9 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов
Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2024 г.

Приказ № _
от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
9 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Чтение»

(Образовательная область «Язык и речевая практика»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей категории
Егорова Оксана Владимировна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Общая характеристика предмета.
3. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
4.Содержание обучения.
5. Тематический план.
6. Материально – техническое обеспечение.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» разработана в
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1),
утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г номер 1026
(https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Чтение
(Литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и речевая практика» и является
обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение
(Литературное чтение)» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часа в год (4
часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и
задачи учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)».

Цели:
развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и
пересказ содержания художественных произведений;
продолжение воспитания потребности в самостоятельном чтении произведений;
продолжение совершенствования культуры речи и развития устной речи.
Задачи:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение,
сопереживать героям;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения,
выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление
учащихся;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному
творчеству,
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и
тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально
развивающихся сверстников.

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По
мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из
значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с
авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на
вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации,
добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица
различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием
социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение
задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений
художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны
нравственного поведения человека в обществе.
В 9 классе ведётся работа по объяснительному чтению, которое является продолжением
предыдущего этапа и представляет собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у
обучающихся совершенствуется техника чтения, развиваются умения анализировать
произведения, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. В сравнении с
содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более
объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для
межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Начиная с 7 класса, обучающиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации
программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим
принципом. В связи с этим в программе по чтению для 8-9 класса предлагается примерный список
авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным
положениям уроков чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями
об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе
практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня и др.);
виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка,
зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня,
стихотворение, поэма). Обучающиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять
характерные черты литературного героя. Процесс обучения носит развивающий характер и
одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие

познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья.
Внеклассное чтение (проводится раз в месяц). Внеклассное чтение ставит задачу начала
формирования читательской самостоятельности у детей: развития у них интереса к чтению,
знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы,
формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения
библиотеки, умения выбирать книгу по интересу.
Внеклассное чтение носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли
самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.

3.ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися учебного предмета предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.
Личностные результаты:
Способность инициировать и поддерживать
коммуникацию со
взрослыми и
сверстниками; способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно
ситуации.
Знание и уважительное отношение к Государственным символам России; понимание
эмоций других людей, сочувствие, сопереживание; понимание ценности семьи,
формирование чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим
близким; любовь к своему краю, к своей малой родине, месту проживания.
Способность идти на компромисс; проявление терпимости к людям иной национальности.
Умение адекватно оценивать свои возможности и силы (различает «что я хочу» и «что я
могу»); сознательное и ответственное отношение к личной безопасности (что можно –
что нельзя); владение навыками самообслуживания.
Принятие и следование общественным и групповым нормам жизнедеятельности;
способность следовать усвоенным нормам при изменении условий жизнедеятельности
(переход в другой класс, школу, переезд и т.д.).
Умение вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и
социальным статусом собеседника; умение корректно привлечь к себе внимание.
Наличие положительной учебной мотивации; ответственное отношение к учению
(выполнение всех требований, предъявляемых к ученикам).
Желание и умение выражать себя в доступных видах творчества; способность проявлять
интерес к чтению, произведениям искусства; стремление к опрятному внешнему виду;
способность ценить красоту природы, труда и творчества.
Стремление к соблюдению морально-этических
норм (соответственно возрасту),
проявление добра, умение сопереживать и чувствовать боль других людей.
Ценностное отношение к своему здоровью, безопасности и здоровью близких людей;
наличие навыков безопасного экологически грамотного нравственного поведения в
природе, в быту, в обществе; проявление дисциплинированности, последовательности и
настойчивости в процессе трудовой деятельности.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения,
специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
ФГОС определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не
является препятствием к продолжению образования по варианту программы.
В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей
(законных представителей) образовательное учреждение может перевести обучающегося
на обучение по индивидуальному плану или на вариант D общеобразовательной
программы.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой
общеобразовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов
на конец школьного обучения (IX класс):
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию
текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими
словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и
по вопросам учителя;
нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с
помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);

различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием
примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и
смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с
помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание чтения (круг чтения).
- Произведения устного народного творчества.
Русская народная песня «Колыбельная».Русская народная песня «За морем синичка
жила».
Былина « На заставе богатырской».
Сказки: «Сказка про Василису Премудрую». Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
- Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей
XIX - XX вв.
В.А.Жуковский « Три пояса».
Жанр басни в мировой литературе. И.А.Крылов. Басня «Кот и повар».
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила», «Барышня – крестьянка».
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: «Тучи», «Баллада», «Морская царевна».
Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
Н.А.Некрасов. «Рыцарь на час», «Саша».
А.А.Фет «На заре ты ее не буди», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость
эта…».
А.П.Чехов «Злоумышленник», «Пересолил».
А.М.Горький «Песнь о Соколе».
В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом
на даче».
М.И. Цветаева «Красной кистью…», «Вчера еще в глаза глядел».
К.Г.Паустовский « Стекольный мастер».
С.А.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».
«Собаке Качалова».
М.А.Шолохов «Судьба человека».
Е.И.Носов «Трудный хлеб».
Н.М.Рубцов «Тихая моя родина», «Русский огонек», «Зимняя песня».
Ю.И.Коваль. «Приключение Васи Куролесова».
Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед».
Э.Сетон-Томпсон «Снап».
Д.Даррелл «Живописный жираф».
- Справочная литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя
Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о
нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда,
ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, рассказы,
стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:



литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина,
басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.
 присказка, зачин, диалог, произведение.
 герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.
 стихотворение, рифма, строка, строфа.
 средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).
 элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навыки чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной
мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков
персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и
персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении.
Внеклассное чтение входит в содержание учебного предмета (9ч).

5.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЧТЕНИЕ»
9 класс (136 часов)
№

Тема

1.

Устное
народное
творчество
Произведения
русской
литературы
XIX века
Из
произведений
русской
литературы XX
века
Из
произведений
зарубежной
литературы

2.

3.

4.

Кол-во
часов

14
53

45

24

Основные виды учебной деятельности и электронные учебнометодические материалы
Работать с жанрами устного народного творчества:
сказками, былинами, пословицами и поговорками.
Разбирать текст по вопросам, формулировать вопросы к
отдельным событиям текста и поступкам героев.
Выделять тему и идею произведения, соотносить их с
заглавием текста. Прогнозировать события с опорой на
заглавие и иллюстрации.
Выделять в соответствии с данным планом части текста.
Озаглавливать части текста (с помощью учителя) после
коллективного выделения.
Полно и частично пересказывать произведения по данному
или коллективно составленному плану.
Включать в пересказ необходимые средства связи
предложений и частей текста прочитанного произведения.
Читать по ролям и драматизировать диалоги.
Оценивать характер героя, подбирать подтверждающие эту
оценку факты (с помощью учителя).
Акцентировать внимание на авторском слове: выделение и
объяснение непонятных слов (с помощью учителя),
нахождение характеризующих события, героев слов и
предложений.
Выбирать и объяснять образные слова и выражения (с
помощью учителя, с опорой на наглядный материал).
Определять отношение автора к своим героям и событиям (с
помощью учителя).
Работать с презентациями в формате PowerPoint

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ЧТЕНИЮ
(V – IX КЛАССЫ).
Базовый уровень
Минимально необходимый (сниженный)
уровень
Оценка «5» ставится ученику, если он:
Оценка «5» ставится ученику, если он:
- читает правильно, бегло, выразительно;
- читает правильно, выразительно, с
- выделяет главную мысль произведения
переходом на беглое чтение;
или части;
- активно участвует в выделении главной
- делит текст на части и озаглавливает их
мысли произведения;
самостоятельно;
- делит текст на части и озаглавливает их с
- называет главных действующих лиц
помощью учителя;
произведения, характеризует их поступки; - оценивает поступки героев;
- отвечает на вопросы и передает
- отвечает на вопросы и пересказывает по
содержание прочитанного полно,
плану, по опорным словам;
правильно;
- читает стихотворение наизусть без
- твердо знает наизусть текст
ошибок
стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он:
Оценка «4» ставится ученику, если он:
- читает, в основном, правильно, с

- читает, в основном, правильно, бегло;
переходом на беглое чтение; допускает
допускает одну-две ошибки при чтении,
три-четыре ошибки при чтении,
соблюдении смысловых пауз, знаков
соблюдении смысловых пауз, знаков
препинания, логических ударений;
препинания, логических ударений;
- допускает неточности в выделении
- допускает неточности в выделении
основной мысли произведения или части
основной мысли произведения или части
рассказа, исправляет их самостоятельно;
рассказа, исправляет их с помощью
- называет главных действующих лиц
учителя;
произведения, характеризует их поступки
- характеризует героев по наводящим
с помощью учителя;
вопросам учителя;
- допускает неточности в ответах на
- допускает неточности в ответах и при
вопросы при передаче содержания, но
пересказе, исправляет их с помощью
исправляет их самостоятельно;
учителя;
- допускает при чтении наизусть одну-две
- допускает при чтении наизусть две-три
самостоятельно исправляемые ошибки;
ошибки, читает наизусть недостаточно
читает наизусть недостаточно
выразительно.
выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он:
Оценка «3» ставится ученику, если он:
- читает некоторые слова по слогам;
- читает недостаточно бегло, некоторые
допускает более пяти ошибок при чтении,
слова — по слогам; допускает три-четыре
при соблюдении синтаксических пауз;
ошибки при чтении; одну-две ошибки - в
- затрудняется выделять основную мысль
соблюдении синтаксических пауз; трипроизведения, части рассказа;
четыре — в соблюдении смысловых пауз,
- называет главных действующих лиц
знаков препинания, передающих
произведения с помощью учителя;
интонацию, логических ударений;
- пересказывает содержание произведения
- выделяет основную мысль произведения фрагментарно по вопросам учителя;
или части рассказа с помощью учителя;
- отвечает на вопросы неполно,
- делит текст на части и озаглавливает
непоследовательно, допускает искажение
части с помощью учителя;
основного смысла произведения;
- затрудняется назвать главных
- обнаруживает при чтении наизусть
действующих лиц произведения,
нетвердое усвоение текста, читает
характеризовать их поступки;
невыразительно.
- отвечает на вопросы и пересказывает
неполно, непоследовательно, допускает
искажение основного смысла
произведения;
- обнаруживает при чтении наизусть
нетвердое усвоение текста
Проверка техники чтения
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты
примерно следующего объема (на конец года):
IX класс - 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой
чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года.

6.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «ЧТЕНИЕ» включает:
-программно-методическое обеспечение:
Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным
предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г.
Аксёнова А.К.М. И. Шишкова. 9 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2018 г.;
Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное
издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная педагогика).
Р.И. Лалаева. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. Санкт
Петербург. 1998г.
С.Н. Костромина, Л.Г.Нагаева. Как преодолеть трудности в обучении чтению. Москва.
«Ось-89» 2004г.
Н.П. Локалова. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Москва. «Ось 89». 2005г.
Толковый словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова. - М., 2009.
А.К.Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе «М.
Гуманитарный Издательский центр «Владос», 2002г.
-печатные пособия:
наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том
числе и в цифровой форме;
репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений;
портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения.
-экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной
литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения.
-информационное обеспечение:
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Развитие ребёнка http://www.razvitierebenka.com/2013/03/detyamogribah.html#.UpUSodJdV8U

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ЧТЕНИЮ
9 класс 2023-2024 уч. год.
№

Содержание
материала

Часы

Словарная
работа

Устное народное творчество 14часов
1-2
Устное народное
2 ч.
творчество

Основные виды учебной
деятельности и электронные
учебно- методические
материалы
Выявление знаний
школьников по данной теме.
Беседа с опорой на
иллюстративный материал,
произведения, музыку.
Совершенствование техники
чтения. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint

3-4

Русские народные
песни
«Колыбельная»
«За морем синичка…»

2 ч.

Почивай
вертлявая

5-7

Былина «На заставе
богатырской»

3 ч.

застава,
есаул,
атаман,
палица

8-11

«Сказка про
Василису
Премудрую»

4ч.

лампада

Беседа с опорой на
иллюстративный материал,
произведения, музыку,
знания школьников. Работа
над выразительным чтением.
Работа над устаревшими
словами, выражениями.
Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Продолжение знакомства с
былинами. Выявление
особенностей этого жанра,
отличия былины от сказки.
Работа над выразительным
чтением. Выборочное
чтение. Анализ произведения
по вопросам учителя. Работа
с презентациями в формате
PowerPoint
Выявление знаний
школьников о народных
сказках. Работа над
пониманием особенностей
сказки. Работа над
выразительным чтением.
Выборочное чтение. Работа
над выяснением морали
сказки. Работа над сложными
для понимания словами.
Деление текста на части,
озаглавливание частей.
Работа с презентациями в
формате PowerPoint

Дата

12

Русская народная
сказка «Лиса и
тетерев»

1 ч.

13

Обобщение по теме
«Устное народное
творчество».

1ч

14

Внеклассное чтение
«Сказки народов
мира»

1 ч.

указ

Совершенствование техники
чтения. Чтение по ролям.
Анализ сказки по вопросам
учителя. Сопоставление
пословиц и поговорок с
текстом сказки. Работа над
образами персонажей сказки.
Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Выборочное чтение.
Рассказывание отрывков из
прочитанных произведений.
Работа с презентацией в
формате PowerPoint
Выборочное чтение.
Рассказывание отрывков из
прочитанных произведений.
Использование элементов
драматизации. Работа над
пониманием особенностей
произведений УНТ

Из произведений русской литературы xix века 53 часа
15

Творчество и
биография
В.А.Жуковского

1 ч.

поселянка

Знакомство с биографией и
основными этапами
творчества писателя.
Составление вопросов к
биографии. Выборочное
чтение.
Чтение по ролям. Анализ
произведения по вопросам
учителя.
Отзыв на сказку по плану.
Выборочное чтение.
Составление характеристик
персонажей. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint

16-20

В. А. Жуковский
«Три пояса»

5ч.

посадник,
гусли

21

И.А.Крылов.
Биографическая
справка

1 ч.

мораль

Продолжение знакомства с
биографией и основными
этапами творчества И. А.
Крылова Выборочное
чтение.

22

И. А. Крылов «Кот и
повар»

1 ч.

ритор,
нравоучение

Ответы на вопросы учителя.
Чтение по ролям.
Составление характеристик
персонажей. Анализ
произведения по вопросам
учителя. Определение
морали басни.

23

Творчество и
биография
А. С. Пушкина

1 ч.

24-32

А. С. Пушкин
«Руслан и Людмила»

9 ч.

чертог,
фимиам,
персы, риза,
арап,
десница

33-41

А. С. Пушкин
«Барышнякрестьянка»

9ч.

полотно,
камердинер,
борзая

42

Творчество и
биография
М. Ю. Лермонтова

1 ч.

критик,
период

43

М. Ю. Лермонтов
« Тучи»

1 ч.

изгнанник

44

М. Ю. Лермонтов
«Баллада»

1 ч.

Продолжение знакомства с
биографией и основными
этапами творчества А. С.
Пушкина. Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя
Совершенствование
техники чтения. Работа над
выборочным и
выразительным чтением.
Работа с иллюстративным
материалом, произведениями
искусства, музыкальными
произведениями.
Составление характеристик
персонажей Деление текста
на части, озаглавливание
частей. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Совершенствование техники
чтения. Работа над
выборочным чтением.
Чтение по ролям. Работа с
иллюстративным
материалом. Анализ
произведения по вопросам
учителя. Деление текста на
части . Составление
характеристик персонажей.
Обобщение знаний по
творчеству Пушкина. Работа
с презентациями в формате
PowerPoint
Продолжение знакомства с
биографией и основными
этапами творчества М. Ю.
Лермонтова.. Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя
Работа над выразительным
чтением текста. Анализ
стихотворение по вопросам
учителя. Устное словесное
рисование. Работа с
иллюстративным
материалом. Раскрытие
темы одиночества в
стихотворениях поэта.
Работа над выразительным
чтением текста. Анализ
стихотворение по вопросам
учителя. Устное словесное

45

М. Ю. Лермонтов
«Морская царевна»

1 ч.

пучина,
перл, чело,
очи

46

Творчество и
биография
Н. В. Гоголя

1 ч.

чиновник,
отзыв

47-51

Н. В. Гоголь
«Майская ночь или
Утопленница»

5 ч.

бандура,
сотник,
зеницы

52-53

Внеклассное чтение
«Вечера на хуторе
близ Диканьки»

2 ч.

54

Творчество и
биография
Н.А. Некрасова

1 ч.

невзгоды

55

Н.А. Некрасов
«Рыцарь на час»

1 ч.

кручина

56

Н.А. Некрасов
«Саша»

1 ч.

спорится

рисование. Раскрытие темы
любви в стихотворениях
поэта.
Работа над выразительным
чтением текста. Анализ
стихотворение по вопросам
учителя. Устное словесное
рисование.
Определение главной мысли.
Обобщение знаний по
творчеству поэта.
Знакомство с биографией и
основными этапами
творчества Н. В. Гоголя.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя
Совершенствование техники
чтения. Работа над
выборочным чтением.
Чтение по ролям. Работа с
иллюстративным
материалом. Анализ
произведения по вопросам
учителя. Характеристика
персонажей. Коллективное
обсуждение. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Анализ прочитанных
произведений. Выражение
своего отношения к героям
произведений. Работа с
иллюстративным
материалом. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Продолжение знакомства с
биографией и основными
этапами творчества Н. А.
Некрасова. Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя
Работа над выразительным
чтением текста. Выборочное
чтение. Анализ произведения
по вопросам учителя.
Работа над выразительным
чтением текста. Выборочное
чтение. Анализ произведения
по вопросам учителя.
Определение главной мысли.
Заучивание отрывка
наизусть.

57

Внеклассное чтение
«Мать»
Н. А. Некрасов

1 ч.

аркан

Работа над выразительным
чтением текста. Выборочное
чтение. Анализ произведения
по вопросам учителя.
Определение главной мысли.
Обобщение знаний по
творчеству поэта.
Знакомство с биографией и
основными этапами
творчества А. А. Фета.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя
Работа над выразительным
чтением текста. Выборочное
чтение. Анализ произведения
по вопросам учителя. Работа
над средствами
художественной
выразительности.
Работа над выразительным
чтением текста. Выборочное
чтение. Работа над
средствами художественной
выразительности.
Работа над выразительным
чтением текста. Выборочное
чтение. Работа над
средствами художественной
выразительности.
Заучивание наизусть
стихотворения.

58

Творчество и
биография
А. А. Фета

1 ч.

титул,
отставка

59

А. А. Фет «На заре ты
её не буди»

1 ч.

ланита

60

А. А. Фет
«Помню я: старушка
няня ...»

1 ч.

гадание

61

А. А. Фет «Это утро,
радость эта...»

1 ч.

вереница,
зык

62

Творчество и
биография
А. П. Чехова

1 ч.

псевдоним

Продолжение знакомства с
биографией и основными
этапами творчества А. П.
Чехова. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя.
Беседа о знакомых учащимся
произведениях писателя.

63-64

А. П. Чехов
«Злоумышленники»

2 ч.

живец,
уклейка,
пескарь

65-66

А. П. Чехов
«Пересолил»

2 ч.

землемер,
к черту на
кулички

Чтение по ролям.
Выборочное чтение.
Выделение главной мысли
произведения.
Характеристика главного
героя произведения. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Чтение по ролям.
Выборочное чтение.
Описание внешнего вида

67

Внеклассное чтение
«Рассказы А. П.
Чехова»

обоих персонажей рассказа.
Работа с презентациями в
формате PowerPoint
Анализ прочитанных
произведений. Выражение
своего отношения к героям
произведений. Обмен
впечатлениями. Обобщение
по рассказам А.П.Чехова.

1 ч.

Из произведений русской литературы xx века. 45 часов
68

Творчество и
биография
М. Горького

1 ч.

псалтырь,
часослов

Продолжение знакомства с
биографией и основными
этапами творчества М.
Горького. Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя. Беседа о знакомых
учащимся произведениях
писателя.

69-70

М. Горький «Песня о
соколе»

2 ч.

бредни

71

Творчество и
биография В. В.
Маяковского

1 ч.

новатор

72-73

«Необычайное
приключение, бывшее
с
В. Маяковским летом
на даче»

2ч.

ретируясь,
степенный

74

М. И. Цветаева.
Биография.

1ч.

75

М. И. Цветаева.
«Красной кистью»

1ч.

Совершенствование техники
чтения. Выборочное чтение.
Чтение по ролям.
Сопоставление пословиц с
текстом произведения.
Определение главной мысли
произведения. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Знакомство с биографией и
основными этапами
творчества В. В.
Маяковского. Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя
Совершенствование техники
чтения. Анализ произведения
по вопросам учителя. Работа
над выразительным чтением
текста. Определение главной
мысли произведения. Работа
с презентациями в формате
PowerPoint
Знакомство с биографией и
основными этапами
творчества М. И. Цветаевой.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя
Совершенствование техники
чтения. Анализ произведения
по вопросам учителя. Работа
над выразительным чтением

Иоанн
Богослов

76

М. И. Цветаева
«Вчера ещё в глаза
глядел»

1 ч.

вопль

77

Творчество и
биография
К. Г. Паустовского

1 ч.

скитания

78-81

К. Г. Паустовский
«Стекольный мастер»

4ч.

поставец,
картуз

82

Творчество и
биография
С. А. Есенина

1 ч.

пейзаж

83

С. А. Есенин «Нивы
сжаты...»

1 ч.

месяц

84

С. А. Есенин «Собаке
Качалова»

1 ч.

норовит

текста. Работа над
средствами художественной
выразительности.
Заучивание наизусть
стихотворения.
Совершенствование техники
чтения. Анализ произведения
по вопросам учителя. Работа
над выразительным чтением
текста. Найти
противопоставления
Продолжение знакомства с
биографией и основными
этапами творчества К. Г.
Паустовского. Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя. Беседа о знакомых
учащимся произведениях
писателя.
Совершенствование техники
чтения. Анализ произведения
по вопросам учителя. Чтение
по ролям. Выборочное
чтение. Работа над
описанием природы в
рассказе. Составление
словесного портрета героя
произведения. Работа над
основной мыслью
произведения. Обобщение по
творчеству писателя. Работа
с презентациями в формате
PowerPoint
Продолжение знакомства с
биографией и основными
этапами творчества С. А.
Есенина. Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя.
Беседа с опорой на
иллюстративный материал,
произведения, музыку.
Работа над выразительным
чтением текста. Словесное
рисование. Раскрытие темы
красоты русской природы,
любви к родной земле в
поэзии поэта. Заучивание
стихотворения наизусть.
Работа над техникой чтения.
Работа над выразительным
чтением. Выборочное
чтение. Раскрытие темы

любви в поэзии Есенина.
Работа над выразительным
чтением текста. Словесное
рисование.

85

Внеклассное чтение.
С.Есенин
«Стихотворения».

1ч

86

Творчество и
биография
М. А. Шолохова

1 ч.

самообразов
ание

87-92

М. А. Шолохов
«Судьба человека»

6 ч.

лагерфюрер,
шнапс

93

Творчество и
биография
Е. И. Носова

1 ч.

сверстник

94-97

Е. И. Носов «Трудный
хлеб»

4 ч.

ситник,
кропаль

98

Внеклассное чтение.
М.Зощенко
«Рассказы».

1ч

99-100

Творчество и
биография
Н. М. Рубцова.
«Тихая моя родина»
.

2 ч.

Слесарь.
обитель,
погост

Знакомство с биографией и
основными этапами
творчества М.А Шолохова.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя
Совершенствование техники
чтения. Анализ произведения
по вопросам учителя. Чтение
по ролям. Выборочное
чтение. Работа над
характеристикой героя.
Раскрытие темы мужества и
подвига в произведении.
Работа над пересказом.
Характеристика героя.
Коллективное обсуждение
произведения. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Знакомство с биографией и
основными этапами
творчества Е. И. Носова.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя
Совершенствование техники
чтения. Анализ произведения
по вопросам учителя. Чтение
по ролям. Выборочное
чтение. Работа над
характеристикой собаки.
Высказывание своего мнения
о прочитанном. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Совершенствование техники
чтения. Анализ произведения
по вопросам учителя.
Выборочное чтение.
Знакомство с биографией и
основными этапами
творчества Н. М. Рубцова.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя. Беседа с
опорой на иллюстративный
материал, произведения,
музыку. Работа над техникой
чтения. Работа над
выразительным чтением.
Словесное рисование.

101

Н. М. Рубцов
«Русский огонёк»

1 ч.

оцепенели

102

Н. М. Рубцов «Зимняя
песня»

1 ч.

пророчить

103

Внеклассное чтение.
1ч
Героическое прошлое
России. Стихи и песни
о Великой
Отечественной войне

104

Творчество и
биография
Ю. И. Коваля

105-112 Ю. И. Коваль
« Приключения Васи
Куролесова»

1 ч.

юмор,
сатира

8 ч.

кушак,
каратель

Выборочное чтение. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Беседа с опорой на
иллюстративный материал.
Словесное рисование.
Выборочное чтение. Работа
над средствами
художественной
выразительности.
Беседа с опорой на
иллюстративный материал.
Словесное рисование.
Выборочное чтение. Работа
над средствами
художественной
выразительности.
Заучивание стихотворения
наизусть.
Анализ прочитанных
произведений. Обмен
впечатлениями. Чтение
отрывков. Работа с
иллюстративным
материалом, произведениями
искусства, музыкальными
произведениями.
Продолжение знакомства с
биографией и основными
этапами творчества Ю. И.
Коваля. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя.
Совершенствование техники
чтения. Анализ произведения
по вопросам учителя. Чтение
по ролям. Выборочное
чтение. Работа с
иллюстративным
материалом. Озаглавливание
частей рассказа. Пересказ по
плану. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint

Из произведений зарубежных писателей 24 часа
113-114 Р. Л. Стивенсон
«Вересковый мёд»

2 ч.

вереск

Знакомство с биографией и
основными этапами
творчества Р. Л. Стивенсона.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя.
Совершенствование техники
чтения. Анализ произведения
по вопросам учителя.
Выборочное чтение.

115

Творчество и
биография
Э. Сент-Томпсона

1 ч.

интеллигент

116-121 Э. Сетон-Томпсон
«Снап»

6ч.

бультерьер,
снап

122

1 ч.

экспедиция

123-129 Д. Даррелл
7 ч.
«Живописный жираф»

аристократ

Творчество и
биография
Д. Даррелла

130-131 Контрольные вопросы
и задания

2ч.

132

1 ч.

133

Внеклассное чтение
по произведениям
зарубежной лит-ры

Проверка техники
чтения
134-136 Обобщение
изученного.
Роль книги в жизни
человека.

1ч
3 ч.

Составление характеристики
героев. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Знакомство с биографией и
основными этапами
творчества Э. СетонТомпсона. Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя по
тексту. Выделение главной
мысли рассказа. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Знакомство с биографией и
основными этапами
творчества Д. Даррелла.
Выборочное чтение. Ответы
на вопросы учителя.
Совершенствование техники
чтения. Анализ произведения
по вопросам учителя.
Выборочное чтение.
Составление сравнительной
характеристики персонажей.
Работа со сложными для
понимания словами.
Выделение главной мысли
рассказа. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint
Чтение и обсуждение
рассказов зарубежных
писателей. Выборочное
чтение. Работа в парах.
группах. Работа с
иллюстративным
материалом.
Выборочное чтение. Работа в
парах. группах. Работа с
иллюстративным
материалом.
Проверка техники чтения
Работа с выставкой книг.
Рассказывание отрывков из
произведений. Работа с
презентациями в формате
PowerPoint

Итого: 136 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».