ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей старших классов Руководитель МО: ____________Е.М. Лебедева Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» _____________Н.Н. Козырь _________А.Г. Никитина Приказ № _ «28» августа 2024 г. от «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класса (вариант 1) учебного предмета «Русский язык» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель Лебедева Елена Михайловна г. Нелидово 2024г СОДЕРЖАНИЕ 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Пояснительная записка 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа – интернат». Учебный предмет «Русский язык» является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 136 часов в год (4 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Русский язык». Изучение русского языка в 5 классе имеет целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: -формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой; -формирование элементарных представлений о русском языке как средстве общения и источнике получения знаний; -использование письменной коммуникации для решения практикоориентированных задач; -ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений; -использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач; -научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; -развитие положительных качеств и свойств личности. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков русского языка предполагается использование следующих методов: -методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический); -методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; -методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; -методов исследования (наблюдение, анкетирование); -метода изучения продуктов творчества (сочинений, результатов эстетического творчества) 2.Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. На уроках русского языка будут формироваться следующие личностные результаты: развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование готовности к самостоятельной жизни. 1) 2) 3) 4) Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Русский язык», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать: формирование интереса к изучению русского языка; коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения; овладение основами грамотного письма; использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико- орфографических умений для решения практических задач. Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе Минимальный уровень: списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам; писать под диктовку текст, с предварительным разбором изученных орфограмм; участвовать в обсуждении темы и идеи текста; подбирать однокоренные слова с помощью учителя; проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя); учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя. Достаточный уровень: списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам; писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40 – 45 слов); участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли; коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов); подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя; различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу; находить решение орфографической задачи (с помощью учителя); пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя. Для проверки усвоения программного материала можно использовать контрольноизмерительные материалы, предложенные в Приложении 1. В качестве примера в Приложении 2 представлены контрольные диктанты и проверочные работы. 3.Содержание обучения. Раздел 1. «Звуки и буквы. Текст» Тема 1. Повторение. Звуки и буквы. Текст. Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных (слогообразующая роль, ударные и безударные) и согласных (мягкие — твердые, звонкие — глухие). Буквенная азбука — алфавит. Установление несовпадения звука и буквы в слове. Знакомство с орфографическим словарем Тема 2. Мягкие и твердые согласные перед и, е, ю, я Дифференциация мягких и твердых согласных. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, ю, я. Тема 3. Мягкий знак Разделительный ь. Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля — лья). Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного. Тема 4. Различение текста и не текста Различение отдельных предложений от текста. Озаглавливание текста. Тема 5. Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова Дифференциация звонких и глухих согласных. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Тема 5. Ударные и безударные гласные Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные. Тема 6. Определение темы текста Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли. Раздел 2. «Предложение. Текст» Тема 1. Отличие предложения от текста Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста — развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте. Тема 2. Предложение как единица речи Смысловая и интонационная законченность предложения. Наблюдения за знаками в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак). Связь слов в предложении. Тема 3. Главные и второстепенные члены предложения. Определение подлежащего и сказуемого с помощью вопросов (кто? что? что делает? что делал? что сделает?) Выделение в предложении главных членов и второстепенных членов предложения Раздел 3. «Слово. Текст» Состав слова Тема 1. Корень и однокоренные слова Нахождение общей части в родственных словах, подбор однокоренных слов, общее и различия в значении однокоренных слов. Включение однокоренных слов в предложения. Тема 2. Окончание Окончание – изменяемая часть слова. Связь слов в предложении с помощью окончания. Тема 3. Приставка Приставка как часть слова. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление словосочетаний, противоположных по значению (пришел на стадион — ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение. Разделительный ъ в словах с приставками. Тема 4. Суффикс Суффикс как часть слова. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением (-оньк- — -еньк-, -ушк- — -юшк-, -ик- и др.). Тема 5. Правописание безударных гласных в корне слова Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. Тема 6. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов. Т ема 7. Непроверяемые написания в корне слова Непроверяемые безударные гласные. Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов. Части речи Тема 1. Названия предметов, действий, признаков Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Тема 2. Понятие о частях речи. Существительное. Глагол. Прилагательное. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи. Различение частей речи по вопросам и значениям. Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Тема 3. Имя существительное. Значение существительных в речи. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т. д. Существительные, близкие (предмет один, а слов много) и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки). Тема 4. Имена существительные одушевленные и неодушевленные Имена существительные одушевленные и неодушевленные, различение их с помощью вопросов «кто это?», «что это?». Тема 5. Имена существительные собственные и нарицательные Имена собственные и нарицательные, различение имен предметов. Различение имен нарицательных и собственных, делать вывод о правилах правописания имен собственных. Правописание имен собственных. Тема 6. Текст. Тема и основная мысль в тексте Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста. Тема 7. Изменение имен существительных по числам Понятие о единственном и множественном числе. Употребление существительных в единственном и множественном числе. Изменение существительных по числам. Т ема 8. Род существительных Понятие «рода». Существительные мужского, женского, среднего рода. Различение существительных по родам. Тема 9. Существительное. Закрепление знаний Имена существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Изменение существительных по числам. Различение существительных по родам. Тема 10. Имя прилагательное. Значение прилагательных в речи Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика. Упражнения в образовании прилагательных от существительных. Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи). Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным словосочетаниям Тема 11. Изменение прилагательных по родам Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего родов. Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительным. Тема 12. Глагол. Значение глагола в речи Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Тема 13. Изменение глаголов по временам Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Настоящее время глагола. Прошедшее время глагола. Будущее время глагола. Тема 14. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам. Дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы. Тема 15. Глагол. Закрепление знаний. Семантические группы глаголов. Изменение глаголов по временам. Раздел 4. «Предложение. Текст» Тема 1. Главные и второстепенные члены предложения Главные и второстепенные члены предложения (без деления на виды). Постановка вопросов от главных членов к второстепенным членам. Тема 2. Нераспространенное и распространенное предложения Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении. Выделение из предложения словосочетаний. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями. Тема 3. Однородные члены предложения Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Дополнение предложений однородными членами. Тема 4. Интонация предложений Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование. Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении. Тема 5. Составление диалогов Составление диалогов (с опорой на картинку, текст, ситуацию). Определение речевых задач диалога: хотим узнать (спрашиваем), хотим сообщить (отвечаем, рассказываем). Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или словосочетании). Наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания. Т ема 6. Структура текста Части текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как-то раз. Работа с деформированным текстом. Раздел 5. «Повторение» Тема 1. Состав слова Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными. Размещение слов по алфавиту. Т ема 2. Имя существительное Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Большая буква в именах собственных. Изменение имен существительных по числам. Род имен существительных. Изменение существительных по падежам (склонение). Т ема 3. Имя прилагательное Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика. Упражнения в образовании прилагательных от существительных. Выделение из текста словосочетаний существительных с прилагательными. Род прилагательных. Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета Тема 4. Глагол Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Изменение глаголов по временам. Тема 5. Предложение Смысловая и интонационная законченность предложения Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Тема 6. Текст Определение темы текста. Выделение основной мысли. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения. Связь предложений в тексте. Выделение опорных слов в тексте. Расположение частей текста в соответствии с планом. Работа с деформированным текстом. Раздел 6. «Связная речь» Тема 1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях. Т ема 2. Свободный диктант Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова. Тема 3. Изложение текста по плану и опорным словам Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях. Тема 4. Составление рассказа по сюжетной картинке Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста (наиболее простых). Т ема 5. Изложение текста, воспринятого на слух Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях. Т ема 6. Свободный диктант Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка. Тема 7. Изложение текста, воспринятого на слух по плану, опорным словам Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части. Т ема 8, 9. Составление текста письма Составление текста письма к родственникам (друзьям). Анализ структуры письма. Отбор содержания и речевых средств для основной части письма. Коллективная запись на доске и в тетрадях. Словарные слова, изучаемые в 5 классе Адрес, беседа, библиотека, благодарю, ботинки, герой, граница, до свидания, забота, здравствуй, каникулы, конверт, космос, лестница, область, облако, огромный, однажды, охрана, пассажир, победа, север, столица, телефон, телевизор. (25 слов). Содержание разделов № Тема К о л в о ч а с о в Основные виды деятельности обучающихся 1 . Повто рение. Звуки и буквы . Текст 1 7 2 . Предл ожени е. Текст 1 7 Восстановить в памяти порядок букв в алфавите, закрепить умение пользоваться орфографическим словарем. Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные. Доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме новыми примерами. Понаблюдать за написанием разделительного мягкого знака в словах. Упражняться в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком. Различать звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивать, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Различать правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах. Учиться различать текст и несколько отдельных предложений. Уметь объяснить эти различия. Коллективно подбирать заголовок к тексту. Познакомиться с понятием «Адрес». Накапливать тематический словарь. Запомнить и уметь перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Потренироваться в записи адресов. Закреплять умение выделять предложение из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Связывать слова в предложении, изменяя форму слов. Познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Различать предложения по интонации. Сравнивать их, выделяя видимые признаки. Тренироваться в выразительном чтении таких предложений. Принимать участие в составлении диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдать при этом правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Учиться составлять диалоги по образцу и схеме диалога. Перечислять все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Уметь располагать адресные данные в нужной последовательности. 3 . Соста в слова 3 0 Познакомиться с однокоренными словами, учиться выделять общий корень в группе однокоренных слов. Сравнивать значения данных слов: находить сходства и различия. Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Учиться различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения. Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов. Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений. Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога. Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. Учиться писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления. 4 . Части речи. Текст 8 5 . Имя сущес твите льное 2 0 6 . Имя прила гатель ное 1 2 Четко различать названия предметов, действий, признаков. Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи. Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их. Употреблять разные части речи в предложении и тексте. Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом. Понимать значение существительных в речи. Подбирать к обобщающим названиям названия конкретных предметов и уметь обозначать ряд конкретных названий предметов обобщающим словом. Познакомиться с понятиями « одушевленные и неодушевленные существительные», «собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить, чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт. Уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе. Познакомиться с понятием рода. Учиться различать существительные мужского, женского и среднего рода, подставляя к ним личные местоимения. Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить примеры для характеристики изученных грамматических признаков существительного. Учиться выделять в тексте основную мысль. Прочитать историческую справку о новогоднем празднике и поделиться с одноклассниками интересными сведениями. Потренироваться в написании поздравлений. Опираться на схемы частей поздравления. Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои примеры разных признаков. Определять зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных примерах. Познакомиться с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода и научиться их различать и 7 . Глаго л 1 1 8 . Предл ожени е. Текст. Главн ые и второ степе нные члены предл ожени я 1 0 9 . Повто рение 1 1 Итого -136ч. соотносить с вопросами. Овладевать умением изменять прилагательные по родам. Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы. Познакомиться с запиской. Научиться правильно называть и выделять в ней три части. Запомнить важные слова из тематического словаря. Потренироваться в записи недостающих частей разных записок. Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных действий. Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель времени с моментом речи. Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие примеры (факты) делают текст интересным. Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Сделать вывод о связи подлежащего и сказуемого в предложении. Тренировать в постановке вопросов от главных членов предложения к второстепенным. Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и различия в предложениях и их схемах. Тренироваться в распространении предложения с помощью вопроса, предметной и сюжетной картинки. Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в предложении. Потренироваться в чтении однородных членов предложения с интонацией перечисления. Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения однородными членами. Познакомиться с разными интересными по тематике записками. Учиться выделять в записке три части. Потренироваться в составлении записок, разных по тематике сообщений, содержащихся в них. 5. Тематический план. № Содержательная линия. Тема п \ п К о л в о ч а с о в С л о в а р ь Повторение. Звуки и буквы. Текст - 17часов 1 . Гласные и согласные. Алфавит 1 2 . Гласные и согласные. Несовпадение звука и буквы в слове 1 3 . Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я 1 4 . Мягкий знак на конце и в середине слова 1 5 . Правописание слов с разделительным мягким знаком 1 6 . Различение текста и не текста 1 7 . Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова 1 8 . Ударные и безударные гласные в слове 1 9 . Проверка безударных гласных в слове 2 1 1 . Текст. Определение темы текста. Заголовок 1 1 2 . Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 1 1 3 Деловое письмо. Адрес 2 1 0 . П а с с а ж и р о б л а с т ь Д а т а . 1 4 . 1 5 Диктант. « Звуки и буквы. Текст.» 2 Коллективное составление рассказа по серии картинок 1 1 6 1 7 . Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Восстановить в памяти порядок букв в алфавите, закрепить умение пользоваться орфографическим словарем. Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные. Доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме новыми примерами. Понаблюдать за написанием разделительного мягкого знака в словах. Упражняться в умении слышать , правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком. Различать звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивать, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Различать правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах. Учиться различать текст и несколько отдельных предложений. Уметь объяснить эти различия. Коллективно подбирать заголовок к тексту. Познакомиться с понятием «Адрес». Накапливать тематический словарь. Запомнить и уметь перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Потренироваться в записи адресов. Работа с презентациями вформате PowerPoint Предложение. Текст -17 часов 1 8 . Выражение в предложении законченной мысли 1 1 9 . Распространение предложений 1 2 0 . Порядок слов в предложении 1 2 1 . Связь слов в предложении 1 2 2 . Главные члены предложения. Сказуемое 1 2 3 . Главные члены предложения. Подлежащее. 1 2 4 . Второстепенные члены предложения 1 2 5 . Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения 1 2 6 . Наблюдение за знаками препинания в конце предложений 1 2 7 . Вопросительные предложения 1 З д р а в с т в у й т е д о с в и д а н и я б л а г о д а ю 2 8 . Восклицательные предложения 1 2 9 . Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения 1 3 0 Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 1 3 1 Контрольный диктант. 2 3 2 О б л а к о К а н и к у л ы 3 3 . Деловое письмо. Адрес 2 3 4 . Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Закреплять умение выделять предложение из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Связывать слова в предложении, изменяя форму слов. Познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Различать предложения по интонации. Сравнивать их, выделяя видимые признаки. Тренироваться в выразительном чтении таких предложений. Принимать участие в составлении диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдать при этом правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Учиться составлять диалоги по образцу и схеме диалога. Перечислять все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Уметь располагать адресные данные в нужной последовательности. Работа с презентациями в формате PowerPoint Состав слова -30 часов 3 5 . Корень и однокоренные слова 1 3 6 . Общее и различия в значении однокоренных слов 2 3 7 . Г р а н и ц а о х р а н а 3 8 . Включение однокоренных слов в предложения 1 3 9 . Окончание – изменяемая часть слова 1 4 0 . Установление связи между словами с помощью окончания 1 4 1 . Приставка как часть слова 1 4 2 . Изменение значения слова в зависимости от приставки 1 4 3 Приставка и предлог 1 . 4 4 . Суффикс как часть слова 1 4 5 . Изменение значения слова в зависимости от суффикса 1 4 6 . Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне 1 4 7 . Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов 1 4 8 . Слово-корень с ударной гласной 1 4 9 . Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов 1 5 0 . Проверка безударных гласных в корне слова 2 5 2 . Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне 1 5 3 . Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов 1 5 4 . Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов 1 5 5 . Проверяемые гласные и согласные в корне 2 Непроверяемые написания в корне 2 5 9 Единообразное написание корня в группе однокоренных слов 1 6 0 . Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 2 с е в е р 5 1 . 5 6 . 5 7 . 5 8 6 1 Б е с е д а Б и б л и о т е к а . 6 2 . Диктант. Работа над ошибками. 2 Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану 1 6 3 . 6 4 . Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Познакомиться с однокоренными словами, учиться выделять общий корень в группе однокоренных слов. Сравнивать значения данных слов: находить сходства и различия. Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Учиться различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения. Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов. Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений. Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога. Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. Учиться писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления. Работа с презентациями вформате PowerPoint Части речи. Текст – 8 часов Названия предметов, действий и признаков 1 6 6 . Понятие о частях речи. Существительное 1 6 7 . Глагол 1 6 8 . Прилагательное 1 6 9 Различение частей речи по вопросу и значению 2 Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания 2 6 5 . 7 0 7 1 . з а б о т а 7 2 . Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Четко различать названия предметов, действий, признаков. Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи. Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их. Употреблять разные части речи в предложении и тексте. Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом. Работа с презентациями вформате PowerPoint Имя существительное – 20 часов 7 3 . Значение существительных в речи 1 7 4 . Одушевленные и неодушевленные существительные 1 7 5 . Собственные и нарицательные существительные 1 7 6 . Правописание имен собственных 1 7 7 . Текст и основная мысль текста 1 7 8 . Понятие о единственном и множественном числе существительных 1 7 9 . Употребление существительных в единственном и множественном числе 1 8 0 . Изменение существительных по числам 1 8 1 . Знакомство с понятием рода 1 8 2 . Существительные мужского рода 1 8 3 . Существительные женского рода 1 8 4 . Существительные среднего рода 1 8 Различение существительных по родам 2 С т о л и ц а К о с м о с Б о т и н к и г е р о й 5 . 8 6 . 8 7 . Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 2 8 8 . 8 9 . А д р е с к о н в е р т Деловое письмо. Поздравление 2 Коллективное изложение текста, воспринятого на слух 2 9 0 . 9 1 . 9 2 . Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Понимать значение существительных в речи. Подбирать к обобщающим названиям названия конкретных предметов и уметь обозначать ряд конкретных названий предметов обобщающим словом. Познакомиться с понятиями « одушевленные и неодушевленные существительные», «собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить. Чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт. Уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе. Познакомиться с понятием рода. Учиться различать существительные мужского, женского и среднего рода, подставляя к ним личные местоимения. Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить примеры для характеристики изученных грамматических признаков существительного. Учиться выделять в тексте основную мысль. Прочитать историческую справку о новогоднем празднике и поделиться с одноклассниками интересными сведениями. Потренироваться в написании поздравлений. Опираться на схемы частей поздравления. Работа с презентациями вформате PowerPoint 9 3 . 9 4 . Имя прилагательное – 12 часов Значение прилагательных в речи 1 Различение признаков, обозначаемых прилагательными 1 О г р о м н ы й 9 5 . Зависимость рода прилагательных от рода существительных 1 9 6 . Окончания прилагательных мужского рода 1 Т е л е ф о н т е л е в и з о р 9 7 . Окончания прилагательных женского рода 1 9 8 . Окончания прилагательных среднего рода 1 9 9 . Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода 1 1 0 0 . Изменение прилагательных по родам 1 1 0 1 . Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 2 Деловое письмо. Записка 2 1 0 2 . 1 0 3 . 1 0 4 . Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои примеры разных признаков. Определить зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных примерах. Познакомиться с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода и научиться их различать и соотносить с вопросами. Овладевать умением изменять прилагательные по родам. Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы. Познакомиться с запиской. Научиться правильно называть и выделять в ней три части. Запомнить важные слова из тематического словаря. Потренироваться в записи недостающих частей разных записок. Работа с презентациями вформате PowerPoint Глагол – 11 часов 1 0 5 . Значение глаголов в речи 1 1 0 6 . Различение действий, обозначаемых глаголами 1 1 0 7 . Настоящее время глаголов 1 1 0 8 . Прошедшее время глаголов 1 1 0 9 . Будущее время глаголов 1 1 1 0 . Различение глаголов по временам 1 1 1 1 . Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли 1 1 1 2 . Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 2 Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам 2 1 1 3 . 1 1 4 . 1 1 5 . Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных действий. Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель времени с моментом речи. Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие примеры ( факты) делают текст интересным. Работа с презентациями в формате PowerPoint 1 1 6 . 1 1 7 . Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения -10 часов Главные члены предложения 1 Л е с т н и ц а Второстепенные члены предложения 1 1 1 8 . Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам 1 1 1 9 . Различение нераспространенных и распространенных предложений 1 1 2 0 . Распространение предложений 1 1 2 1 . Знакомство с однородными членами предложения 1 1 2 2 . Дополнение предложения однородными членами 1 1 2 3 . Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания 1 1 2 4 . Деловое письмо. Записка 2 П о б е д а О д н а ж д ы 1 2 5 . Основные виды учебной деятельности и электронные учебно- методические материалы Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Сделать вывод о связи подлежащего и сказуемого в предложении. Тренировать в постановке вопросов от главных членов предложения к второстепенным. Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и различия в предложениях и их схемах. Тренироваться в распространении предложения с помощью вопроса. Предметной и сюжетной картинки. Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в предложении. Потренироваться в чтении однородных членов предложения с интонацией перечисления. Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения однородными членами. Познакомиться с разными интересными по тематике записками. Учиться выделять в записке три части. Потренироваться в составлении записок, разных по тематике сообщений, содержащихся в них. Работа с презентациями вформате PowerPoint Повторение – 11 часов 1 2 6 1 2 7 . Состав слова 2 1 2 8 1 2 9 . Существительное 2 1 3 0 . Прилагательное 1 1 3 1 . Глагол 1 1 3 2 1 3 3 . Предложение 2 1 3 4 - Контрольный диктант. Закрепление знаний по теме « Повторение изученного» 3 1 3 6 . 5.Материально-техническое обеспечение 1.Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 2.Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т. В. Алышева, Г. В. Васенков, В. В. Воронкова и др.: Дрофа; Москва; 2009. 3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. 4.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013. 5.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой, 2011. 6.Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы. Русский язык. Чтение. Мир истории. История Отечества / Э.В. Якубовская, М.И. Шишкова, И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение, 2018. 7.Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2018. 8.Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599. 9.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ печатные пособия: наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ; учебно-практическое оборудование: опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями); наборы ролевых игр; технические средства обучения: интерактивно-программный комплекс. магнитная доска; Контрольные диктанты и проверочные работы по предмету «Русский язык» для учащихся 5 класса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. Данная работа содержит контрольные диктанты и задания для учащихся 5 класса. Данные задания составлены в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми программой по русскому языку. Контрольно – измерительные материалы составлены по разделам и темам программы по русскому языку, что позволит учителю выявить уровень понимания учащимися изученного материала по темам: Звуки и буквы. Текст. Предложение. Текст. Слово. Текст. Предложение. Текст. Повторение. Связная речь. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года. Цель и содержание контрольной работы по русскому языку: получение объективной информации о состоянии уровня освоения предметных результатов по русскому языку в 5 классе у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, итоговый контроль индивидуальных достижений учащихся по предмету. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ: работа состоит из контрольного диктанта и выполнения задания. Задания для выполнения минимального уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя и выполнение одного задания по теме. Задания достаточного уровня включает: написание диктанта под диктовку учителя и выполнение двух заданий, отличающихся по уровню сложности. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности: письмо под диктовку направлено на выявление умения различать буквы и звуки, их графическое обозначение, устанавливать звуко-буквенные отношения, на умение определять наличие в словах изученных орфограмм, умение применять правила правописания (в объеме содержания курса). Задания, размещенные в конце диктанта, служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений. Время и способ выполнения контрольной работы: время выполнения работы рассчитано на один урок. Работа выполняется в тетрадях для контрольных работ. Контрольный диктант №1 «Звуки и буквы. Текст» Забияка. Мы высадились на маленький остров около Антарктиды. На острове жили пингвины. Раз сижу я на камне и ем хлеб. А пингвины мне в рот смотрят. Очень они любопытные. За камнем жил пингвин-забияка. Ухватит клювом мой сапог и бьёт крыльями. А я смотрю и смеюсь. (45 слов) Слова для справок: Антарктида, забияка. Грамматическое задание: Укажите количество букв и звуков в слове: забияка. 2. Подчеркни твёрдые согласные синим цветом, мягкие согласные зеленым цветом в словах: клювом, крыльями. 1. 2. 1. Контрольный диктант № 2 «Предложение. Текст» До свидания, лето! Август подходил к концу. Солнце ещё ласкало своими лучами землю. Но по ночам чувствовалось прохладное дыхание близкой осени. С каждым днём всё холоднее берёзкам. В тревожном зареве дрожат рябины с осинами. Пламенеют клёны. В лесу стоит чуткая тишина. Всем жаль расставаться с летом. (45 слов) Слова для справок: чувствовалось, расставаться. Грамматическое задание: Подчеркните главные члены в предложении: В лесу стоит чуткая тишина. Дополните второстепенными членами предложение: Пламенеют клёны. Контрольный диктант № 3 «Состав слова» Лось. Егор Иванович остановился и с тревогой посмотрел на лес. Из болота шёл свежий след лося. А по бокам ещё два следа. Волки! Лесник поспешил по следам. На поляне волки нагнали лося, а он отбивался копытами. Лесной великан не поддался волкам. Он разогнал зверей и убежал под гору. (По Г. Скребицкому) (47 слов) Слова для справок: не поддался. Грамматическое задание: Выдели корень в словах: волки, лесной, убежал. 2. Обозначьте корень и суффикс в слове: лесник. Запишите ещё 2 слова с таким же суффиксом. Контрольный диктант № 4 «Части речи» В тайге зимой. Тихо в тайге зимой. Упадёт ком снега, закричит кедровка. Да ворон пролетит высоко над горами. На снегу видны следы. Цепочка – это след горностая. Глубокую тропу в снегу протоптали олени. А вот следы борьбы. Соболь догнал глухаря и вцепился в него. Не уйти глухарю от соболя. (45 слов) Слова для справок: кедровка, горностай, вцепился. Грамматическое задание: 1. Определить какой частью речи являются слова в предложении: Глубокую тропу в снегу протоптали олени. 2. Подбери однокоренные слова, чтобы они обозначали предмет, действие, признак предмета, с корнем: –зим– 1. 2. Контрольный диктант № 5 «Имя существительное» Пернатые друзья. В детстве у меня был старший товарищ Пётр Иванович. Он держал дома птиц. Одни птицы сидели в клетках. Другие свободно перелетали с подоконника на печь, на лампу. Мы чистили клетки, кормили пернатых. Чиж любил семечки. Синица лакомилась салом. Птицы понимали речь хозяина. (По Г. Скребицкому) (42 слова) Слова для справок: у меня, перелетали. Грамматическое задание: Определите число и род имен существительных: товарищ, на лампу, семечки. Подчеркните существительные с шипящей на конце, определите род существительных. 1. 2. Контрольный диктант № 6 «Падежи имён существительных» Зимний вечер. Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звёзды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло. (46 слов) Слова для справок: сумрак, сторожка. Грамматическое задание: Определи падеж имен существительных: День, из леса, под ногами. Определи падеж имен существительных в предложении: Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. 2. Контрольный диктант № 7 «Имя прилагательное» Тельняшка. Белые и синие полоски флотской тельняшки говорят об отваге. Человек в такой майке виден далеко. Синие полоски по тельняшке - это океанские волны. Белый цвет - это штормовые гребни. Море на груди. Надел матрос тельняшку и сразу расправил плечи. И сразу захотелось совершить трудное д (43 е слов Слова для справок: флотские тельняшки, отвага, штормовые гребни. л а) Грамматическое задание: о 1. В первом предложении подчеркнуть прилагательные. . Подберите подходящие по смыслу прилагательные и допишите их к слову: Матрос. 1. 2. 1. 2. Контрольный диктант № 8 «Глагол» Рубеж. Прошла ночь. В бледном рассвете показались горы. На самой вершине горы стоит вышка. У вышки - пограничный рубеж. Здесь кончается наша земля. Уже осень. Высохла трава. И только на пологом склоне зелёная полоска. Там бьёт из-под земли студёный ключ. Ключ разливается по земле ручьём. (42 слова) Слова для справок: рубеж, пологий склон, ключ. Грамматическое задание: Подчеркните глаголы в первом и последнем предложении. Определите время глаголов: прошла, стоит, разливается. Контрольный диктант № 9 «Предложение. Текст» Глухари. Мы идём по густому лесу через чащу. На лесной поляне нас оглушают хлопки могучих крыльев. Это вылетели глухари. Глухари живут в стороне от людского жилья. Их можно найти в лесных болотах, в чащах. Хлопаньем крыльев они предупреждают птиц об опасности. (По А. Тамбиеву) (40 слов) Слова для справок: оглушают. Грамматическое задание: Подчеркните главные члены предложения в первом и в четвертом предложениях. Найдите и подчеркните однородные члены предложения. Контрольный диктант № 10 «Повторение изученного материала» Зайка и Мурка. Мама купила на рынке зайчишку. Она принесла его домой в корзинке. У зайки были мягкие пушистые уши. Он ловко грыз морковку и зелёные стебли травы. А у нашей Мурки пропали котята. Она была в большой тревоге. Мурка приняла зайца за своего котёнка и стала кормить его молоком. Малыш скоро привык к Мурке. Грамматическое задание: 1. Подчеркните главные и второстепенные члены в первом предложении. 2. Укажите, какими частями речи они выражены. 3. (По Г. Скребицко