3 класс

ГКОУ «Нелидовская школа–интернат»
РАССМОТРЕНО
на МО
учителей начальных классов
Руководитель МО:
____________О.П. Диринова
Протокол № 1
от «27» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАННО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская
УР:
школа–интернат»
_________А.Г. Никитина

_____________Н.Н. Козырь

«28» августа 2024 г.

Приказ № _
От «29» августа 2024 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
3 класса (вариант 1)
учебного предмета

«Русский язык»
(Образовательная область «Язык и речевая практика»)

на 2024-2025 учебный год
(срок реализации программы)

Составитель: учитель начальных классов
Колесникова Юлия Алексеевна

г. Нелидово
2024г
1

СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы.
3.Содержание обучения.
4. Тематический план.
5. Материально – техническое обеспечение.

1. Пояснительная записка
1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат».
Важнейшей линией курса является формирование у обучающихся действий звукового
анализа, дать качественную характеристику каждому звуку (гласный, твёрдый, мягкий согласный).
Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного
письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки. Звуковой анализ помогает
также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует
формированию навыка слогового чтения.
Цель уроков русского языка состоит в том, чтобы заложить основы формирования
функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь
ему осознать себя носителем языка.
Изучение предмета призвано решать следующие задачи:
― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение
на этой основе языковыми единицами (звук, буква, слово, предложение);
― Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных
для понимания по структуре и содержанию;
― Развитие навыков устной коммуникации;
― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является
средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний,
частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской
культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации
являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека
практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся
условиям современного мира.
Коррекционная направленность программного материала проявляется в области речевого
развития обучающихся с умственной отсталостью легкой степени.
В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи
обучающихся с умственной отсталостью легкой степени. На уроках корригируются дефекты
произношения, формируются фонетико – фонематические представления. На уроках устраняются
неправильность употребления грамматических форм, синтаксических конструкций, неточность и
бедность словаря.
2

Программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические периоды. В течение этих
периодов у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени коррегируются недостатки
прошлого опыта, готовят их к усвоению последующих разделов программы.
Программный материал имеет практическую направленность и нацелен на формирование у
обучающихся с умственной отсталостью легкой степени речевых навыков, на развитие и
коррекцию речи.
При работе над программой учтено, что школьникам не доступны абстрактные понятия,
поэтому программа включает только те грамматические категории, для которых характерна
научная дифференцированность.
Практическая направленность обучения проявляется в том, что обучающиеся с умственной
отсталостью легкой степени усваивают некоторые темы на основе грамматических комментариев
и посредством практических упражнений, выполняют задания стилистического характера,
способствующие развитию правильной связной речи и преодолению неточностей употребления
слов, повторения одних и тех же слов в предложениях.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
Предмет «Русский язык» является частью предметной области «Язык и речевая практика»,
относится к обязательной части учебного плана. Предмет изучается с 1 по 9 класс.
В 3 классах из учебного плана выделяется 102 часа (3 часа в неделю).

2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей
программы.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
предметных и личностных результатов:
Личностные результаты:
К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета «Русский язык» относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями
- положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу,
России;
- положительное отношение к урокам русского языка;
2) формирование средствами литературных произведений уважительного отношения к
иному мнению, истории и культуре других народов:
- уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам,
на которых говорят другие народы;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях
русского народа;
3) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу
3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности:
- Способность критически оценивать свои поступки и окружающих;
- Освоение доступных социальных ролей;
- Способность к самоконтролю, саморегуляции поведения
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
3

7) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и
чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы:
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей:
- Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку,
находящемуся в трудной ситуации;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
- Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность
сочувствовать природе и её обитателям;
- Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и
социальных компонентов;
- Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- различение гласных и согласных звуков и букв;
- различение ударных и безударных гласных звуков;
- различение оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
- списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с
орфографическим проговариванием;
- обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой
Ь (после предварительной отработки).
- деление слов на слоги для переноса;
- запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с
изученными орфограммами;
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на
серию сюжетных картинок;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
Достаточный уровень:
- различение звуков и букв;
- характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
- списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим
проговариванием;
- запись под диктовку коротких текстов. (25-30 слов).
- дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
- выделение из текста предложений на заданную тему;
- деление слов на слоги для переноса;
- составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью
учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и
восклицательный знак);
- деление текста на предложения;

4

3. Содержание обучения
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце.
Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме
вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Практические грамматические упражнения и развитие речи.
Фонетика.
Звуки и буквы. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и
звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение.
Гласные ударные и безударные.
Графика.
Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог.
Перенос слов. Алфавит.
Слово.
Слова, обозначающие название предметов. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и
что? Расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы,
растения, животных.
Имена собственные.
Большая буква в названиях городов, сёл и деревень, улиц.
Слова, обозначающие название действий.
Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делал?
что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета.
Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? нахождение слов,
обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим
предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по
ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный;
камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог.
Раздельное написание предлога со словами. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об)
и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Роль предлога в обозначении
пространственного расположении предметов.
Правописание.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка
написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Предложение.
Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Составление предложений
с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по опорным словам.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?),
родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?),
предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с
деформированными предложениями. (Составление предложений из слов, данных в начальной
форме).
Развитие речи.
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Коллективное
составление небольших по объему изложений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и
иллюстрации.

5

4. Тематический план

№

Наименование разделов и тем

Основные виды деятельности обучающихся
на уроке и электронные учебнометодические материалы

Раздел 1. Предложение (9 часов)
Определять

количество предложений в

тексте, опираясь на визуально значимые
атрибуты: большая буква в первом слове и
точка в конце предложения (2–3 коротких
1.

Выделение предложения из текста

предложения).
Выделять

из

текста

предложение

на

заданную
тему (о берёзе, о щенке).
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.
Определять

количество предложений в

тексте, опираясь на визуально значимые
атрибуты: большая буква в первом слове и
точка в конце предложения (2–3 коротких
2.

Выделение предложения из текста

предложения).
Выделять

из

текста

предложение

на

заданную
тему (о берёзе, о щенке).
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

3.

Предложение и его схема

Уверенно «читать» схему
предложения;
соотносить схему с
предложением.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

4.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
Предложения-вопросы и предложения- учебному тексту, схемами.
ответы
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.
6

дата

5.

Завершение начатого предложения

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

6.

Различение набора слов и предложения

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

7.

Порядок слов в предложении. Письмо
по памяти

Уметь
исправлять
нарушенный порядок слов в предложении
(слова даны в нужной форме и записаны на
отдельных карточках)
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.
Организация рабочего места к уроку.

8.

9.

Контрольное списывание по теме
«Предложение».

Предложение. Закрепление знаний.

Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.
Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Раздел 2. Звуки и буквы (2 часа)

10.

Знакомство с алфавитом

Познакомиться с орфографическим словарём;
научиться находить в нём нужную букву,
ориентируясь на её место в алфавите (в
начале, в середине, ближе к концу, между
какими
букваминаходится).
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

11.

Звуки гласные и согласные

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Загадки о буквах
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Раздел 3. Гласные звуки и буквы (10 часов)
12.

Ударение в словах.

Слышать и выделять голосом ударный звук в
словах (слова, состоящие из2–3 слогов);
ставить знак ударения над ударной гласной.
7

Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.
Сравнивать

предъявляемый

учителем

правильный и неправильный по силе голоса
13.

Гласные ударные и безударные.
Выделение ударной гласной в слове.

рисунок звукового
состава слова.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.
Выбирать из двух один правильный вариант

14.

Гласные ударные и безударные.
Выделение ударной гласной в слове.

и называть ударный гласный
(сапоги – сапоги).
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

15.

Картинный диктант по теме
«Гласные звуки и буквы»

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

16.

Деление слов на слоги.

Уметь делить слова на слоги, ориентируясь на
гласные буквы. Переносить слова по слогам с
одной строки на другую, соблюдая правила
переноса.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.
Различать на слух твёрдые и мягкие
согласные в словах и правильно обозначать
их соответствующими гласными
буквами.

17.

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале
слова или слога.

(мя–мя).

Уметь составлять пары из слогов
Приводить примеры

пар слов на каждый
случай
дифференциации.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

18.

Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале
слова или слога.

Различать

на

слух

твёрдые

и

мягкие

согласные в словах и правильно обозначать
8

их
буквами.
(мя–мя).

соответствующими

гласными

Уметь составлять пары из слогов
Приводить

примеры пар слов

на каждый случай дифференциации.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint и
интерактивной доской.

19.

20.

Контрольное списывание по теме
«Гласные звуки и буквы».

Перенос части слова при письме.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Загадки о буквах.
Работа с заданиями к упражнению, образцами,
иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

21.

Перенос части слова при письме.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Загадки о буквах.
Работа с заданиями к упражнению, образцами,
иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Раздел 4. Согласные звуки и буквы (28 часов)
Различать на слух и чётко произносить
твёрдые
и
мягкие
согласные. Наблюдать за
правописанием слов с мягким знаком на
конце
22.

Различение твёрдых и мягких
согласных перед гласными.

и

в

середине

слова.

Учиться

доказывать правильность постановки мягкого
знака в слове по данному образцу. Приводить
два-три примера с мягким знаком на конце
и
в середине слова.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

23.

Обозначение мягкости согласных на
письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.

Различать на слух и чётко произносить
твёрдые
и
мягкие
согласные. Наблюдать за
9

правописанием слов с мягким знаком на
конце

и

в

середине

слова.

Учиться

доказывать правильность постановки мягкого
знака в слове по данному образцу. Приводить
два-три примера с мягким знаком на конце
и
в середине слова.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.
Различать на слух и чётко произносить
твёрдые
и
мягкие
согласные. Наблюдать за
правописанием слов с мягким знаком на
конце
24.

Обозначение мягкости согласных на
письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я.

и

в

середине

слова.

Учиться

доказывать правильность постановки мягкого
знака в слове по данному образцу. Приводить
два-три примера с мягким знаком на конце
и
в середине слова.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

25.

Обозначение мягкости согласных на
письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. Письмо
по памяти.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Загадки о буквах.
Работа с заданиями к упражнению, образцами,
иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Буква мягкий знак (ь) на конце слова.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Загадки о буквах.
Работа с заданиями к упражнению, образцами,
иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

10

26.

27.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Загадки о буквах.
Буква мягкий знак (ь) в середине слова. Работа с заданиями к упражнению, образцами,
иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

28.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Загадки о буквах.
Работа с заданиями к упражнению, образцами,
иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Различение твёрдых и мягких
согласных..

Картинный диктант по теме
«Согласные звуки и буквы».

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Различение твёрдых и мягких
согласных.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

31.

Различение твёрдых и мягких
согласных.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

32.

Выучить сочетания букв жи– ши, находить их
в словах и делать вывод о правильности
написания данных сочетаний в словах.
Гласные после шипящих согласных Ш, Коллективносоставить словарик из слов с
данными
Ж, Ч, Щ.
сочетаниями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

33.

Написание ЧА – ЩА в словах.

29.

30.

Выучить сочетания букв ча – ща, находить их
в словах и делать вывод
11

о

правильности

написания

данных

сочетаний

в

словах.

Коллективно составить словарик из слов с
данными
сочетаниями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.
Выучить сочетания букв чу – щу, находить их
в словах и делать вывод
написания
34.

Написание ЧУ – ЩУ в словах.

данных

о

правильности

сочетаний

в

словах.

Коллективно составить словарик из слов с
данными
Сочетаниями
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

35.

36.

Написание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ –
ЩУ.

Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Загадки о буквах.
Картинный диктант по теме
Работа с заданиями к упражнению, образцами,
«Написание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ
иллюстрациями.
– ЩУ».
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Составление пар звонких и глухих
согласных.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Составление пар звонких и глухих
согласных.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

39.

Различение Б – П, В – Ф. Письмо по
памяти.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

40.

Различение Д – Т, Г – К.

37.

38.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
12

учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Различение Ж – Ш, З – С.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Наблюдение за звонкими и глухими
согласными на конце слова.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Правописание звонких и глухих
согласных на конце слова.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

44.

Проверка написания звонких и глухих
согласных на конце слова.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

45.

Контрольное списывание по теме
«Правописание звонких и глухих
согласных на конце слова».

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Проверка написания звонких и глухих
согласных на конце слова.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Правила правописания в словах.
Закрепление знаний.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами
. Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Картинный диктант на тему
«Правила правописания в словах».

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

41.

42.

43.

46.

47.

48.

13

49.

Правила правописания в словах.
Закрепление знаний.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Раздел 5. Слово. Название предметов (6 часов)

50.

51.

52.

53.

54.

55.

Различие названий предметов по
вопросам кто? что?

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Обобщающее название для группы
однородных предметов. Письмо по
памяти.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Выделение названий предмета из
предложений.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Выделение названий предметов из
предложений.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Большая буква в именах, отчествах,
фамилиях людей и в кличках
животных.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Большая буква в именах, отчествах,
фамилиях людей и в кличках
животных.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Раздел 6. Название действий (9 часов)
56.

Различение названий действий по
вопросам что делает? что делают?

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
14

Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Контрольное списывание на тему
«Название действий».

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

58.

Различение названий действий по
вопросам что делал? что делала? что
сделал? что сделала?

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

59.

Различение названий действий по
вопросам что делал? что делала? что
делали? что сделал? что сделала? что
сделали?

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

60.

Различение названий действий по
вопросам что делал? что делала? что
делали? что сделал? что сделала? что
сделали? Письмо по памяти.

57.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.

Различение названий действий по
вопросам что сделает? что сделают?

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

62.

Постановка вопросов к названиям
действий.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

63.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
Подбор названий действий к названиям учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
предметов по вопросам.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

61.

64.

Картинный диктант по теме
«Название действий».

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
15

и интерактивной доской.
Раздел 7. Название признаков (10 часов)

Определение признака предмета по
вопросам какой? какая? какое? какие?

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

66.

Определение признака предмета по
вопросам какой? какая? какое? какие?

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

67.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
Различение предметов по их признакам. учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Письмо по памяти.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

68.

Постановка вопросов к названиям
признаков предмета.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Постановка вопросов к названиям
признаков предмета.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Постановка вопросов к названиям
признаков предмета.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Выделение названий признаков
предмета из предложения.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

65.

69.

70.

71.

72.

Контрольное списывание по теме
«Название предметов».

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
16

к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

73.

74.

Название предметов, действий и
признаков.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Название предметов, действий и
признаков.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Раздел 8. Предлоги (8 часов)

Предлоги В, НА, С, ИЗ, У.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Предлоги К, ПО со словами.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Предлог ОТ со словами.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Контрольное списывание по теме
«Предлоги».

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

79.

Предлоги НАД, ПОД со словами.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

80.

Предлог О со словами.

Работа с основными компонентами учебника:

75.

76.

77.

78.

17

Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

81.

82.

Картинный диктант по теме
«Предлоги».

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со
словами.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Раздел 9. Предложение (10 часов)

83.

84.

85.

86.

87.

Выделение предложения из текста.
Письмо по памяти.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Предложение законченное и
незаконченное.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Предложение законченное и
незаконченное.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Распространённое предложение.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Контрольное списывание на тему
«Предложение».

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.

18

88.

89.

90.

91.

92.

Распространённое предложение.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Слова в предложении. Письмо по
памяти.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Порядок слов в предложении.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Составление предложений.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Составление предложений.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Раздел 10. Повторение (10 часов).

Слово. Правила правописания в слове.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

94.

Названия предметов и признаков.
Письмо по памяти.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

95.

Название действий.

93.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
19

и интерактивной доской.

96.

97.

98.

Картинный диктант по теме
«Повторение».

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Предложение.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

Контрольное списывание по теме
«Повторение».

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

99- Повторение и закрепление изученного
102 материала.

Работа с основными компонентами учебника:
Оглавлением, вопросами и заданиями, к
учебному тексту, схемами. Работа с заданиями
к упражнению, образцами, иллюстрациями.
Работа с презентациями в форматеPowerPoint
и интерактивной доской.

5. Материально – техническое обеспечение.
1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы , «Русский язык» в 2 ч. Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва
Просвещение, 2018.
2. Тетрадь по русскому языку. Пособие для учащихся 3 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Э.В.Якубовская, А.К.Аксёнова – М.: Просвещение,
2016.
3. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».