8 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей старших классов

СОГЛАСОВАННО

Руководитель МО:
____________Е.М. Лебедева
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ
УР:
«Нелидовская школа–
интернат»
_________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь
«28» августа 2024 г.

Приказ № _
от «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
основного общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
8 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Чтение»

(Образовательная область «Язык и речевая практика»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель высшей
категории
Егорова Оксана Владимировна

г. Нелидово
2024г

СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение..

1.Пояснительная записка.
Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат».
Учебный предмет «Чтение (Литературное чтение)» относится к предметной области «Язык и
речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Чтение
(Литературное чтение)» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часа в год (4
часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи
учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)».
Цель обучения - развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков
мыслительной деятельности.
Задачи обучения:
− совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и
научно-познавательных текстов;
− развитие навыков речевого обращения на материале доступных для понимания художественных
и научно-познавательных текстов;
− развитие положительных качеств и свойств личности
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение (Литературное чтение)» в 8 классе определяет
следующие задачи:
− формирование четырёх качеств техники чтения: правильность, осознанность, выразительность,
беглость;
− знакомство (через содержание читаемого материала) с новыми представлениями и понятиями;
− совершенствование умения отвечать на вопросы учителя своими словами и словами автора;
− совершенствование умения определять основную мысль и тему художественного произведения;
− развитие умения делить на части текст, формулировать заголовок пунктов плана;
− формирование умения выбирать интересующую литературу, самостоятельно читать
художественную литературу;
− совершенствование умения заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки;
− развитие и коррекция памяти и логического мышления.

2.Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы по
учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Личностные результаты:
− осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
− формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
− способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
−владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том
числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями,
использование доступных информационных технологий для коммуникации;
− формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве природной и социальной частей;
− воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

− сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Чтение» в 8 классе
Минимальный уровень:
− читать текст вслух правильно, выразительно, осознанно, в темпе, обеспечивающем его
понимание;
− читать осознанно, молча доступные по содержанию тексты;
−участвовать в обсуждении прослушанного и (или) прочитанного текста (ответы на вопросы,
высказывание собственного мнения, выслушивание мнений обучающихся с соблюдением правил
речевого этикета и правил работы в группе), опираясь на содержание текста или личный опыт;
− устанавливать смысловые отношения между поступками героев, событиями (с помощью
педагогического работника);
− определять тему произведения самостоятельно;
-определять основную мысль произведения (с помощью педагогического работника);
− учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенностей обучающихся);
− отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и с использованием слов
автора;
-определять собственное отношение к героям (герою) произведения и их поступкам (с помощью
педагогического работника);
− пересказывать текст по частям на основе коллективно составленного плана и после
предварительного анализа;
− находить в тексте непонятные слова и выражения, объясняя их значение и смысл с опорой на
контекст;
− выбирать интересующую литературу (с помощью взрослого); самостоятельно читать небольшие
по объёму и несложные по содержанию художественные произведения и научно-популярные
тексты, выполнять посильные задания.
Достаточный уровень:
− читать правильно, бегло, выразительно, осознанно доступные художественные и научнопознавательные тексты вслух и молча;
− использовать разные виды чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
− овладеть элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
-осознанно воспринимать и оценивать содержания и специфики различных текстов, участвовать в
их обсуждении;
− целенаправленно и осознанно воспринимать произведения живописи и музыки, близкие по
тематике художественным текстам;
-активно участвовать в диалоге, построенном на основе прочитанного и разобранного текста;
− уметь оценивать изложенные в произведении факты и явления с аргументацией своей точки
зрения;
− делить самостоятельно на части несложный по структуре и содержанию текст;
− выбирать самостоятельно (или с помощью педагогического работника) интересующую
литературу;
− самостоятельно пользоваться справочными источниками для получения дополнительной
информации;
− заучивать наизусть стихотворения и отрывки из прозаических произведений.

3.Содержание обучения.
Обучение чтению в 8 классе носит коррекционную, практическую и коммуникативную
направленность. Программа в 8 классе направлена на разностороннее развитие личности
обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное,
эстетическое воспитание и тесно связана с другими учебными предметами.
Задания ориентируют старшеклассников на анализ художественного произведения, на обсуждение
текстов, на творческую работу, на самостоятельную работу с текстами, развивающими речевые и
коммуникативные возможности обучающихся. Для литературного чтения в 8 классе свойственно
постепенное усложнение характера вопросов и заданий, преемственность этих заданий.

В процессе обучения чтению в 8 классе реализуются основные дидактические принципы: принцип
воспитывающего обучения, принцип сознательности и активности обучения, наглядности в
обучении, доступности и прочности сообщаемых знаний, научности материала и систематичности
его изложения, а также принципов дифференцированного и индивидуального подходов.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя
Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни детей, их
дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть,
жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, баллады, рассказы,
стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:

литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, басня,
пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.

присказка, зачин, диалог, произведение.

герой (персонаж), главный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.

стихотворение, рифма, строка, строфа.

средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).

элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,
предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения
самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной
мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков
персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам.
Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и
подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения
(коллективное или с помощью учителя).

№

Тема

1.

Устное народное
творчество
Произведения
русских
писателей XIX
века
Произведения
русских
писателей 1-й
половины XX
века
Произведения
русских
писателей 2-й
половины XX
века

2.

3.

4.

Кол-во
часов

Содержание разделов
Основные виды деятельности обучающихся

12

Работать с жанрами устного народного творчества: сказками,
былинами, пословицами и поговорками.

45

Разбирать текст по вопросам, формулировать вопросы к
отдельным событиям текста и поступкам героев.

33

39

Выделять тему и идею произведения, соотносить их с заглавием
текста. Прогнозировать события с опорой на заглавие и
иллюстрации.
Выделять в соответствии с данным планом части текста.
Озаглавливать части текста
коллективного выделения.

(с

помощью

учителя)

после

Полно и частично пересказывать произведения по данному или
коллективно составленному плану.
Включать в пересказ необходимых средств связи предложений и
частей текста прочитанного произведения.
Читать по ролям и драматизировать диалоги.
Оценивать характер героя, подбирать подтверждающие эту
оценку факты (с помощью учителя).
Акцентировать внимание на авторском слове: выделение и
объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение

характеризующих события, героев слов и предложений.
Выбирать и объяснять образные слова и выражения (с помощью
учителя, с опорой на наглядный материал).
Определять отношение автора к своим героям и событиям (с
помощью учителя).
Навыки чтения

5.

Внеклассное
чтение
Итого:136ч

7ч

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами
с переходом на словосочетания. Использование специальных
текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов,
Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг.

4.Тематический план.

№

Содержательная линия. Тема

Кол.-во часов

п/п
Устное народное творчество

Дата

Основные виды учебной деятельности и
электронные учебно- методические материалы

13ч

1-5

Волшебное кольцо (русская сказка).

5ч

Выявление знаний школьников по данной теме.
Беседа с опорой на иллюстративный материал,
произведения, музыку. Работа над пониманием унт.
Работа над видами унт, пониманием видов сказок.
Совершенствование техники чтения. Выборочное чтение.
Анализ сказки. Работа над выяснением морали.
Рассказывание сказки по плану. . Работа с презентациями
в формате PowerPoint

6

Урок внеклассного чтения.

1ч

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из
прочитанных произведений. Использование элементов
драматизации. Работа над пониманием особенностей
произведений УНТ. . Работа с презентациями в формате
PowerPoint

7

Пословицы и поговорки.

1ч

Беседа с опорой на иллюстративный материал,
знания школьников. Работа над особенностями народных
произведений малых форм, смысловым значением,
выразительным чтением. Работа в парах и группах. .
Работа с презентациями в формате PowerPoint

8-9

Баллады. Жуковский В.А. Перчатка.

2ч

Знакомство с новым жанром литературы. Ответы на
вопросы учителя. Совершенствование техники чтения.
Выборочное чтение. Анализ баллады. Составление
характеристик персонажей. Беседа с опорой на
иллюстративный материал. . Работа с презентациями в
формате PowerPoint

10

Суриков И.З. Нашла коса на камень.

1ч

Работа над выразительным чтением. Выборочное
чтение. Чтение по ролям. Анализ. Составление
характеристик персонажей. Беседа с опорой на
иллюстративный материал. Объяснение смысла
названия. . Работа с презентациями в формате PowerPoint

5.Материально-техническое обеспечение.
учебного предмета «ЧТЕНИЕ» включает:
учебник:
8 класс – Малышева З.Ф. 8 класс. Чтение. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. – М.:
Просвещение, 2018 г.;
программно-методическое обеспечение:
Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными
нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г.

Печатные пособия:
наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений, в том числе и в цифровой форме;
репродукции картин художников в соответствии с тематикой читаемых произведений;
портреты поэтов и писателей; детские книги разного типа из круга детского чтения.
Технические средства обучения;
Экранно-звуковые пособия:
аудиозаписи прочтения мастерами художественного слова произведений художественной литературы; слайды, соответствующие содержанию обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».