ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО: ____________О.П. Диринова Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса (вариант 1) учебного предмета «Рисование» (Образовательная область «Искусство») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель начальных классов Колесникова Юлия Алексеевна г. Нелидово 2024г 1 СОДЕРЖАНИЕ: 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Пояснительная записка 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Общая характеристика учебного предмета «Рисование» Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение изобразительному искусству должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить. Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. Задачи: способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у обучающихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать; ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивать речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ 2 На уроках декоративного рисования обучающиеся знакомятся с лучшими образцами декоративноприкладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет обучающимся понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий обучающиеся получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у обучающихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения обучающихся. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета обучающиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места. Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей. Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить обучающихся рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у обучающихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у обучающихся умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 3 классе перед обучающимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Ставя перед обучающимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя обучающиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания обучающихся. В 3 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока. Для подготовки обучающихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у обучающихся зрительного восприятия. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы обучающиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы. Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи обучающихся, по коррекции недостатков произношения. Место курса «Рисование» в учебном плане Предмет «Рисование» относится к предметной области «Искусство», относится к обязательной части учебного плана. В 3 классе из учебного плана выделяется 34 часов (1 час в неделю). 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3 Личностные результаты освоения программы: 1) Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 2) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту особенностей и социальных ролей; 3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально-значимых мотивов учебной деятельности; 4)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 5) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; 6) формирование готовности к самостоятельной жизни Предметные результаты освоения программы Элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусство; Овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных видах рисования; Практические умения самовыражения средствами рисования. 3.Содержание обучения. ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ(12 часов) Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ(11 часов) Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ(8 часов) Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ(3 часа) Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года. 4. Тематический план 4 № урока Тема урока 1 Рисование с натуры осенних листьев. Беседа по картине И.Хрутского «Цветы и плоды» 2 Декоративное рисование узора в полосе из веток с листочками. 3 Рисование с натуры осенних листьев. 4-5 Рисование на тему: «Парк осенью». Беседа по картинам Левитана «Золотая осень» и В.Поленова «Золотая осень» 6-7 Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша. 8-9 Рисование с натуры осеннего пейзажа. Основные виды деятельности обучающихся на уроке и электронные учебно-методические материалы Знают названия листьев различных деревьев. Умеют изображать с натуры листья различных деревьев. Анализируют форму и цвет листьев, применяют среднюю (осевую) линию главного направления формы листа Работа с презентациями в формате PowerPoint Применяют правила построения узора в полосе. Делят полоску на равные части и используют природные формы в декоративном рисовании; определяют структуру узора (повторение элементов), форму, цвет составных частей. Работа с презентациями в формате PowerPoint Обследуют предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Работа с презентациями в формате PowerPoint Вспоминают признаки осени. Проговаривают сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Изображают основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних Работа с презентациями в формате PowerPoint Вспоминают порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Изображают от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различают и называют цвета и их оттенки Работа с презентациями в формате PowerPoint Сравнивают свой рисунок с изображаемым предметом. Применяют осевую линию.Правильно располагают изображение на листе бумаги с учётом пропорций и формы 5 Кол-во часов 1 1 1 2 2 2 20-21 Выясняют конструкцию изображаемого предмета (фундамент - подставка, столбы, предмета. бревна, окошко, крыша, труба). Изображают Работа с презентациями в формате предмет сложной формы, части которого PowerPoint повторяют известные обучающимся 10-11 Рисование с натуры ветки Применяют правила построения узора в графические образы (прямоугольник, дерева с простыми по квадрате понятие «ритм». Умеют рисовать квадрат,и треугольник), форме листьями квадрат делитьэтих егочастей на равные части; называяиформы (на что похоже). совершенствуют Работа с презентациями в формате навык проводить PowerPointпрямые, горизонтальные и вертикальные Правильно чередуют 22-24 Декоративное рисование. Вспоминают линии. традиции праздника Нового цвета года. Изображают от руки предметы Работа с презентациями формате округлой, продолговатой, в треугольной PowerPoint формы, передавая их характерные 12-13 Рисование осенних Различают и изображают особенности. Различают иот руки деревьев. предметы продолговатой, называютокруглой, цвета и их оттенки. треугольной формы, Работа с презентациями в формате передают их характерные PowerPoint особенности. Различают и цвета и их оттенки. 25-26 Узор для гжельской называют Знакомятся с работами гжельских мастеров. Работа с презентациями в форматеособенности тарелки (тарелка - Выясняют характерные PowerPoint керамики (цвет и готовая форма) росписи гжельской 14 Рисование флага России Знать символическое значение Составляют красного, элементы росписи). белого и синего растительный узор сцветов. простым Изображают чередованием предмет с элементов прямоугольной в круге (по краю иформы в середине), правильной передачей правильно выделяют и располагают Пропорций элементы узора гжельской керамики Работа с презентациями в формате (цветы, ветки, листья, завитки разных PowerPoint оттенков синего цвета на белом фоне). 15-16 Рисование с натуры доски Сравнивают рисунок с изображаемым Работа свой с презентациями в формате для резания овощей. предметом. Применяют осевую линию, PowerPoint передают примерные пропорции предмета и 27-28 Рисование с Изображают в рисунке самую тёмную часть относительную величину его частей. натуры (тень), более светлую (полутень) и яркие Правильно двухцветного мяча. светлые пятнышки (блики). Правильно располагают изображение на листе бумаги с раскрашивают мяч круговыми движениями учётом и формы предмета. руки. пропорций Правильно чередуют отдельные Работа с презентациями в формате элементы узора по форме и цвету. PowerPoint Работа с презентациями в формате 17 Декоративное рисование РисуютPowerPoint квадрат и делят его на равные узора в части (8 частей). Совершенствуют навык 29-30 шахматного Рисуют симметричный узор, применяя «Узоры на квадрате. проводить осевую линию. Практически наблюдают окне» ,горизонтальные, явление осевой симметрии. Декоративное рисование прямые ,вертикальные наклонные линии. Работа с презентациями в формате Работа с презентациями PowerPoint в формате 31-32 Рисование орнамента на Вспоминают особенности PowerPoint орнамента, 18-19 Декоративное рисование Вспоминают правила построения узора фартуке заготовленного понятия«симметрия», «ритм». Используют геометрического в осевые квадрателинии и понятие Правильно при «ритм». выполнении узора в учителем. орнамента в квадрате. квадрате,цвета.располагают симметрично чередуют элементы рисунка, заполняя середину, углы, Работа с презентациями в формате края; ориентироваться в заданной PowerPoint геометрической форме с учётом симметрического. расположения элементов. Работа с презентациями в формате PowerPoint 33-34 Рисование с натуры Учатся узнавать в репродукциях весенней художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые веточки. Беседа по средствами6изобразительного искусства картинам А.Саврасова Работа с презентациями в формате «Грач PowerPoint и прилетели», 2 Рисование с натуры игрушечного домика. 2 3 2 2 1 2 2 1 2 2 2 2 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы , «изобразительное искусство» М.Ю. Рау, М.А. Зыкова Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва Просвещение, 2018 2. Примерная программа 0 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида В.В. Воронкова.- М.: Просвещение, 2013. 3. «Занятия изобразительным искусством в специальной коррекционной школе» И.А. Грошенков. «Просвещение», 197 7