» М.Ю. Рау, М.А. Зыкова
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва
Просвещение, 2018
2. Примерная программа 0 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В.
Воронкова.- М.: Просвещение, 2013.
3. «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе» И.А. Грошенков.
«Просвещение», 197

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».