7 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УР: Директор: ГКОУ «Нелидовская
школа–интернат»
_________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2024 г.

Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
7 класса (вариант 1)
учебного предмета

«География»
(Образовательная область «Естествознание»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель
Зверева Мария Юрьевна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.............................................................. 3

II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ................................................................... 9
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ................................................ 11

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО

(вариант 1) адресована обучающимся с легкой ум-

ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных
особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки
разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
− формирование представлений о географии и ее роли в
понимании природных и социально-экономических процессов и их
взаимосвязей;

3

− формирование

представлений

об

особенностях

природы,

жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах России, разных материков и отдельных стран;
− формирование умения выделять, описывать и объяснять
существен-ные признаки географических объектов и явлений;
− формирование

умений

и

навыков

использования

географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адап-тации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
− овладение
использование

основами
элементарных

катастрофической
практических

грамотности

умений

и

и

приемов

использования географиче-ской карты для получения географической
информации;
− формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами
и явлениями географической среды, их изменениями в результате
природ-ных и антропогенных воздействий.
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География»
в 7 классе определяет следующие задачи:
− формирование элементарных, но научных и систематических
сведе-ний о природе, населении, хозяйстве России;
− знакомство с культурой и бытом народов России, достопримечательностями разных уголков нашей Родины.
− знакомство с особенностями взаимодействия человека и природы.

Планируемые результаты освоения рабочей программы
по учебному предмету «География» в 7 классе
Личностные результаты:
− осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

4

− формирование чувства патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России, ценностям многонационального российского общества;
− формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению.
− формирование ценности здорового и безопасного образа жизни,
зна-ние

и

соблюдение

правил

индивидуального

и

коллективного

безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
здоровью лю-дей (наводнения, лавина, сель, шторм, ураган и т.п.);
− формирование

правильного

отношения

к

окружающей

(природной) среде; знать и использовать на практике правила поведения
в природе, ее сохранения и рационального использования, принимать
участие в меро-приятиях по охране природы;
− принятие и освоение социальной роли обучающегося,
проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
− формирование уважительного отношения к труду, развитие
опыта участия в социально значимом труде.
Уровни достижения предметных результатов
по учебному предмету «География» в 7 классе
Минимальный уровень:
− иметь представлений об особенностях природы, жизни, культуры
и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России;
− понимать географическую карту: декодировать условные знаки
карты;
− показывать на карте (с помощью вспомогательных средств
– генерализация линий

рек,

пунсоны,

таблички

с

названиями)

географические объекты, указанные в программе;

5

− определять направления на карте с опорой на вспомогательные
средства;
− показывать границы России на физической карте РФ;
− показывать на карте природные зоны. называть природные зоны с
опорой на карту;
− принимать участие в мероприятиях по охране окружающей среды;
правильно вести себя в природе;
− делать несложные макеты изучаемых природных зон (с группой обучающихся) под руководством учителя;
− выделять, описывать

существенные

признаки

географических

объектов и явлений с помощью учителя;
− использовать
для объяснения

географические
явлений

и

знаний

процессов,

в

повседневной

адаптации

к

жизни

условиям

территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях
стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
− показывать

границы

России

на

глобусе,

карте

полушарий,

физиче-ской карте и карте природных зон России, давать элементарное
описание природы по зонам, пользуясь картинами, картами и планом;
− показывать по картам (физической и природных зон России)
геогра-фические объекты, указанные в программе;
− устанавливать простейшие взаимосвязи между климатом, растительным и животным миром, природными условиями и занятиями населения;
− выделять, описывать

и

объяснять

существенные

признаки

географических объектов и явлений с помощью учителя;
− сравнивать географические объекты, факты, явления, события по
заданным критериям;

6

− вести наблюдения

за

объектами,

процессами

и

явлениями

географической среды, оценивать их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
− находить в различных источниках, указанных учителем, учебную
информацию;
− называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и
исторические памятники своей области.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной отсталостью планируемых результатов освоения
рабочей программы по учебному предмету «География» в 7 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой
динамики; − 1 балл - минимальная
динамика;
− 2 балла - удовлетворительная
динамика; − 3 балла - значительная
динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, находит и показывает географические объекты самостоятельно;
− понимает смысл вопроса и отвечает на вопросы полными распространенными предложениями;
− соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
− классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
− дает последовательное описание объекта, раскрывающее его существенные признаки и свойства;
7

− правильно устанавливает причинно-следственные
связи. Оценка «4» ставится, если обучающийся:
− ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
− дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в построении предложении;
− не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
− испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
− дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
− материал излагает недостаточно полно и последовательно,
нуждается в помощи учителя;
− испытывает трудности при классификации объектов на группы;
− самостоятельно не может обобщить полученные знания и установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

8

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Программа 7 класса полностью посвящена ознакомлению с природой и хозяйством России. Изучение вопросов физической, элементов экономической и социальной географии своей страны рассматривается в тесной взаимосвязи, а природа изучается как среда обитания и жизнедеятельности людей, как источник ресурсов для развития народного хозяйства.
Особое внимание уделяется экологическим проблемам. Необходимо
вскрыть причины обострения экологических ситуаций в некоторых районах нашей страны.
На изучение «Географии России» в данной программе отведен весь 7
класс, в содержании учебного материала выделены два основных блока:
1. Особенности природы и хозяйства России — 11 ч
П. Природные зоны России — 57 ч.
Задача первого блока этого раздела создать целостное представление
о своей родине, раскрыть разнообразие ее природных условий, ресурсов,
населения и хозяйства.
Учителю географии необходимо подумать о рациональном распределении времени на изучение общих и зональных вопросов. Целесообразно уже при изучении I блока иллюстрировать общие положения конкретными примерами, подготавливая таким образом обучающихся к изучению
отдельных природных зон.
В региональной части курса, во втором блоке, дается комплексная
характеристика природных зон России: изучаются особенности климата,
природы, условия жизни и хозяйственной деятельности людей, местные

9

экономические, социальные и экологические проблемы, достопримечательности разных уголков нашей Родины.
На уроках обучающиеся пользуются современными географическими картами (физической, политико-административной и картой природных
зон России). При изучении географии России констатируются новые национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы – развитие
крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время новое
административное деление России на федеральные округа.
Содержание разделов
№ п\п

Тема (раздел)

Количество часов
на изучение

Контрольные
работы

1

Особенности природы и хозяйства России

11

1

2

Природные зоны России

2

1

3

Зона арктических пустынь

5

1

4

Зона тундры

8

1

5

Лесная зона

18

1

6

Зона степей

8

1

7

Зона пустынь и полупустынь

7

1

8

Зона субтропиков

4

1

9

Высотная поясность в горах

5

1

68

9

Итого

10

III.
№
урока

Тема урока

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программное содержание
Коча
л- со
во в

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Особенности природы и хозяйства России- 11часов
1

2

Географическое положение России на
карте мира

1ч.

Европейская и азиатская части России

1ч.

Формирование у обучающихся
представлений географическом
положении РФ на карте мира.
Повторение условных обозначениях морских и сухопутных
границ, государственные символы РФ.
Продолжение
формирования
навыков правильного показа
географических объектов на
карте
Продолжение
формирования
представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями экономических районов Европейской и
азиатской частей РФ.
Продолжение
формирования

Показывают границу России на настенной карте, используя помощь учителя.
Составляют рассказ о географическом
положении
России по плану и опорным
предложениям

Показывают (заранее обозначенную
учителем)
условную границу между
Европой и Азией. Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части
России. Находят на карте
России свой город (с по-

Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке
расположено наше государство. Показывают границу
России, обозначают ее на контурной карте. Называют моря,
по которым проходит государственная граница. Определяют по политической карте
государства, граничащие с
Россией
Показывают на карте территорию России. Называют, где
проходит условная граница,
заранее обозначенная учителем, между Европой и Азией.
Показывают европейскую и
азиатскую часть. Сравнивают
по площади Европейскую и

11

3

4

Административное
деление России

1ч.

Разнообразие рельефа

1ч.

навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе
Продолжение
формирования
представлений о географическом положении России, обширности ее территории.
Знакомство
с
названиями
наиболее крупных областей Европейской и азиатской части
РФ.
Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
государственном устройстве РФ

мощью)

Продолжение знакомства с
формами рельефа РФ. Повторение условных цветов физической карты. Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте

Называют и показывают на
настенной карте равнины,
которые находятся на территории России (с помощью). Составляют по плану
краткую
характеристику
географического положения объекта, выделенного в
учебнике, жирным шрифтом и наносят его на карту,
используя помощь учителя

Называют нашу страну.
Знакомятся с названиями
наиболее крупных административно-территориальных
единиц
(области, республики) европейской и азиатской частей РФ, показывают на
настенной карте (с помощью учителя)

Азиатскую части России.
Находят на карте России свой
город. Определяют, в какой
части страны они живут
Находят
на
политикоадминистративной карте РФ
края, области, республики, автономные округа, автономные
области, города федерального
значения. Показывают крупные
административнотерриториальные
единицы
(области, республики), дают
характеристику географического положения (по плану),
показывают на карте
Называют и показывают на
настенной карте равнины, которые находятся на территории России. Описывают географическое положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины, Среднесибирского
плоскогорья.
Называют горы России, показывают их на физической карте России. Наносят на контурную карту, выделенные в тексте жирным шрифтом географические объекты

12

5

6

7

Полезные ископаемые,
их основные месторождения

1ч.

Повторение и закрепление знаний о полезных ископаемых,
способах их добычи, рациональном использовании. Формирование представлений о богатстве
недр страны

Климат России

1ч.

Повторение и закрепление знаний о поясах освещенности, климате, погоде.
Формирование
представлений о климате разных
частей РФ

Водные ресурсы России, их использование.

1ч.

Повторение и закрепление знаний о водоемах, их условном
изображении на физической карте, использовании воды в народном хозяйстве, охране рек и озер.
Продолжить формировать понятия о крупнейших реках и озерах
РФ. Продолжить формирование
навыков правильного показа географических объектов на карте.
Закрепление и систематизация
знаний о водоемах своего края

Называют и показывают
(заранее обозначенные
учителем на настенной
карте) крупнейшие месторождения полезных
ископаемых России (с
помощью).
Составляют рассказ о
бережном
от-ношении
к природным ресурсам
по
опорным
словам
и
словосочетани-ям
По схеме перечисляют
пояса освещенности. По
плану и опорным предложениям рассказывают
о климате своей местности.
Находят в словаре и зачитывают определение,
что такое водные ресурсы. Называют (заранее
выделенные учителем) и
показывают
крупные
реки
и
отмечают
их
на
контурной
карте.
Рас-сказывают как люди
ис-пользуют
водоемы
по предложенным
учителем предложениям

Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на
территории России. Называют
и показывают на настенной
карте крупнейшие месторождения нефти и газа. Наносят
на контурную карту крупнейшие месторождения полезных
ископаемых.
Рассказывают,
почему необходимо бережно
относиться к природным ресурсам
Называют, какие факторы
влияют на климат, почему на
территории России находится
несколько климатических поясов. Рассказывают о климате
европейской
части
России, Сибири и Дальнего
Востока
Называют и показывают на
карте реки и озера России,
указанные в учебнике. Рассказывают об использовании
водных ресурсов по плану.
Обсуждают возможности хозяйственного использования
рек

13

8

9

10

Население России.
Народы России.

1ч.

Промышленностьоснова хозяйства,
отрасли

1ч.
её

Сельское хозяйство, его
отрасли

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о России как многонациональном государстве, о
разнообразии народов, их традициях, вероисповедании.
Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей
Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
народном хозяйстве и основных
отраслях народного хозяйства
РФ. Закрепление и систематизация знаний о промышленных
предприятиях своего края.
Продолжение
формирования
навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в
тетради на печатной основе

Формирование первоначальных
представлений обучающихся о
сельском хозяйстве РФ и его основных отраслях. Закрепление и
систематизация знаний о сельскохозяйственных угодьях своего края и их использовании

Называют
некоторые
народы,
проживающие
на
территории России (до
4 названий). Рассказывают об обычаях своего народа, опираясь на
сюжетные картинки и
иллюстрации
Называют некоторые отрасли тяжелой и легкой
промышленности
(машиностроение, швейная
промышленность, пищевая промышленность) с
опорой на иллюстративный материал – схемы,
рисунки.
Составляют рассказ о
видах промышленности
по опорным словам и
словосочетаниям.

Называют
отраслевой
состав растениеводства
(полеводство,
садовод-ство)
и
животноводства
(скотоводство,
птицеводство) с опорой на иллюстративный материал

Знакомятся с понятием «плотность населения». Перечисляют названия народов России (с
опорой на таблицу). Показывают на карте места расселения отдельных народов (с
опорой
на
политикоадминистративную карту)
Называют отрасли промышленности на основе иллюстративных материалов учебника.
Называют, какую продукцию
выпускают предприятия тяжелей промышленности, что такое легкая промышленность,
какие отрасли относятся к
пищевой промышленности.
Показывают на карте крупнейшие промышленные города, заранее выделенные учителем.
Называют основные отрасли
промышленности своего края
(с помощью учителя)
Называют отраслевой состав
растениеводства (полеводство,
садоводство, лесоводство) и
животноводства
(скотоводство, птицеводство, рыболовство)
с опорой на иллюстративный
материал.

14

11

12

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей
России

Размещение природных
зон
на территории
России

1ч.

1ч.

Формирование представлений о
Перечисляют
транспортном сообщении на тер- транспорта.
Называют ритории РФ, показ различия и транспорт,
котором значения грузовых и пассажир- перевозят
и гру-ских перевозок. Формирование
зы.
Рассказывают
первоначальных представлений
транспорте своего
обучающихся об экономическом
развитии Европейской и азиатской части России

виды
на
людей
о
города

Природные зоны России – 2 часов
Продолжение формирования
Называть природные зопредставлений обучающихся о
ны России с помощью
многообразии природных услоучителя (схемы, табливий России. Знакомство с назвацы), находить и показыниями природных зон России.
вать
на
картинах/фотографиях разные
природные зоны России

Называют главную зерновую
культуру нашей страны, устанавливают с помощью учителя
причинно-следственные
зависимости между климатом
и развитием сельского хозяйства.
Называют основные отрасли
сельского хозяйства своего
края (с помощью учителя)
Сравнивают
экономическое
развитие европейской и азиатской частей России с помощью учителя.
Называют с опорой на иллюстративный материал основные отрасли промышленности
и сельского хозяйства европейской и азиатской частей
России
Характеризуют особенности
климата природных зон России. Объясняют различие в
климате в разных районах
нашей страны

15

13 Карта природных
России

зон

1ч.

14

Положение на карте

1ч.

15

Климат

1ч.

Продолжение формирования
Называют
природные
представлений обучающихся о
зоны, в которых распомногообразии природных услоложена Россия (по карте
вий России. Знакомство с назваприродных зон), показыниями природных зон России и
вают на настенной карте
их географическим положением, (с помощью)
картой природных зон России,
условными цветами карты природных зон
Зона арктических пустынь – 5 часов
Формирование первоначальных
Называют общие осопредставлений обучающихся о
бенности зоны арктичезоне арктических пустынь, ее
ских пустынь после объгеографическом положении.
яснения учителя. НазыПродолжение формирования
вают и показывают на
навыков показа географических
настенной карте зону
объектов на карте, навыков рабо- арктических
пустынь.
ты с контурной картой
Перечисляют с опорой
на карту моря Северного
Ледовитого океана, показывают на карте
Продолжение формирования
Описывают
типичную
представлений обучающихся о
зимнюю и летнюю погозоне арктических пустынь. Знаду зоны арктических пукомство с особенностями клима- стынь (с помощью учита и природными явлениями изу- теля)
чаемой природной зоны

Называют природные зоны, в
которых расположена Россия
и показывают их на настенной
карте. Объясняют зависимость
размещения зон от климата.
Условными цветами раскрашивают природные зоны в
контурной карте
Показывают природную зону
на настенной карте и отмечают на контурной карте.
Называют и показывают на
карте острова и моря Северного Ледовитого океана

Рассказывают, какие факторы
влияют на климат зоны арктических пустынь. По иллюстрации описывают полярный
день и полярную ночь, арктическое лето

16

16

Растительный и животный мир

1ч.

17

Население и его основные занятия

1ч.

1ч.

18

Северный морской путь

Продолжение
формирования
представлений обучающихся о
зоне арктических пустынь. Знакомство с основными представителями растительного и животного мира Арктики. Воспитание
бережного отношения к растительному и животному миру.
Продолжение
формирования
навыков самостоятельной работы
при выполнении упражнений в
тетради на печатной основе
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне арктических пустынь. Формирование знаний обучающихся
о занятиях населения в зоне арктических пустынь

Продолжение формирования
представления обучающихся о
зоне арктических пустынь. Формирование элементарных представлений о развитии судоходства в морях Северного Ледовитого океана, омывающих территорию России

Рассматривают
и называют по
иллюстрации растения и
животных зоны арктических пустынь. Составляют рассказ об одном
из представителей фауны
Арктики по предложенным учителям предложениям

Называют типичных представителей животного и растительного мира зоны арктических пустынь (до 4 названий).
Устанавливают, с помощью
учителя,
причинноследственные
зависимости между внешним
видом, строе-нием и образом
жизни

По иллюстрации рассказывают, чем занимаются Устанавливают, с помощью
население в зоне аркти- учителя,
причинноческих пустынь
следственные
зависимости
между климатом и занятиями
населения. Называют основные занятия ученых в Арктике. Называют, с помощью
учителя, основные экологические проблемы зоны в связи с
особенностями хозяйственной
Показывают на карте се- деятельности человека
верный морской путь Показывают на карте Северный морской путь. Рассказы(заранее
обозначенный на карте). вают, для чего был проложен
По
иллюстра-ции Северный морской путь. Отрассказывают,
какие мечают на контурной карте
грузы доставляют жите- крупные порты Арктики
лем крайнего севера по
Северному морскому пути

17

19

Положение на карте.
Рельеф. Полезные ископаемые

1ч.

20

Климат. Водоемы
тундры

1ч.

21

Растительный мир

1ч.

Зона тундры - 8 часов
Формирование представлений
Показывают на настенобучающихся о тундре.
ной карте зону тундры (с
Знакомство с географическим
помощью). Закрашивают
положением зоны тундры.
данную природную зону
Продолжение формирования
в контурной карте. Пенавыков показа географических
речисляют полезные исобъектов на карте, навыков рабо- копаемые, которые доты в контурной карте
бывают в тундре, используя помощь учителя
Формирование представлений
Называть типичные осообучающихся о тундре. Знакомбенности климата тундство с климатическими условияры, указанные в учебними и водоемами. Продолжение
ке. Рассказывают о клиформирования навыков показа
матических
условиях
географических объектов на кар- тундры по плану и опорте, навыков работы с контурной
ным словами (словосокартой
четаниям). Показывают
(заранее
выделенные
учителем) реки, протекающие по тундре
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
тундре. Знакомство с основными
представителями растительного
мира изучаемой природной зоны.
Воспитание бережного отношения к растительному миру своей
страны

Рассматривают на рисунке или гербарии растения. С опорой на иллюстрации или гербарий,
называют характерные
особенности
растений
тундры.
По плану и опорным
словами (словосочетани-

Показывают на карте природную зону тундры. Описывают
географическое
положение
тундры (по плану) и отмечают
ее на карте. Называют, с какими природными зонами
граничит тундра, какие полезные ископаемые там добывают
Называют, какой климат характерен для зоны тундры.
Сравнивают зиму и лето своего края с зимой и летом зоны
тундры. Обсуждают особенности климата тундры на основании материалов учебника.
Анализируют
особенности
тундрово-глеевых почв. Называют реки, протекающие по
зоне тундры, и показывают их
на карте. Объясняют, почему в
зоне тундры много болот
Устанавливают, с помощью
учителя,
причинноследственные
зависимости
между климатом и внешним
видом растений. Например,
почему в зоне тундры не могут расти высокие деревья.
Составляют рассказ, используя опорные слова, о том, как

18

22

Животный мир тундры

1ч.

23

Хозяйство. Население и
его основные занятия

1ч.

24

Города: Мурманск, Нарьян-Мар

1ч.

ям) рассказывают об одном из растений тундры
По рисункам называют
Продолжение формирования
животных зоны тундры.
представлений обучающихся о
тундре. Знакомство с основными Составляют рассказ о
представителями животного ми- северном олене, используя предложенные учира изучаемой природной зоны.
телем
предложения.
Воспитание бережного отношеНазывают животных зония к животному миру своей
ны тундры (по рисункам
страны
с надписями)
Составляют рассказ о
Продолжение формирования
занятиях
населения
представлений обучающихся о
Крайнего
Севера,
истундре. Знакомство с хозяйпользуя помощь учителя.
ством, населением тундры.
С помощью иллюстраВоспитание уважительного отций называют основные
ношения к жителям коренных
занятия населения
народов Севера
Показывают на карте
Продолжение формирования
изучаемые города (зарапредставлений обучающихся о
нее выделенные учитетундре. Знакомство с крупнейлем), отмечают их на
шими городами изучаемой природной зоны, их географическим контурной карте (с поположением, хозяйством, досто- мощью)
примечательностями. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на
карте, навыков работы с контурной картой

растения приспособились к
суровым условиям тундры
Рассказывают, как животные
приспособились к суровому
климату тундры. Устанавливают с помощью учителя,
причинно-следственные зависимости между климатом и
внешним видом и образом
жизни животных
Называют коренные народы
(до 3 названий), проживающие
в зоне тундры, их быт, обычаи. Традиции, основные занятия
Составляют краткие характеристики городов по плану.
Называют основные занятия
населения (отрасли промышленности) изучаемых городов.
Показывают города на карте и
отмечают их на контурной
карте

19

25

Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь

1ч.

26

Экологические проблемы Севера. Охрана
природы тундры

1ч.

27

Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые

1ч.

Продолжение формирования
Показывают на карте
представлений обучающихся о
изучаемые города (заратундре. Знакомство школьников нее выделенные учитес крупнейшим городами изучае- лем), отмечают их на
мой природной зоны, их геограконтурной карте (с пофическим положением, хозяймощью)
ством, достопримечательностями. Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования
Показывают заповеднипредставлений обучающихся о
ки зоны тундры (заранее
тундре. Знакомство с экологиче- выделенные учителем)
скими проблемами Севера. Восна карте России
питание у обучающихся бережного отношения к природе своей
страны
Лесная зона – 18 часов
Формирование представлений о
Показывают на карте
зоне лесов как о самой большой
природных зон России
по площади природной зоне Рос- лесную зону. На карте
сии. Знакомство с географическим природных зон называположением, особенностями реют, каким цветом обольефа и полезными ископаемыми значена лесная
зона.
изучаемой природной зоны.
Обозначают ее в контурПродолжение формирования
ной карте (с помощью).
навыков показа географических
Составляют рассказ о
объектов на карте, навыков рабо- рельефе лесной зоны из
ты в контурной карте.
предложенных учителем
Воспитание бережного отношения предложений
к природным ресурсам

Находят и показывают на карте города Салехард, Норильск,
Анадырь. Рассказывают о городах по плану. Называют основные занятия населения
(отрасли
промышленности)
изучаемых городов. Рассказывают об особенностях этих
городов. Отмечают их на контурной карте
Устанавливают с помощью
учителя причины экологических проблем. Находят на карте заповедники зоны тундры,
рассказывают о них, опираясь
на таблицы, иллюстрации
По плану дают характеристику географического положения лесной зоны. Наносят ее
на контурную карту (с помощью учителя). Используя физическую карту России, рассказывают об особенностях
рельефа лесной зоны по плану
с помощью учителя

20

28

Климат

1ч.

Формирование представлений о
зоне лесов. Знакомство с особенностями климата лесной зоны

Называют, в каком поясе
освещенности расположена лесная зона (с опорой на схему). Называют
основные характеристики погоды в разные времена года (лето, осень.
весна, зима)

Рассказывают по схеме, какое
влияние на климат европейской части лесной зоны оказывают влажные и теплые
ветры с Атлантического океана. Сравнивают климат европейской части лесной зоны с
азиатской. На контурной карте
рисуют карандашом стрелки,
показывающие направления
ветров с Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого
океана
Называют и показывают реки
и озера, которые расположены
в европейской и азиатской частях лесной зоны. Наносят на
контурную карту названия
рек, озер, каналов. Составляют
рассказ о реках и озерах лесной зоны (по плану)

29

Реки, озера, каналы

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о лесной зоне.
Знакомство с водоемами изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на
карте, навыков работы в контурной карте. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам

30

Растительный мир.
Хвойные леса (тайга)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о растительном
мире лесной зоны. Закрепление
и расширение представлений о
влиянии климата на растительный мир.
Воспитание бережного отношения к растительному миру своей
страны.

Показывают реки и озёра
(заранее
выделенные
учителем
на карте).
Наносят на контурную
карту названия рек, озер,
каналов (с
помощью). Составляют
рассказ
о реках и
озерах лесной зоны, по
опорным сло-вам, и
словосочетаниям
Показывают хвойные леса на
Называют хвойные дере- карте с помощью учителя
вья. Описывают одно из
хвойных деревьев по
плану. Выписывают в
тетрадь породы деревьев
европейской и азиатской
частей тайги.
Показывают на карте зону лесов

21

31

Смешанные и лиственные леса

1ч.

32

Животный мир

1ч.

33

Пушные звери

1ч.

Закрепление и расширение представлений о влияние климата на
растительный мир. Повторение и
обобщение знаний обучающихся
о растительности смешанных и
лиственных лесов.
Воспитание бережного отношения к растительному миру своей
страны
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Знакомство с животным миром лесной зоны.
Воспитание бережного отношения к животному миру своей
страны

Называют по рисунку
растения смешанных лесов.
Называют
лиственные
деревья. Описывают одно из лиственных деревьев по плану.
Показывают на карте зону лесов
Называют животных и
птиц лесной зоны (до 5
названий). Узнают на
рисунках животных лесной зоны. Составляют
рассказ об одном из животных лесной зоны, используя помощь учителя

Продолжить формирование
представлений обучающихся о
лесной зоне. Знакомство с пушными зверями лесной зоны. Воспитание бережного отношения к
животному миру своей страны

Называют пушных зверей (до 3 названий). Выписывают в тетрадь из
учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют
рассказ об одном пушном звере (с помощью
опорных слов)

Проводят на контурной карте
примерную границу смешанных лесов с помощью учителя. Сравнивают смешанные
(лиственные) леса и тайгу по
плану. Составляют рассказ об
уссурийской тайге
Рассказывают о многообразии
животных лесной зоны: хищные, травоядные, всеядные.
Устанавливают, с помощью
учителя,
причинноследственные
зависимости между климатом
и особенно-стями животного
мира.
Составляют рассказ об одном из
животных лесной зоны по
плану. Называют животных,
которые занесены в Красную
книгу
Объясняют, каких зверей
называют пушными. Называют пушных зверей (до 5
названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия
травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об одном пушном звере
по плану

22

34

Значение леса

1ч.

35

Промышленность и
сельское хозяйство
лесной зоны. Промышленность и сельское
хозяйство Центральной
России

1ч.

36

Города Центральной
России

1ч.

37

Особенности развития
хозяйства СевероЗападной России

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Повторение, систематизация и обобщение знаний о
значении леса
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Центральной России.
Расширение представлений обучающихся о народном хозяйстве
РФ
Формирование представлений
обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны.
Расширение и закрепление знаний о столице России.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы в контурной карте
Продолжить формирование
представлений обучающихся о
лесной зоне.
Знакомство с промышленностью
и сельским хозяйством СевероЗападной России. Расширение
представлений обучающихся об
экономических районах, народном хозяйстве РФ

Готовят схему о значении леса в жизни человека, используя помощь
учителя

Рассказывают о значении леса
в жизни людей. Готовят схему
о значении леса в жизни человека. Повторяют правила поведения в лесу
Выписывают в тетрадь
Называют основные отрасли
ведущие отрасли про- промышленности и сельского
мышленности и сельско- хозяйства с опорой на иллюго хозяйства. По рисунку стративный материал.
называют товары,
Рассказывают о промышленвы-пускаемы
ности и сельском хозяйстве
промышлен-ными
Центральной России по плану
предприятиями
Центральной России
Находят на настенной карте и
Находят на настенной отмечают на контурной карте
карте и отмечают на крупные города Центральной
контурной карте круп- России. Составляют рассказ
ные города Центральной об одном из городов ЦенРоссии, используя по- тральной России по плану
мощь учителя. Составляют рассказ о Москве
по предложенным учителем предложениям
Определяют географическое
Выписывают в тетрадь
положение Северно-Западной
ведущие отрасли про- России по карте с помощью
мышленности и сельско- учителя. Называют основные
го хозяйства. По рисунку отрасли промышленности и
сельского хозяйства с опорой
называют товары,
на иллюстративный материал.
вы-пускаемые
Выписывают в тетрадь ведупромышлен-ными
щие отрасли промышленности
предприятиями СевероЗападной России

23

38

Города СевероЗападной России:
Санкт-Петербург, Архангельск

1ч.

39

Города СевероЗападной России: Новгород, Псков, Калининград

1ч.

40

Западная Сибирь

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы в контурной карте

Находят на настенной
карте и отмечают на
контурной карте крупные
города
СевероЗападной России, используя помощь учителя.
Составляют
рассказ
о
Санкт-Петербурге
по
предложенным
учителем предложениям
Отмечают на контурной
Формирование представлений
карте крупные города
обучающихся о крупных городах, расположенных на террито- Северо-Западной России,
используя помощь учирии лесной зоны.
теля. Составляют рассказ
Продолжение формирования
об одном из городов по
навыков показа географических
объектов на карте, навыков рабо- предложенным учителем
предложениям
ты в контурной карте
Выписывают в тетрадь
Продолжить формирование
ведущие отрасли пропредставлений обучающихся о
мышленности и сельсколесной зоне.
го хозяйства. ПеречисЗнакомство школьников с проляют по карте полезные
мышленностью Западной Сибиископаемые,
которые
ри.
Расширение представлений обу- добывают в Западной
Сибири. Находят на карчающихся об экономических
районах, народном хозяйстве РФ. те города, которые упоминались в тексте учебПродолжение формирования

и сельского хозяйства.
Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве по
плану
Находят на настенной карте и
отмечают на контурной карте
изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих
городах. Составляют рассказ
об одном из городов по плану

Находят на настенной карте и
отмечают на контурной карте
изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих
городах. Составляют рассказ
об одном из городов по плану
Определяют географическое
положение Западной Сибири
по карте (с помощью учителя).
Называют полезные ископаемые, которые добывают в
этом регионе. Показывают на
карте крупнейшие месторождения

24

41

Восточная Сибирь

1ч.

42

Дальний Восток

1ч.

навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне.
Знакомство с промышленностью
Восточной Сибири.
Расширение представлений обучающихся об экономических
районах, народном хозяйстве РФ.
Продолжение формирования
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы в контурной карте
Продолжение формирования
представлений обучающихся о
лесной зоне.
Знакомство с основными отраслями промышленности Дальнего
Востока.
Расширение представлений обучающихся об экономических
районах, народном хозяйстве РФ

ника (с помощью учителя)
Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные
ископаемые,
которые
добывают в Восточной
Сибири.
Находят на карте города,
которые упоминались в
тексте учебника (с помощью учителя)
Находят на физической
карте России Дальний
Восток (с помощью).
Выписывают в тетрадь
ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные
ископаемые (с помощью
учителя)

Определяют географическое
положение Восточной Сибири
по карте с помощью учителя.
Называют основные природные богатства Восточной Сибири. Рассказывают, как люди
используют реки Восточной
Сибири.
Называют ведущие отрасли
промышленности
Находят на физической карте
России
Дальний
Восток.
Определяют географическое
положение восточной Сибири
по карте с помощью учителя.
Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на
Дальнем Востоке, показывают
на карте крупнейшие месторождения.
Называют ведущие отрасли
промышленности и сельского
хозяйства

25

43

Заповедники и заказники лесной зоны

1ч.

44

Обобщающий урок по
лесной зоне

1ч.

45

Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые. Реки

1ч.

Продолжение формирования
Составляют рассказ о
представлений обучающихся о
правилах поведения в
лесной зоне.
лесу, используя помощь
Расширение представлений обу- учителя. Обозначают на
чающихся об охране природы в
контурной карте круплесной зоне.
нейшие заповедники и
Воспитание бережного отношенациональные
парки,
ния к природным богатствам
памятники Всемирного
своей страны.
природного наследия
Продолжение формирования
(с помощью учителя)
навыков показа географических
объектов на карте, навыков работы с контурной картой
Обобщение представлений обуСистематизируют
и
чающихся о лесной зоне России. обобщают знаний по
Воспитание бережного и рациолесной зоне
нального использования природных богатств России.
Формирование умений работать
в малых группах при выполнении заданий
Степная зона– 8 ч.
Формирование первоначального Показывают на карте
представления обучающихся о
«Природные зоны Росзоне степей. Знакомство с геосии» зону степей. Покаграфическим положением, рель- зывают месторождения
ефом, полезными ископаемыми и полезных ископаемых и
водоемами степной зоны.
реки степей (с помощью
Продолжение формирования
учителя). Подписывают
навыков работы обучающихся с
их названия в контурной
настенной картой, картами
карте

Устанавливает
причинноследственные
зависимости
между
деятельностью челове-ка и
необходимостью
охраны
природы. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и
национальные
парки,
памятники
Всемирного
природного наследия с помощью учителя

Систематизируют и обобщают
знаний по лесной зоне. Показывают изученные объекты на
физической карте и карте природных зон

Называют основные признаки
степей. Дают краткую характеристику
географического
положения зоны степей. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в зоне
степей.
Характеризируют
климатические условия степной зоны. Показывают на карте «Природные зоны России»

26

46

Растительный мир

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство школьников с растительным миром
степной зоны и его особенностями.
Воспитание бережного отношения к растительному миру своей
страны

По рисунку называют
растения степной зоны.
Выписывают их в тетрадь, рассказывают о
растениях степей
по плану,
используя
по-мощь учителя

47

Животный мир

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с животным миром степной зоны и
его особенностями.
Воспитание бережного отношения к животному миру своей
страны

По рисунку называют
животных степей.
Составляют рассказ о
растениях степей
по
плану, используя помощь учителя

48

Хозяйство. Население
и его основные занятия

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с населением изучаемой природной
зоны и его занятиями.

По рисунку перечисляют
занятия населения степной зоны. Составляют
рассказ о сельскохозяйственных культурах, которые выращивают в
степной зоне, используя

и обозначают зону степей на
контурной карте
Называют некоторые растения
зоны степей.
С помощью учителя выделяют
причинно-следственные зависимости между климатом и
особенностями растительного
мира.
Обсуждают приспособление
растений к условиям существования, формулируют выводы. Рассказывают о растениях по плану.
Называют некоторых животных зоны степей (до 4) с помощью учителя, устанавливают
причинно-следственные
зависимости между климатом
и особенностями животного
мира. Составляют рассказ об
одном из животных зоны степей по плану. Рассказывают,
как животные приспособились
к жизни в степях
Перечисляют основные занятия населения. Называют отрасли промышленности, развитые в зоне степей. С помощью учителя, устанавливают
причинно-следственные зависимости между климатом и

27

помощь учителя

49

Города лесостепной и
степной зон: Воронеж,
Курск, Оренбург, Омск

1ч.

50

Города степной зоны:
Самара, Саратов, Волгоград

1ч.

51

Города степной зоны:
Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар

1ч.

Продолжить формирование
представлений обучающихся о
зоне степей. Знакомство с крупными городами. Продолжение
формирования навыков работы
обучающихся с настенной картой

Находят и показывают
на карте степную и лесостепную зоны (с помощью).
Записывают
названия крупных городов степной зоны в тетрадь. Составляют рассказ о городах по предложенным
учителем
предложениям
Показывают на настенПродолжение формирования
ной карте крупные горопредставлений обучающихся о
да степной зоны, распозоне степей. Знакомство с крупложенные на Волге
ными городами. Продолжение
(с помощью). Составляформирования навыков работы
обучающихся с настенной картой ют рассказ об одном из
городов с опорой на план
и иллюстрации
Показывают на настенПродолжить формирование
ной карте крупные горопредставлений обучающихся о
да степной зоны (с позоне степей. Знакомство с крупмощью) Составляют расными городами. Совершенствосказ об одном из городов
вание навыков показа географипо плану и предложенческих объектов на карте, навыных учителем предложеки работы с контурной картой
ний

хозяйственной деятельностью
человека. Рассказывают о
сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в степях
Показывают на карте степную
зону. Перечисляют крупные
города и отмечают их в контурной карте.
Рассказывают о городах степей по плану

Показывают на карте степную
зону. Находят на настенной
карте города степной зоны,
расположенные на берегах
Волги, отмечают их в контурной карте. Рассказывают о городах степей по плану
Называют города-миллионеры
степной зоны. Находят изучаемые города на настенной
карте. Рассказывают о городах
по
плану.
Подписывают
названия городов в контурной
карте

28

52

Охрана природы степной зоны

1ч.

53

Положение на карте.
Рельеф. Полезные ископаемые

1ч.

54

Климат. Реки

1ч.

Формирование представление
По схеме называют экообучающихся об экологических
логические
проблемы
проблемах в степной зоне и спо- зоны степей.
собах их решения.
На контурной карте отВоспитание бережного отношемечают
заповедники
ния к природным богатствам
степной зоны, используя
своей страны
помощь учителя
Зона полупустынь и пустынь – 7 часов
Формирование первоначальных
Показывают на карте
представлений обучающихся о
природных зон России
зоне полупустынь и пустынь.
зону пустынь и полупуЗнакомство с географическим
стынь. Закрашивают в
положением, рельефом, полезконтурной карте
зону ными ископаемыми зоны пу- пустынь и полупустынь.
стынь
Показывают на карте по
условным знакам полезные ископаемые, которые добывают в пустыне
Формирование представлений
Показывают на
карте обучающихся о зоне пустынь и
природные зоны
пусты-полупустынь. Знакомство с осони
и
полупустыни. бенностями климата и реками
Называют
основные осо-изучаемой природной зоны.
бенности
климата пу-Продолжение формирования
стынь с
опорой на схему навыков работы обучающихся с
(климат
сухой и жаркий) настенной, контурной картами
Показывают реки зоны пустынь и полупустынь,
заранее выделенные учителем. Подписывают их
названия в контурной
карте. Составляют рассказ о реках пустыни по

Рассказывают, какая опасность угрожает животным
степной зоны. Показывают на
карте
заповедники
степной зоны и отмечают их в
контур-ной карте
Называют основные признаки
пустынь.
Показывают зону пустынь на
настенной карте и отмечают
ее в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в пустынях и полупустынях
Характеризуют климатические
условия зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют реки
зоны пустынь и отмечают их в
контурной карте

29

плану, используя помощь учителя
По иллюстрациям называют растения зоны пустынь. Составляют рассказ о любом растение
по опорным словам и
словосочетаниям

55

Растительный мир

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о зоне пустынь и
полупустынь. Знакомство с особенностями растительного мира
изучаемой природной зоны

56

Животный мир

1ч.

Продолжение формирование
представлений обучающихся об
особенностях природы зоны пустынь и полупустынь.
Воспитание бережного отношения к миру природы

По иллюстрациям называют животных зоны пустынь. Составляют рассказ о верблюде по
опорным словам и словосочетаниям

57

Хозяйство. Население
и его основные занятия

1ч.

Продолжение формирования
представлений обучающихся о
зоне пустынь и полупустынь.
Знакомство школьников с населением и его основными занятиями. Воспитание уважительного
отношения к людям других

Показывают на карте зону пустынь и полупустынь с опорой на иллюстрации, называют основные занятия жителей
зоны пустынь и полупустынь. Составляют рас-

Называют растения пустынь и
полупустынь с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости
между климатом и особенностями растительного мира.
Рассказывают как растения
зоны пустынь и полупустынь
приспособились к засушливому климату. Рассказывают о
растениях по плану
Называют животных пустынь
и полупустынь с помощью
учителя. Устанавливают причинно-следственные зависимости между растительным и
животным миром. Рассказывают как животные приспособились к жизни в полупустыне
и пустыне. Описывают животных зоны пустынь. Составляют рассказ о животных зоны
пустынь и полупустынь
Называют основные занятия
населения зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют отрасли сельского хозяйства полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны
пустынь и полупустынь (тер-

30

национальностей, их обычаям и
традиция
58

Города зоны полупустынь и пустынь

1ч.

59

Охрана природы зоны
пустынь и полупустынь.

1ч.

60

Положение на карте

1ч.

Продолжение формирование
представлений обучающихся о
зоне пустынь и полупустынь.
Знакомство с крупными городами изучаемой природной зоны.
Совершенствование навыков работы с настенной и контурной
картами
Формирование представление
обучающихся об экологических
проблемах в зоны пустынь и полупустынь и способах их решения.
Воспитание бережного отношения к природным богатствам
своей страны

сказ о занятиях жителей
зоны пустынь и полупустынь, используя помощь учителя
На настенной карте показывают города зоны
пустынь и полупустынь,
используя помощь учителя.
Выписывают
названия
крупнейших
городов в тетрадь
По схеме называют экологические
проблемы
зоны пустынь и полупустынь.
Показывают зону пустынь и полупустынь
на карте.
Рассказывают о зоне пустынь и полупустынь по
опорным словам

Зона субтропиков – 4 часа
Формирование первоначальных
Показывают на карте
представлений обучающихся о
природных зон России
зоне субтропиков.
зону субтропиков (с поЗнакомство с географическим
мощью). По рисункам
положением природной зоны,
называют растения и
климатом, особенностями расти- животных субтропиков.
тельного и животного мира суСоставляют рассказ об

ритории между Волгой и Ахтубой, побережья Каспийского
моря) по плану
Показывают зоны пустынь и
полупустынь на карте природных зон. Показывают на карте
города Астрахань и Элиста,
отмечают их на контурной
карте. Рассказывают о городах
зоны пустынь и полупустынь
по плану
Описывают
географическое
положение зоны пустынь и
полупустынь по плану и карте,
называют характерные признаки климата, занятия населения, крупные города.
Называют экологические проблемы зоны пустынь и полупустынь.
Показывают зону пустынь и
полупустынь и изученные географические объекты на карте
Показывают на карте природных зон России зону субтропиков. Отмечают ее на контурной карте с помощью учителя. Характеризуют климатические условия влажных и сухих субтропиков. Называют

31

хих и влажных субтропиков.
Воспитание бережного отношения к природным богатствам
своей страны
61

Курортное хозяйство.
Население и его основные занятия

1ч.

62

Города зоны влажных
субтропиков (Сочи,
Анапа, Геленджик).

1ч.

63

Города зоны сухих субтропиков (Ялта, Севастополь)

1ч.

Формирование представлений
обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство с населением и его
основными занятиями.
Формирование элементарных
представлений о курортном хозяйстве и его развитии на Черноморском побережье Кавказа и на
южном берегу Крыма
Формирование представлений
обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство школьников с городами.
Продолжение формирования
навыков работы с настенной картой
Формирование представлений
обучающихся о зоне субтропиков.
Знакомство школьников с городами

одном из растений/ жи- дикорастущие и культурные
вотных по плану с по- растения субтропиков. Расскамощью учителя
зывают об одном из растений/животных зоны субтропиков по плану
По рисункам называют Называют культурные растезанятия населения в суб- ния, которые выращивают в
тропиках с помощью субтропиках.
Перечисляют
учителя. Находят на кар- занятия населения данной
те города - курорты на природной зоны. Находят на
побережье Черного моря, карте крупные курортные гозаранее выделенные учи- рода субтропиков и отмечают
телем
их в контурной карте
Находят на карте (заранее выделенные учителем) города курорты на
побережье Черного моря.
Обозначают города на
контурной карте, принимая помощь учителя

Называют города на побережье Черного моря. Находят
изучаемые города на настенной карте. Рассказывают об
одном из городов по плану.
Подписывают названия городов в контурной карте

Находят на карте города
- курорты на побережье
Черного моря (заранее
выделенные учителем).
Обозначают города на
контурной карте, принимая помощь учителя

Называют города на побережье Черного моря. Находят
изучаемые города на настенной карте. Рассказывают об
одном из городов по плану.
Подписывают названия городов в контурной карте

32

64

Положение на карте.
Рельеф и полезные ископаемые. Климат

65

Особенности природы
и хозяйства Северного
Кавказа

66

Города и экологические
проблемы Урала

Высотная поясность в горах – 5 часов
Продолжение формирования
Показывают горы Роспредставлений обучающихся о
сии (заранее выделенные
природных зонах РФ.
учителем). С опорой на
Знакомство с областью высотной иллюстрации называют
поясности, ее положением на
животных высотной покарте, поверхностью, полезными ясности. Используя карископаемыми, особенностями
ту, называют горы Росклимата
сии
1ч.
Формирование представлений
Показывают
горы
на обучающихся о высотной пояскарте с помощью учитености.
ля.По иллюстрациям, с
Знакомство школьников с Кавпомощью опорных слова
казскими горами, природой,
и словосочетаний, раснаселением, хозяйством.
сказывают о природе
Воспитание толерантного отноКавказа. Показывают и
шения к людям других национазывают по условным
нальностей, их обычаям и тради- знакам крупные местоциям
рождения полезных ископаемых (нефть)
1ч. Формирование представлений
Показывают на карте
обучающихся о высотной поясно- Уральские горы, испольсти.
зуя помощь учителя. СоРасширение представлений о го- ставляют рассказ о природах РФ.
родных богатствах Урала
Знакомство обучающихся с при- по предложенным учиродой Уральских гор, крупными телем предложениям
промышленными городами Урала.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами
1ч.

Показывают на карте горы
России. Называют животных,
которые обитают в горах.
Обозначают горы на контурной карте

Рассказывают о природе Кавказа.Перечисляют, с опорой на
карту, полезные ископаемые,
которые добывают на Кавказе.
Называют отрасли сельского
хозяйства, которые развиты в
предгорьях Кавказа с опорой на
схему/иллюстрации. Составляют по плану рассказ о занятиях
горцев, опираясь на текст учебника
Находят на физической карте
России Уральские горы. Показывают месторождения полезных ископаемых. Рассказывают о природных богатствах
края. Перечисляют, что выпускают предприятия тяжелой
промышленности Урала с
опорой
на
схему/иллюстрацию. Показывают
на карте крупные города и отмечают их на контурной карте

33

67

Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и
его основные занятия.
Города

1ч.

68

Обобщающий урок по
географии России

1ч.

Продолжение формирование
представлений обучающихся о
высотной поясности.
Знакомство с природой Алтайских гор, крупными городами
региона.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами
Повторение, обобщение и систематизация знаний по курсу «География России».
Формирование навыков работать
в парах, группах, выполнять самостоятельно задания в тетради
на печатной основе.
Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,
контурной картами

Показывают на карте
Алтайские горы, используя помощь учителя. По
рисункам отвечают на
вопросы, чем занимаются сельские жители Алтая

Рассказывают о природе Алтайских гор. Называют крупные города Алтая. Показывают на карте, отмечают их на
контурной карте. Составляют
рассказ о занятиях сельских
жителей Алтая по плану

Показывают на карте
природные зоны России.
Называют с опорой на
карту - приложение к
учебнику - характерные
особенности природных
зон России

Показывают на карте природные зоны России. Определяют
по описанию, иллюстрациям
природные зоны.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».