ГКОУ «Нелидовская школа–интернат» РАССМОТРЕНО на МО учителей начальных классов Руководитель МО: ____________О.П. Диринова Протокол № 1 от «27» августа 2024 г. СОГЛАСОВАННО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по Директор: ГКОУ «Нелидовская УР: школа–интернат» _________А.Г. Никитина _____________Н.Н. Козырь «28» августа 2024 г. Приказ № _ От «29» августа 2024 г. Адаптированная рабочая программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса (вариант 1) учебного предмета «Русский язык» (Образовательная область «Язык и речевая практика») на 2024-2025 учебный год (срок реализации программы) Составитель: учитель начальных классов Колесникова Юлия Алексеевна г. Нелидово 2024г 1 СОДЕРЖАНИЕ: 1.Пояснительная записка. 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. 3.Содержание обучения. 4. Тематический план. 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Пояснительная записка 1.Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2.В соответствии с АООП ГКОУ «Нелидовская школа –интернат». Важнейшей линией курса является формирование у обучающихся действий звукового анализа, дать качественную характеристику каждому звуку (гласный, твёрдый, мягкий согласный). Звуковой анализ закладывает основы лингвистического образования и будущего грамотного письма, предупреждая возможности пропуска букв, их перестановки. Звуковой анализ помогает также осознать первоклассникам основные принципы русской графики, что способствует формированию навыка слогового чтения. Цель уроков русского языка состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка. Изучение предмета призвано решать следующие задачи: ― Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми единицами (звук, буква, слово, предложение); ― Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков; ― Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; ― Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; ― Развитие навыков устной коммуникации; ― Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Общая характеристика учебного предмета Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Коррекционная направленность программного материала проявляется в области речевого развития обучающихся с умственной отсталостью легкой степени. В процессе обучения проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи обучающихся с умственной отсталостью легкой степени. На уроках корригируются дефекты произношения, формируются фонетико – фонематические представления. На уроках устраняются неправильность употребления грамматических форм, синтаксических конструкций, неточность и бедность словаря. 2 Программа выделяет на всех этапах обучения пропедевтические периоды. В течение этих периодов у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени коррегируются недостатки прошлого опыта, готовят их к усвоению последующих разделов программы. Программный материал имеет практическую направленность и нацелен на формирование у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени речевых навыков, на развитие и коррекцию речи. При работе над программой учтено, что школьникам не доступны абстрактные понятия, поэтому программа включает только те грамматические категории, для которых характерна научная дифференцированность. Практическая направленность обучения проявляется в том, что обучающиеся с умственной отсталостью легкой степени усваивают некоторые темы на основе грамматических комментариев и посредством практических упражнений, выполняют задания стилистического характера, способствующие развитию правильной связной речи и преодолению неточностей употребления слов, повторения одних и тех же слов в предложениях. Место курса «Русский язык» в учебном плане Предмет «Русский язык» является частью предметной области «Язык и речевая практика», относится к обязательной части учебного плана. Предмет изучается с 1 по 9 класс. В 3 классах из учебного плана выделяется 102 часа (3 часа в неделю). 2. Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы. Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных и личностных результатов: Личностные результаты: К личностным результатам освоения АООП в рамках предмета «Русский язык» относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями - положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему городу, народу, России; - положительное отношение к урокам русского языка; 2) формирование средствами литературных произведений уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов: - уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; 3) овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу 3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности: - Способность критически оценивать свои поступки и окружающих; - Освоение доступных социальных ролей; - Способность к самоконтролю, саморегуляции поведения 6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 3 7) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы: - первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; - первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей. 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: - Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; 9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; - Ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям; - Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; - Элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов; - Сформированность бережного отношения к материальным и духовным ценностям Предметные результаты Минимальный уровень: - различение гласных и согласных звуков и букв; - различение ударных и безударных гласных звуков; - различение оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; - списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием; - обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки). - деление слов на слоги для переноса; - запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; - дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; - составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; - выделение из текста предложений на заданную тему; Достаточный уровень: - различение звуков и букв; - характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; - списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; - запись под диктовку коротких текстов. (25-30 слов). - дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; - выделение из текста предложений на заданную тему; - деление слов на слоги для переноса; - составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак); - деление текста на предложения; 4 3. Содержание обучения Повторение Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. Практические грамматические упражнения и развитие речи. Фонетика. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные. Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит. Слово. Слова, обозначающие название предметов. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? Расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Имена собственные. Большая буква в названиях городов, сёл и деревень, улиц. Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами. Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы; подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая); согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Раздельное написание предлога со словами. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Правописание. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по опорным словам. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. (Составление предложений из слов, данных в начальной форме). Развитие речи. Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Коллективное составление небольших по объему изложений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации. 5 4. Тематический план № Наименование разделов и тем Основные виды деятельности обучающихся на уроке и электронные учебнометодические материалы Раздел 1. Предложение (9 часов) Определять количество предложений в тексте, опираясь на визуально значимые атрибуты: большая буква в первом слове и точка в конце предложения (2–3 коротких 1. Выделение предложения из текста предложения). Выделять из текста предложение на заданную тему (о берёзе, о щенке). Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Определять количество предложений в тексте, опираясь на визуально значимые атрибуты: большая буква в первом слове и точка в конце предложения (2–3 коротких 2. Выделение предложения из текста предложения). Выделять из текста предложение на заданную тему (о берёзе, о щенке). Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 3. Предложение и его схема Уверенно «читать» схему предложения; соотносить схему с предложением. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 4. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к Предложения-вопросы и предложения- учебному тексту, схемами. ответы Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 6 дата 5. Завершение начатого предложения Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 6. Различение набора слов и предложения Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 7. Порядок слов в предложении. Письмо по памяти Уметь исправлять нарушенный порядок слов в предложении (слова даны в нужной форме и записаны на отдельных карточках) Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Организация рабочего места к уроку. 8. 9. Контрольное списывание по теме «Предложение». Предложение. Закрепление знаний. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Раздел 2. Звуки и буквы (2 часа) 10. Знакомство с алфавитом Познакомиться с орфографическим словарём; научиться находить в нём нужную букву, ориентируясь на её место в алфавите (в начале, в середине, ближе к концу, между какими букваминаходится). Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 11. Звуки гласные и согласные Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Загадки о буквах Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Раздел 3. Гласные звуки и буквы (10 часов) 12. Ударение в словах. Слышать и выделять голосом ударный звук в словах (слова, состоящие из2–3 слогов); ставить знак ударения над ударной гласной. 7 Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Сравнивать предъявляемый учителем правильный и неправильный по силе голоса 13. Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. рисунок звукового состава слова. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Выбирать из двух один правильный вариант 14. Гласные ударные и безударные. Выделение ударной гласной в слове. и называть ударный гласный (сапоги – сапоги). Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 15. Картинный диктант по теме «Гласные звуки и буквы» Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 16. Деление слов на слоги. Уметь делить слова на слоги, ориентируясь на гласные буквы. Переносить слова по слогам с одной строки на другую, соблюдая правила переноса. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Различать на слух твёрдые и мягкие согласные в словах и правильно обозначать их соответствующими гласными буквами. 17. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. (мя–мя). Уметь составлять пары из слогов Приводить примеры пар слов на каждый случай дифференциации. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 18. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Различать на слух твёрдые и мягкие согласные в словах и правильно обозначать 8 их буквами. (мя–мя). соответствующими гласными Уметь составлять пары из слогов Приводить примеры пар слов на каждый случай дифференциации. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 19. 20. Контрольное списывание по теме «Гласные звуки и буквы». Перенос части слова при письме. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Загадки о буквах. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 21. Перенос части слова при письме. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Загадки о буквах. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Раздел 4. Согласные звуки и буквы (28 часов) Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные. Наблюдать за правописанием слов с мягким знаком на конце 22. Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными. и в середине слова. Учиться доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу. Приводить два-три примера с мягким знаком на конце и в середине слова. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 23. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные. Наблюдать за 9 правописанием слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Учиться доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу. Приводить два-три примера с мягким знаком на конце и в середине слова. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Различать на слух и чётко произносить твёрдые и мягкие согласные. Наблюдать за правописанием слов с мягким знаком на конце 24. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. и в середине слова. Учиться доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу. Приводить два-три примера с мягким знаком на конце и в середине слова. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 25. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я. Письмо по памяти. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Загадки о буквах. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Буква мягкий знак (ь) на конце слова. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Загадки о буквах. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 10 26. 27. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Загадки о буквах. Буква мягкий знак (ь) в середине слова. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 28. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Загадки о буквах. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Различение твёрдых и мягких согласных.. Картинный диктант по теме «Согласные звуки и буквы». Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Различение твёрдых и мягких согласных. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 31. Различение твёрдых и мягких согласных. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 32. Выучить сочетания букв жи– ши, находить их в словах и делать вывод о правильности написания данных сочетаний в словах. Гласные после шипящих согласных Ш, Коллективносоставить словарик из слов с данными Ж, Ч, Щ. сочетаниями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 33. Написание ЧА – ЩА в словах. 29. 30. Выучить сочетания букв ча – ща, находить их в словах и делать вывод 11 о правильности написания данных сочетаний в словах. Коллективно составить словарик из слов с данными сочетаниями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Выучить сочетания букв чу – щу, находить их в словах и делать вывод написания 34. Написание ЧУ – ЩУ в словах. данных о правильности сочетаний в словах. Коллективно составить словарик из слов с данными Сочетаниями Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 35. 36. Написание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Загадки о буквах. Картинный диктант по теме Работа с заданиями к упражнению, образцами, «Написание ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ иллюстрациями. – ЩУ». Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Составление пар звонких и глухих согласных. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Составление пар звонких и глухих согласных. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 39. Различение Б – П, В – Ф. Письмо по памяти. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 40. Различение Д – Т, Г – К. 37. 38. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к 12 учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Различение Ж – Ш, З – С. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 44. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 45. Контрольное списывание по теме «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова». Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Правила правописания в словах. Закрепление знаний. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами . Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Картинный диктант на тему «Правила правописания в словах». Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 41. 42. 43. 46. 47. 48. 13 49. Правила правописания в словах. Закрепление знаний. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Раздел 5. Слово. Название предметов (6 часов) 50. 51. 52. 53. 54. 55. Различие названий предметов по вопросам кто? что? Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Обобщающее название для группы однородных предметов. Письмо по памяти. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Выделение названий предмета из предложений. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Выделение названий предметов из предложений. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и в кличках животных. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Раздел 6. Название действий (9 часов) 56. Различение названий действий по вопросам что делает? что делают? Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. 14 Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Контрольное списывание на тему «Название действий». Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 58. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала? Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 59. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 60. Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? Письмо по памяти. 57. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают? Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 62. Постановка вопросов к названиям действий. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 63. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к Подбор названий действий к названиям учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. предметов по вопросам. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 61. 64. Картинный диктант по теме «Название действий». Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 15 и интерактивной доской. Раздел 7. Название признаков (10 часов) Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 66. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 67. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к Различение предметов по их признакам. учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Письмо по памяти. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 68. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Постановка вопросов к названиям признаков предмета. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Выделение названий признаков предмета из предложения. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 65. 69. 70. 71. 72. Контрольное списывание по теме «Название предметов». Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями 16 к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 73. 74. Название предметов, действий и признаков. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Название предметов, действий и признаков. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Раздел 8. Предлоги (8 часов) Предлоги В, НА, С, ИЗ, У. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Предлоги К, ПО со словами. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Предлог ОТ со словами. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Контрольное списывание по теме «Предлоги». Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 79. Предлоги НАД, ПОД со словами. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 80. Предлог О со словами. Работа с основными компонентами учебника: 75. 76. 77. 78. 17 Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 81. 82. Картинный диктант по теме «Предлоги». Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Раздел 9. Предложение (10 часов) 83. 84. 85. 86. 87. Выделение предложения из текста. Письмо по памяти. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Предложение законченное и незаконченное. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Предложение законченное и незаконченное. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Распространённое предложение. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Контрольное списывание на тему «Предложение». Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. 18 88. 89. 90. 91. 92. Распространённое предложение. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Слова в предложении. Письмо по памяти. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Порядок слов в предложении. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Составление предложений. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Составление предложений. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Раздел 10. Повторение (10 часов). Слово. Правила правописания в слове. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 94. Названия предметов и признаков. Письмо по памяти. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 95. Название действий. 93. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint 19 и интерактивной доской. 96. 97. 98. Картинный диктант по теме «Повторение». Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Предложение. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. Контрольное списывание по теме «Повторение». Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 99- Повторение и закрепление изученного 102 материала. Работа с основными компонентами учебника: Оглавлением, вопросами и заданиями, к учебному тексту, схемами. Работа с заданиями к упражнению, образцами, иллюстрациями. Работа с презентациями в форматеPowerPoint и интерактивной доской. 5. Материально – техническое обеспечение. 1. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы , «Русский язык» в 2 ч. Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва Просвещение, 2018. 2. Тетрадь по русскому языку. Пособие для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Э.В.Якубовская, А.К.Аксёнова – М.: Просвещение, 2016. 3. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. 20